Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июля 2017 г. N 03-08-05/41842
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с вопросом о налогообложении дохода от авторских прав и лицензий сообщает следующее.
В соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно статье 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации и подлежат налогообложению в Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Кодекса в размере 20 процентов.
Согласно статье 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерланды действует Соглашение "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" от 16.12.1996 (далее - Соглашение с Нидерландами).
Согласно пункту 1 статьи 12 Соглашения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в этом другом Государстве, если такой резидент является фактическим владельцем доходов от авторских прав и лицензий.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Швейцарии действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 (далее - Соглашение со Швейцарией).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Соглашения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогом только в этом другом Государстве, резидент которого является фактическим владельцем доходов от авторских прав и лицензий.
Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ в пункт 1 статьи 312 Кодекса внесены изменения, согласно которым с 1 января 2017 года при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация помимо подтверждения постоянного местонахождения в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Согласно статье 7 Кодекса лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях Кодекса и применения международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в пункте 1 статьи 312 Кодекса, а также принимаемые ими риски.
Для признания лица в качестве фактического получателя дохода необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу.
При определении фактического получателя дохода для целей применения пониженных ставок, установленных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, могут приниматься во внимание следующие документы (информация):
1) документы (информация), подтверждающие (опровергающие) наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и пользования полученным доходом, в том числе:
документы, подтверждающие (опровергающие) наличие договорных или иных юридических обязательств перед третьими лицами (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения), ограничивающих права получателя дохода при использовании полученных доходов в целях извлечения выгоды от альтернативного использования;
документы, подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);
2) документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, налогообложения, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника в Российской Федерации при последующей передаче полученных денежных средств третьими лицами (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым Российской Федерацией не заключен международный договор об избежании двойного налогообложения);
3) документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым Российской Федерацией заключен международный договор об избежании двойного налогообложения, фактической предпринимательской деятельности.
По нашему мнению, отсутствие в Кодексе упоминания о конкретных документах, необходимых для определения фактического получателя дохода, свидетельствует о том, что законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации.
Ввиду вышеизложенного сообщаем, что доходы иностранной организации от авторских прав и лицензий могут подлежать налогообложению налогом на прибыль организаций у источника в Российской Федерации по пониженной ставке в соответствии с положениями либо Соглашения с Нидерландами, либо Соглашения со Швейцарией при соблюдении условий, установленных статьей 312 Кодекса.
В противном случае доход иностранной организации от авторских прав и лицензий подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций у источника в Российской Федерации по ставке 20 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Кодекса, при этом российская организация признается налоговым агентом в соответствии со статьей 24 Кодекса и обязана исчислить, удержать и перечислить налог на прибыль организаций с доходов иностранной организации у источника в Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НК РФ устанавливает, что доходы от использования в России прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации и подлежат налогообложению по ставке 20%.
Между Россией и Нидерландами действует Соглашение об избежании двойного налогообложения.
Так, доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого, подлежат налогообложению только в этом другом государстве, если такой резидент является фактическим владельцем доходов от авторских прав и лицензий.
Между Россией и Швейцарией также действует Соглашение об избежании двойного налогообложения. Им предусмотрено аналогичное правило.
С 1 января 2017 г. при применении положений международных договоров иностранная организация, помимо подтверждения постоянного местонахождения в государстве, с которым имеется такой договор, должна представить налоговому агенту подтверждение того, что она имеет фактическое право на доход.
Разъяснено, что доходы иностранной организации от авторских прав и лицензий могут облагаться налогом на прибыль у источника в России по пониженной ставке в соответствии с положениями либо соглашения с Нидерландами, либо соглашения со Швейцарией при соблюдении условий, установленных НК РФ.
В противном случае доход иностранной организации от авторских прав и лицензий облагается по ставке 20%, при этом российская организация признается налоговым агентом.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июля 2017 г. N 03-08-05/41842
Текст письма официально опубликован не был