Во исполнение плана мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2118), а также в соответствии с пунктами 1, 5.15(2) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2016, N 17, ст. 2399), приказываю:
1. Утвердить Порядок обобщения и анализа правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" согласно приложению к настоящему приказу.
2. Управлению по надзору за аудиторской деятельностью (Л.Х. Муромцева) осуществлять:
- проведение обобщения и анализа правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
- размещение на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.roskazna.ru результатов обобщения и анализа правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в срок до 15 марта года, следующего за годом, в котором проводилось обобщение правоприменительной практики.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства Э.А. Исаева.
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального казначейства
от 30 декабря 2016 г. N 544
Порядок
обобщения и анализа правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок обобщения и анализа правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", устанавливает процедуры обобщения и анализа правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2014, N 49, ст. 6912; 2016, N 27, ст. 4293), в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, а также повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности и публикации результатов указанных обобщений и анализа.
1.2. Целями Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" являются:
обеспечение практики единообразного применения Федеральным казначейством и его территориальными органами законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора в сфере внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Федерального казначейства в области надзора за аудиторской деятельностью путем их публикации для сведения подконтрольных аудиторских организаций и иных участников рынка аудиторских услуг;
выработка предложений по совершенствованию законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в целях устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и устранения избыточных контрольно-надзорных функций;
предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - ВККР АО).
1.3. Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению ВККР АО, являются:
выявление проблемных вопросов применения Федеральным казначейством и его территориальными органами обязательных требований;
выработка единообразного подхода к решению проблемных вопросов правоприменительной практики и реализация такого подхода с привлечением широкого круга заинтересованных лиц;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовки предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
1.4. Обобщение и анализ правоприменительной практики
Федерального казначейства по осуществлению ВККР АО (далее - Обзор практики) проводятся на системной основе.
II. Направления обобщения и анализа правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
2.1. Обзор практики формируется по двум основным направлениям:
правоприменительная практика организации и проведения ВККР АО;
правоприменительная практика соблюдения объектами ВККР обязательных требований.
2.2. В рамках работы по обобщению и анализу правоприменительной практики Федерального казначейства в области надзора за аудиторской деятельностью рассматриваются вопросы применения законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в том числе ВККР АО, включая вопросы:
составления ежегодного плана проверок, его направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры;
применения оснований для проведения внеплановых проверок;
разработки и издания приказов о проведении проверок, их содержания;
выбора документарной или выездной проверки;
исчисления и соблюдения сроков проведения проверки;
соблюдения прав лиц, в отношении которых осуществляется мероприятия по контролю;
оформления результатов проверки и принятия мер воздействия к аудиторским организациям по ее результатам;
работы с жалобами, заявлениями и обращениями, содержащими сведения о нарушении обязательных требований;
привлечения объектов ВККР к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении ВККР АО;
выявленных позитивных и негативных факторов, влияющих на эффективность ВККР АО;
судебной практики по признанию аудиторских заключений заведомо ложными;
практики привлечения к уголовной ответственности за преступления, совершенные при оказании аудиторских услуг.
2.3. В рамках организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики Федерального казначейства по осуществлению ВККР АО рассматриваются вопросы организации и проведения ВККР АО и соблюдения объектами ВККР - аудиторскими организациями обязательных требований, в частности:
типичные нарушения и применяемые в случае их выявления меры воздействия;
результаты ВККР АО, осуществляемых иностранными регуляторами, уполномоченными на надзор за аудиторской деятельностью в иностранных государствах в целях адаптации соответствующего опыта и повышения эффективности ВККР АО;
практика осуществления ВККР саморегулируемыми организациями аудиторов в отношении своих членов;
случаи фальсификации проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, выявленные отраслевыми регуляторами, осуществляющими надзор за аудируемыми лицами;
вопросы применения обязательных требований, регулирующих сферу ВККР АО в системной взаимосвязи с положениями законодательных и нормативных правовых актов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований.
2.4. В качестве источников сведений для Обзора практики используются:
результаты проверок;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц Федерального казначейства в досудебном и судебном порядке и иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам деятельности Федерального казначейства в области ВККР АО;
результаты рассмотрения жалоб, заявлений и обращений, в том числе содержащих сведения о нарушении обязательных требований в сфере аудиторской деятельности;
результаты составления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях;
разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), а также требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих аудиторскую деятельность;
иные источники, содержащие сведения о регулировании аудиторской деятельности, надзоре за аудиторскими организациями, оказывающими услуги по обязательному аудиту общественно значимым хозяйствующим субъектам, предупреждении нарушений норм правового регулирования аудиторской деятельности.
III. Организация работы по обобщению и анализу правоприменительной практики ВККР АО
3.1. Организация работы по обобщению и анализу правоприменительной практики ВККР АО осуществляется Управлением по надзору за аудиторской деятельностью Федерального казначейства (далее - Управление).
3.2. Координацию работы по обобщению и анализу правоприменительной практики ВККР АО осуществляет рабочая группа по обобщению и анализу правоприменительной практики ВККР АО (далее - Рабочая группа), состав, полномочия, порядок работы и периодичность заседаний которой определяются соответствующим приказом Федерального казначейства.
3.3. Управление до 1 декабря года, предшествующего году, в котором будет проводиться обобщение правоприменительной практики, готовит проект плана Обзора практики с перечислением приоритетных вопросов правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) и правоприменительной практики соблюдения обязательных требований.
3.4. При одобрении Рабочей группой план Обзора практики рассылается в территориальные органы Федерального казначейства, уполномоченные на осуществление ВККР АО приказом Федерального казначейства (далее - территориальные органы) для представления предложений и материалов в срок до 31 декабря года, предшествующего году, в котором будет проводиться обобщение правоприменительной практики.
3.5. На основе обобщения и анализа поступивших предложений и материалов Управление до 1 февраля года, следующего за отчетным, готовит Обзор практики.
3.7. До 15 февраля года, следующего за отчетным, Обзор практики направляется на рассмотрение на заседании Рабочей группы.
3.8. До 1 марта года, следующего за отчетным, Обзор практики утверждается приказом Федерального казначейства.
3.9. В Обзор практики включаются рекомендации об организации работы Управления и территориальных органов в целях единообразного применения законодательства в контрольно-надзорной деятельности в сфере ВККР АО и в целях ее совершенствования.
3.10. Вопросы, по которым нет единообразной правоприменительной практики, а также поступившие предложения о совершенствовании законодательства на основе правоприменительной практики в контрольно-надзорной деятельности в сфере ВККР АО (далее - спорные вопросы), выделяются из Обзора практики и подлежат дальнейшему анализу.
3.11. Утвержденный Обзор практики и спорные вопросы размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru с указанием способа подачи предложений о решении спорных вопросов.
3.12. Для поиска и принятия решения по спорным вопросам Обзор практики и спорные вопросы направляются для рассмотрения в территориальные органы, Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, саморегулируемые организации аудиторов, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" и Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", обсуждаются на Совете по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.
3.13. При выявлении в ходе обобщения и анализа правоприменительной практики устаревших, дублирующихся и избыточных обязательных требований, недостаточно ясных и взаимосогласованных обязательных требований, указанные вопросы направляются Управлением в Рабочую группу с целью подготовки предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации. Предложения докладываются руководителю Федерального казначейства и направляются в Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий нормативное правовое регулирование в сфере ВККР АО, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, иные государственные органы.
3.14. Информация по обобщению и анализу правоприменительной практики ВККР АО направляется в Министерство финансов Российской Федерации в составе предложений для включения в ежегодные рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.