Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Д.А. Зорина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданину Д.А. Зорину было отказано в удовлетворении требований о взыскании с территориального органа внутренних дел Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения во внеочередном порядке. Как указали суды, данная жилищная гарантия предоставляется сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в порядке очередности исходя из времени принятия этих граждан на учет. Также суды отклонили доводы Д.А. Зорина о наличии у сотрудников органов внутренних дел, признанных инвалидами, права на внеочередное получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отметив, что такое право действующим законодательством, в том числе положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не предусмотрено.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Д.А. Зорин оспаривает конституционность следующих законоположений:
части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей, что сотрудник органов внутренних дел и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году;
пункта 1 Федерального закона от 23 ноября 2015 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому статья 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была дополнена частью 10.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 7 (часть 2), 39 (часть 1) и 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают право граждан, которые были уволены со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью и получением инвалидности по данному заболеванию, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в льготном порядке - на тех же условиях, что и лица, перечисленные в части 10 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Также в жалобе указано на необходимость внесения соответствующих законодательных изменений.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечить государственную поддержку инвалидов (статья 7) и дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, определение конкретных жилищных гарантий, их содержания и круга лиц, на которых они распространяются, а также определение условий и порядка предоставления государственной поддержки инвалидам являются прерогативой законодателя, который в этих целях учитывает специфику конкретных общественных отношений, реальные финансово-экономические и иные возможности, имеющиеся у государства.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в части 10 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 года N 315-ФЗ) установил для отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, льготу в виде первоочередного предоставления единовременной социальной выплаты. Подобное правовое регулирование не может расцениваться как нарушающее конституционные права тех лиц, которые не отнесены к числу пользующихся такой льготой, в том числе заявителя.
Кроме того, из представленных документов не следует, что Д.А. Зорин лишен возможности получить указанную социальную выплату в общем порядке - согласно очередности постановки на учет либо, будучи инвалидом, лишен права на получение мер социальной поддержки в жилищной сфере, корреспондирующих данному статусу и реализуемых в рамках иных правовых актов.
Разрешение же поставленного заявителем вопроса связано с расширением круга лиц, имеющих право на первоочередное предоставление единовременной социальной выплаты, и предполагает внесение изменений в действующее законодательство, что не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зорина Дмитрия Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 1291-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зорина Дмитрия Александровича на нарушение его конституционных прав частью 10 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пунктом 1 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)