Единая система идентификации и аутентификации
Методические рекомендации
по использованию Единой системы идентификации и аутентификации
Версия 2.25
(приложение к протоколу заседания Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности)
Таблица изменений
Версия |
Дата |
Автор |
Изменение |
1.0 |
- |
- |
Документ создан |
2.0 |
- |
- |
Создана новая версия документа в рамках развития ЕСИА в 2013 г. |
2.1 |
- |
- |
Внесены исправления в документ: - уточнено описание процедуры подписания запроса при аутентификации с помощью протокола SAML; - уточнено описание перечня SAML-атрибутов; - уточнено описание электронного сервиса по регистрации пользователей ЕСИА, опубликованного в СМЭВ (добавлено описание процедуры получения доступа к сервису, добавлены идентификаторы сервиса ЕСИА в СМЭВ, уточнено описание метода восстановления доступа); - уточнено описание областей доступа (scope), используемых программными интерфейсами на основе REST. |
2.2 |
- |
- |
Исключено приложение с описанием электронных сервисов ЕСИА для работы с должностными лицами ОГВ. Произведена перенумерация остальных приложений. Внесены уточнения и детализации в технические описания во всех приложениях |
2.3 |
- |
- |
Детализация описания механизма аутентификации с использованием OpenID Connect 1.0 |
2.4 |
- |
- |
Добавлено описание программного интерфейса на основе REST по получению данных о филиалах и ОГВ. Уточнено описание программного интерфейса на основе REST по получению данных о системных группах. Изменено обозначение типов учетных записей. Добавлены ссылки на Технологический портал ЕСИА. Уточнено описание redirect_uri при использовании сервиса авторизации ЕСИА на основе OAuth 2.0. Уточнено описание сервиса получения данных о субъекте (Приложение Б.7). Уточнен формат адреса, используемый в REST-сервисе ЕСИА |
2.4.1 |
- |
- |
Уточнен формат запроса на получение маркера доступа при реализации модели контроля доступа на основе полномочий системы-клиента. Уточнен процесс завершения активной сессии пользователя при использовании протокола SAML |
2.5 |
- |
- |
Добавлено описание: - новых типов документов физических лиц, получаемых через REST API ЕСИА; - данных о детях, получаемых через REST API ЕСИА; - новых возможностей по использованию аутентификации с использованием OpenID Connect 1.0 (проверка аутентификации в фоновом режиме и открытие страницы аутентификации во всплывающем окне); - возможностей по управлению данными организации; - новых разрешений на доступ к данным (scope); - возможности возврата пользователя в систему, направившую пользователя в ЕСИА для выполнения операций. |
2.6 |
- |
- |
Добавлено описание сервиса "Единый сервис упрощенной идентификации пользователей Единой системы идентификации и аутентификации" |
2.7 |
- |
- |
Добавлено описание использования разрешения (scope) для передачи сведений о детях. |
2.8 |
- |
- |
Добавлено описание использования разрешения (scope) "openid" для интеграции информационных систем |
2.9 |
- |
- |
Добавлено в Таблицу 11 "Состав набора данных" пункт - место рождения, при вызове скоупа id_doc и foreign_passport_doc |
- |
- |
Из Таблицы 11 исключен пункт место рождения. Добавлено описание сервиса УПРИД. Уточнена информация по сервису регистрации. Добавлен раздел Б.9 Предоставление списка измененных пользователей или организаций за период времени В таблице 6 добавлены параметры ответа на запрос о персональных данных пользователя: verifying и status. |
|
2.11 |
- |
- |
К Таблице 11 в примечании добавлено описание scope, позволяющих получить Гражданство пользователя. |
2.12 |
- |
- |
Уточнено описание структуры маркера идентификации (Приложение В.7). |
2.13 |
- |
- |
В Таблице 11 добавлен скоуп "birthplace". |
- |
- |
В Таблице 10 исправлены коды ошибок. |
|
2.15 |
- |
- |
В Таблице 11 добавлен скоуп usr_org. |
- |
- |
Добавлено описание полей "district" и "settlement" для атрибута orgAddresses (Таблица 5). |
|
17.01.2017 |
Пригарина Д.А. |
В Таблице 10 добавлен новый код ошибки при отсутствии разрешения на доступ к указанному скоупу. В таблице 6 добавлены параметры ответа на запрос о контактах пользователя: vrfValStu и verifyingValue. |
|
31.01.2017 |
Пригарина Д.А. |
Добавлен раздел с описанием метода импорта учетной записи пользователя (Приложение Б.10). |
|
2.19 |
08.02.2017 |
Маслова Г.В. |
В таблице 6 изменен параметр fiasCode ответа на запрос о сведениях об отдельной записи в перечне адресов физического лица. |
09.03.2017 |
Пригарина Д.А. |
Обновлен алгоритм импорта УЗ, пример ответа на запрос, обязательность полей адреса (Приложение Б.10). |
|
2.21 |
10.04.2017 |
Пригарина Д.А. |
Добавлено описание получения информации для скоупа usr_org (Приложение В.4). В Приложении Б.10 добавлено описание заголовков запроса (Request-Data, Request-Data Sign). Обновлено описание параметров series и number для документа, удостоверяющего личность. |
2.22 |
02.05.2017 |
Горбунова О.Е. |
В Приложение В.4 в перечень скоупов добавлен скоуп usr_avt. Добавлено описание получения информации для скоупа usr_avt (Приложение Б.11). |
2.23 |
04.05.2017 |
Пригарина Д.А. |
Добавлено описание ошибок для параметра errorStatusInfo (Приложение Б.10). Обновлено описание ответа для запроса: https://esia- portal1.test.gosuslugi.ru/orgs/oms/100000/emps?embed=(elements.person) (Приложение Б.1). |
2.24 |
20.06.2017 |
Маслова Г.В. |
Обновлен пример запроса (вызов сервиса в среде разработки) в Приложении Б.10 (добавлен параметр "birthPlace". |
2.25 |
03.07.2017 |
Пригарина Д.А. |
В разделе 3.1.1 добавлена информация о прекращении поддержки SAML 2.0 в ЕСИА. В разделах Б.2, В.2.2, В.4, В.5 обновлены примеры, касающиеся скоупа id_doc. В разделах В.6.2.2, В.6.2.3 обновлены примеры запросов. |
Список сокращений
Сокращение / термин |
Наименование / определение |
ЕГРИП |
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей |
ЕГРЮЛ |
Единый государственный реестр юридических лиц |
ЕПГУ |
Федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" |
ЕСИА |
Федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" |
ИНН |
Идентификационный номер налогоплательщика |
ИС |
Информационная система |
КЭП |
Усиленная квалифицированная электронная подпись |
ОГВ |
Орган государственной власти. Федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, а также иные организации, определенные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации |
ОГРН |
Основной государственный регистрационный номер |
ОГРНИП |
Основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя |
Оператор выдачи ключа ПЭП |
Орган или организация, обладающая правом создания (замены) ключа ПЭП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 января 2013 г. N 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг". В соответствии с указанным постановлением Правительства, в качестве Операторов выдачи ключа ПЭП могут выступать федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также иные организации, определенные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации (а также уполномоченные ими организации), осуществляющие оказание государственных или муниципальных услуг и подключенные к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме |
Оператор ЕСИА |
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
Оператор ИС |
Организация, осуществляющая регистрацию и управление ИС. В качестве операторов ИС, включенных в регистр информационных систем ЕСИА, могут быть организации, обеспечивающие решение следующих задач: - предоставление государственных и муниципальных услуг; - исполнение государственных и муниципальных функций; - формирование БГИР; - межведомственное электронное взаимодействие; - иные задачи, предусмотренные федеральными законами, актами Президента РФ и актами Правительства РФ. |
Пользователь ЕСИА |
Пользователь информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в ЕСИА в качестве физического лица. Может иметь роли индивидуального предпринимателя, сотрудника юридического лица, должностного лица ОГВ |
Поставщик услуг |
ИС, интегрированная с ЕСИА и осуществляющая предоставление пользователям ЕСИА данных и услуг, в частности, государственных и муниципальных услуг в электронной форме |
ПЭП |
Простая электронная подпись |
Регламент |
Регламент взаимодействия участников информационного взаимодействия с оператором ЕСИА и оператором инфраструктуры электронного правительства при организации информационно-технологического взаимодействия информационных систем с использованием ЕСИА |
СМЭВ |
Федеральная государственная информационная система "Единая система межведомственного электронного взаимодействия" |
СНИЛС |
Страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда России |
Специалист Центра обслуживания |
Сотрудник Оператора выдачи ключа ПЭП, осуществляющий подтверждение личности пользователей ЕСИА |
Технологический портал ЕСИА |
Специализированное веб-приложение, размещенное по адресу https://esia.gosuslugi.ru/console/tech. Предназначено, в частности, для управления ИС организаций |
ФИО |
Фамилия, имя, отчество |
Центр обслуживания |
Центр обслуживания органа или организации, имеющей право создания (замены) и выдачи ключа ПЭП. В Центре обслуживания специалистами Центра обслуживания осуществляется регистрация и/или подтверждение личности пользователей ЕСИА |
ЮЛ |
Юридическое лицо |
OAuth |
Открытый протокол авторизации |
REST |
Передача репрезентативного состояния (Representational State Transfer) |
SAML |
Security Assertion Markup Language |
SMS |
Служба коротких сообщений (Short Message Service) |
1 Введение
Переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде требует от государства предоставить людям и органам государственной власти возможности безопасно идентифицировать друг друга онлайн. Когда люди и органы государственной власти могут доверять результатам идентификации друг друга, они могут предоставлять и потреблять услуги, чего нельзя было бы достичь в другом случае из-за большой сложности или важности услуг.
В текущей онлайн среде от людей требуется ведение десятков различных имен пользователей и паролей - по одной паре для каждого вебсайта, с которым пользователь взаимодействует. Сложность такого подхода является бременем для людей и потворствует такому поведению, как повторное использование паролей, что упрощает онлайн мошенничества и нарушения идентификации. В то же время органы государственной власти сталкиваются с постоянно возрастающими затратами на управление учётными записями пользователей, последствиями онлайн мошенничеств и неэффективностью электронных услуг в результате нежелания потенциальными пользователями проходить регистрацию еще одной учётной записи.
Созданная Минкомсвязью России ФГИС ЕСИА:
1. Предоставляет использующим ее информационным системам органов государственной власти решение по достоверной идентификации пользователей (как физических, так и должностных лиц ЮЛ и ОГВ), достигнутой благодаря тому, что:
- регистрация лица в ЕСИА сопряжена с проверкой значимых для удостоверения личности критериев;
- ЕСИА обеспечивает защиту размещённой в ней информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Является ориентированной на пользователя - предоставляет ему возможности:
- идентификации и аутентификации с использованием единой учетной записи и широкого спектра поддерживаемых методов аутентификации при доступе к различным информационным системам органов государственной власти;
- управления своими персональными данными, размещенными в ЕСИА, и контроля над их предоставлением в информационные системы органов государственной власти.
1.1 Назначение документа
Настоящий документ:
1. Описывает базовые сценарии использования ЕСИА:
- идентификация и аутентификация пользователей при доступе к информационным системам органов государственной власти (раздел 3);
- ведение идентификационных данных и полномочий пользователей (раздел 4);
- получения информационными системами органов государственной власти данных из регистров, хранимых в ЕСИА (раздел 4).
2. Поясняет порядок ведения в ЕСИА регистров (справочников), необходимых для реализации базовых сценариев использования ЕСИА:
- регистр физических лиц;
- регистр юридических лиц и должностных лиц юридических лиц;
- регистр органов государственной власти и должностных лиц органов государственной власти;
- регистр информационных систем.
3. Предоставляет методические рекомендации по интеграции информационных систем с ЕСИА и обеспечению соответствия положениям нормативно-правовых актов в части использования ЕСИА.
1.2 Нормативные ссылки
Настоящий документ разработан в целях реализации и во исполнение следующих нормативно-правовых актов:
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
- Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 1815-р.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 111 "Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке её использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг".
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
- Положение "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451.
- Положение "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утверждённое приказом Минкомсвязи России от 13 апреля 2012 г. N 107.
2 Общее описание ЕСИА
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 ЕСИА должна обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (заявителей и должностных лиц ОГВ) к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах.
При этом ЕСИА не обеспечивает выполнение процессов идентификации, аутентификации и авторизации участников межведомственного взаимодействия, возникающих в процессе использования СМЭВ, в частности, при взаимодействии информационных систем с использованием СМЭВ.
Основные функциональные возможности ЕСИА:
- идентификация и аутентификация пользователей, в том числе:
- однократная аутентификация*(1), которая дает пользователям ЕСИА следующее преимущество: пройдя процедуру идентификации и аутентификации в ЕСИА, пользователь может в течение одного сеанса работы обращаться к любым информационным системам, использующим ЕСИА, при этом повторная идентификация и аутентификация не требуется.
- поддержка различных методов аутентификации: по паролю, по электронной подписи, а также двухфакторная аутентификация (по постоянному паролю и одноразовому паролю, высылаемому в виде sms-сообщения);
- поддержка уровней достоверности идентификации пользователя (упрощенная учетная запись, стандартная учетная запись, подтвержденная учетная запись).
- ведение идентификационных данных*(2), а именно - ведение регистров физических, юридических лиц, органов и организаций, должностных лиц органов и организаций и информационных систем;
- авторизация уполномоченных лиц ОГВ при доступе к следующим функциям ЕСИА:
- ведение регистра должностных лиц ОГВ в ЕСИА;
- ведение справочника полномочий в отношении ИС и предоставление пользователям ЕСИА (зарегистрированным в ЕСИА как должностные лица ОГВ) полномочий по доступу к ресурсам ИС, зарегистрированным ЕСИА;
- делегирование вышеуказанных полномочий уполномоченным лицам нижестоящих ОГВ.
- ведение и предоставление информации о полномочиях пользователей в отношении информационных систем, зарегистрированных в ЕСИА.
Обращение участников информационного взаимодействия к ЕСИА должно происходить только по протоколу HTTPS (использовать протокол HTTP запрещено).
3 Аутентификация пользователей через ЕСИА
Разработчики государственных сайтов, порталов и прочих веб-приложений могут предоставить своим пользователям возможность входить в систему, используя учётную запись ЕСИА. Это избавляет разработчиков от необходимости делать собственное хранилище учётных записей, обеспечивать безопасность хранения паролей, разрабатывать механизмы регистрации, аутентификации пользователей, поддерживать их в рабочем состоянии.
Под пользователями ЕСИА понимаются следующие категории участников информационного взаимодействия:
- физические лица, имеющие учетную запись в регистре физических лиц ЕСИА;
- индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица имеющие признак индивидуального предпринимателя;
- должностные лица юридических лиц, т.е. физические лица, присоединенные к учетным записям юридических лиц ЕСИА;
- должностные лица органов и организаций, т.е. физические лица, присоединенные к учетным записям ОГВ.
Пользователи получают возможность однократной аутентификации. Это означает, что пройдя процедуру аутентификации в ЕСИА, пользователь может в течение одного сеанса работы войти в несколько систем, и при этом повторно вводить логин и пароль не потребуется.
С целью обеспечения указанного функционала в ЕСИА реализовано два альтернативных механизма, которые позволяют разработчику использовать наиболее подходящий для его системы:
- механизм, основанный на стандарте SAML версии 2.0;
- механизм, основанный на модели OpenID Connect 1.0.
Аутентификация с использованием стандарта SAML
ЕСИА использует стандарт SAML версии 2.0, который был разработан в 2005 году концерном OASIS. SAML базируется на языке XML и определяет способы обмена информацией об аутентификации пользователей, их полномочиях и идентификационных данных. В соответствии с принятой в этом стандарте терминологией, ЕСИА выступает в роли доверенного поставщика идентификации (Identity Provider), а система выступает в роли поставщика услуг (Service Provider)*(3).
Общая схема подключения системы к ЕСИА представлена на рисунке ниже.
Аутентификация с использованием модели OpenID Connect
В ЕСИА создан механизм аутентификации пользователей, основанный на спецификациях OAuth 2.0 и расширении OpenID Connect 1.0.
Протокол определяет взаимодействие следующих сторон:
- владелец ресурса (resource owner) - сущность, которая может предоставить доступ к защищаемому ресурсу (например, физическое лицо, заявитель);
- система-клиент (client) - приложение, которое запрашивает доступ к защищаемому ресурсу от имени его владельца;
- сервис авторизации (authorization server) - сервис, который выпускает для системы- клиента маркеры идентификации с разрешениями от владельца ресурса, а также маркеры доступа, позволяющие получать доступ к данным;
- поставщик ресурса (resource server) - сервис, обеспечивающий доступ к защищаемому ресурсу на основе проверки маркеров идентификации и маркеров доступа (например, к идентификационным данным пользователя).
Расширение OpenID Connect 1.0 предполагает использование маркера идентификации (ID Token) в целях проведения идентификации и аутентификации пользователя. Маркер идентификации содержит идентификационные данные пользователя, а также ряд служебных параметров (дата выдачи, время окончания срока действия и пр.).
Для иллюстрации использования OpenID Connect 1.0 в ЕСИА принята следующая терминология:
- владелец ресурса - это пользователь;
- система-клиент - это информационная система интегрированная с ЕСИА с целью идентификации и аутентификации, например региональный портал услуг;
- сервис авторизации и поставщик ресурса - это ЕСИА.
Общая схема подключения системы к ЕСИА для проведения аутентификации представлена на рисунке ниже.
3.1 Как обеспечить вход пользователей через ЕСИА
Чтобы предоставить пользователям вашей системы возможность входить через ЕСИА, используя тот или иной механизм, со стороны подключающейся системы необходимо обеспечить:
- Регистрацию ИС в регистре информационных систем ЕСИА (в соответствии с Регламентом*(4)).
- Регистрацию системы с целью идентификации и аутентификации в тестовой среде в соответствии с Регламентом*(5). Исполнение этого процесса предоставляет возможность участнику производить взаимодействие с ЕСИА в тестовой среде.
- Выполнение доработки интегрируемой системы с целью обеспечения поддержки выбранного механизма идентификации и аутентификации.
- Подключение продуктивной версии интегрируемой системы к продуктивной среде ЕСИА в соответствии с Регламентом*(6).
Далее каждый из шагов для каждого механизма аутентификации рассмотрен подробнее.
3.1.1 Аутентификация с использованием стандарта SAML*(7)
Аутентификация с использованием SAML доступна для использования исключительно государственными органами и организациями (далее - ОГВ), т.е. федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, а также иными организациями в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации.
1 и 2 шаг: Регистрация ИС
Регистрация ИС осуществляется согласно Регламенту (раздел 6).
3 шаг: Доработать систему
Рекомендуемая последовательность действий:
1. Сформулировать функциональные требования к взаимодействию своей системы с ЕСИА. Для этого следует:
- изучить рекомендуемые сценарии использования и выбрать нужные;
- определить перечень сведений о пользователе, которые вашей ИС требуется получать из ЕСИА в утверждениях SAML;
- определить требования к уровню достоверности идентификации пользователя (см. п. 4.1.1).
2. Представить или самостоятельно сгенерировать (например, с помощью утилиты keytool из состава Java Development Kit) для своей системы сертификат ключа неквалифицированной электронной подписи в формате X.509 версии 3. Сертификат требуется для идентификации ИС при взаимодействии с ЕСИА. Допускается использование самоподписанного сертификата. Специальные требования: алгоритм RSA, длина ключа 2048 бит. Более подробную информацию о сертификате X.509 можно посмотреть по ссылке http://tools.ietf.org/html/rfc5280.
3. Реализовать интерфейсы поставщика услуг SAML. В качестве исходных данных для разработки следует использовать:
- функциональные требования, сформированные на 1 шаге;
- спецификация SAML 2.0 (доступна по ссылке http://saml.xml.org/ saml-specifications), в том числе описание профилей Web Browser SSO, Assertion Query/Request, Single Logout Profile;
- спецификация Interoperable SAML 2.0 Web Browser SSO Deployment Profile (доступна по ссылке http://saml2int.org/profile/current);
- описание форматов и примеры сообщений SAML в ЕСИА (см. п. А.4-А.7 приложения А);
- рекомендации по использованию готовых реализаций поставщиков услуг с открытым кодом (см. п. А.2 приложения А).
4. Доработать дизайн сайта, выбрав место для размещения кнопки "Войти через ЕСИА" и реализовать в системе логику обработки данных о пользователях, получаемых из ЕСИА. Недопустимо отображать страницу аутентификации ЕСИА во фрейме сайта.
5. Обеспечить в соответствии с требованиями законодательства комплекс мер, необходимых для обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных пользователей, получаемых информационной системой в процессе ее взаимодействия с системой ЕСИА.
6. Загрузить актуальные метаданные поставщика идентификации ЕСИА:
- метаданные тестового поставщика идентификации ЕСИА опубликованы по ссылке https://esia-portal1.test.gosuslugi.ru/idp/shibboleth*(8);
- метаданные промышленного поставщика идентификации ЕСИА опубликованы по ссылке https://esia.gosuslugi.ru/idp/shibboleth.
7. Подготовить метаданные интегрируемой системы (поставщика услуг). Чтобы подготовить их правильно, рекомендуется использовать следующие исходные данные:
- описание файла метаданных (п. А.5 приложения А);
- шаблон файла метаданных (п. А.6 приложения А);
- требования вашей системы к типу учетной записи:
- тип роли пользователя (физическое лицо, индивидуальный предприниматель, представителя юридического лица, должностное лицо государственной организации) - блок SupportedGlobalRoles и метаданных;
- допустимый метод аутентификации (по паролю, по КЭП, усиленная аутентификация) - блок SupportedGlobalRoles метаданных;
- допустимый уровень (статус) учетной записи (подтверждена или упрощенная/стандартная учетная запись) - блок SupportedAccTypes метаданных.
- требования вашей системы к перечню сведений о пользователе, которые нужно получать из ЕСИА в утверждениях SAML;
- сертификат ключа электронной подписи.
8. Синхронизировать системное время сервера, на котором установлена ваша система (поставщик услуг), со значением точного времени. Расхождение более чем в минуту может приводить к возникновению ошибок при взаимодействии поставщика услуг с поставщиком идентификации ЕСИА.
9. Осуществить подключение ИС к тестовой среде и отладить взаимодействие с ЕСИА в тестовой среде в соответствии с Регламентом*(9).
4 шаг: Ввести доработку в эксплуатацию
1. Осуществить регистрацию метаданных в промышленной ЕСИА в соответствии с Регламентом*(10).
2. После регистрации метаданных проверить работу промышленной версии ЕСИА с промышленной версией вашей системы.
3.1.2 Аутентификация с использованием OpenID Connect 1.0
1 и 2 шаг: Регистрация ИС
Регистрация ИС осуществляется согласно Регламенту (раздел 6).
При использовании способа аутентификации, основанного на OAuth 2.0 и расширения OpenID Connect, не требуется формирование метаданных.
3 шаг: Доработать систему
Рекомендуемая последовательность действий:
1. Выпустить ключевой контейнер и сертификат ключа квалифицированной электронной подписи для подключаемой информационной системы (должен содержать ОГРН ЮЛ, являющегося оператором информационной системы).
Дополнительно поддерживается работа с ключевым контейнером и сертификатом ключа неквалифицированной электронной подписи в формате X.509 версии 3. В этом случае является допустимым самостоятельно сгенерировать (например, с помощью утилиты keytool из состава Java Development Kit) для своей системы ключевой контейнер и самоподписанный сертификат. Сертификат требуется для идентификации ИС при взаимодействии с ЕСИА. ЕСИА поддерживает алгоритмы формирования электронной подписи RSA с длиной ключа 2048 бит и алгоритмом криптографического хэширования SHA-256, а также алгоритм электронной подписи ГОСТ Р 34.10-2001 и алгоритм криптографического хэширования ГОСТ Р 34.11-94.
2. Реализовать интерфейсы системы-клиента REST-сервисов ЕСИА и модели контроля доступа, основанной на OAuth 2.0. Детальная информация содержится в приложениях Б и В.
3. Доработать дизайн сайта, выбрав место для размещения кнопки "Войти через ЕСИА" и реализовать в системе логику запроса данных о пользователях, получаемых с помощью программного интерфейса ЕСИА. Недопустимо отображать страницу аутентификации ЕСИА во фрейме сайта.
4. Обеспечить в соответствии с требованиями законодательства комплекс мер, необходимых для обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных пользователей, получаемых информационной системой в процессе ее взаимодействия с системой ЕСИА.
5. Синхронизировать системное время сервера, на котором установлен поставщик услуг, со значением точного времени. Расхождение более чем в минуту может приводить к возникновению ошибок при взаимодействии поставщика услуг с поставщиком идентификации ЕСИА.
6. Осуществить подключение ИС к тестовой среде и отладить взаимодействие с ЕСИА в тестовой среде в соответствии с Регламентом*(11).
4 шаг: Ввести доработку в эксплуатацию
1. Осуществить подключение ИС к промышленной ЕСИА в соответствии с Регламентом*(12).
2. После подключения ИС к промышленной ЕСИА проверить работу промышленной версии ЕСИА с промышленной версией вашей системы.
3.2 Рекомендуемые сценарии интеграции по SAML
3.2.1 Сценарии аутентификации пользователей через ЕСИА
Базовый сценарий аутентификации пользователя
Базовым сценарием является сценарий аутентификации физического лица (например, заявителя). Этот сценарий позволяет получить сведения об индивидуальном пользователе (физическом лице) в момент аутентификации и соответствует профилю Web Browser SSO Profile стандарта SAML 2.0. Сценарий включает следующие шаги:
1. Пользователь нажимает на странице системы поставщика услуг кнопку "Войти через ЕСИА".
2. Поставщик услуг формирует и отправляет в ЕСИА запрос на аутентификацию и перенаправляет браузер пользователя на страницу аутентификации ЕСИА.
3. ЕСИА проверяет, статус аутентификации пользователя. Если пользователь в ЕСИА не аутентифицирован, то для продолжения процесса он должен пройти аутентификацию одним из доступных способов. Если пользователь ещё не зарегистрирован в ЕСИА, то он может перейти к процессу регистрации.
4. Когда пользователь аутентифицирован, ЕСИА проверяет, что уровень достоверности идентификации пользователя соответствует требованиям системы, которые зафиксированы в метаданных.
5. Когда пользователь успешно аутентифицирован, ЕСИА передаёт в систему ответ на запрос аутентификации, который содержит набор утверждений SAML (SAML Assertions) о пользователе.
6. Поставщик услуг принимает решение об авторизации пользователя на основе полученной из ЕСИА информации.
Дополнительный сценарий аутентификации пользователя в качестве представителя организации
ЕСИА также позволяет аутентифицировать пользователя в качестве представителя:
- юридического лица;
- ОГВ.
Эта функция востребована системами, среди пользователей которых есть сотрудники организаций, например, выступающие как заявители услуг или как должностные лица ОГВ. Если включить эту функцию в метаданных поставщика услуг, то ЕСИА в ответе на запрос аутентификации будет передавать сведения об организации пользователя. Если пользователь является участником нескольких организаций, то ЕСИА предварительно попросит пользователя ту из них, от лица которой он осуществляет аутентификацию. Если система поддерживает работу пользователей с различными ролями, то в процессе аутентификации пользователь будет иметь возможность сделать выбор роли, в которой он будет работать в данной ИС.
Для проверки наличия у аутентифицированного сотрудника ЮЛ необходимых полномочий следует использовать функционал системных групп (4.2.2.3).
Для проверки наличия у аутентифицированного должностного лица необходимых полномочий рекомендуется использовать соответствующее SAML-утверждение (п. 4.3.3).
Сценарий с установкой локальной сессии
Как только пользователь прошел аутентификацию, ЕСИА устанавливает пользовательскую сессию, продолжительность которой составляет 3 часа. Факт начала сессии записывается в файле cookie, который хранится на компьютере пользователя. Система может установить для пользователя свою "локальную" сессию. Рекомендуемая продолжительность сессии - от 15 минут до 3 часов. При завершении "локальной" сессии система должна направлять в ЕСИА новый запрос на аутентификацию.
Сценарий с авторизацией пользователя
Система ЕСИА обладает функционалом по предоставлению поставщику услуг информации, на основании которой возможно проведение авторизации аутентифицированного пользователя. Решение об авторизации пользователя принимает система, в которую пользователь авторизуется (Таблица 1).
Таблица 1 - Требования к авторизации пользователей
Требования |
Рекомендуемое решение |
Требуется знать что-то о пользователе для одного сеанса работы (например, имя, которым подписывать комментарии пользователя). Нет необходимости хранить данные об активности пользователя до следующего сеанса |
Давать доступ после получения из ЕСИА ответа на запрос аутентификации содержащего требуемый набор сведений о пользователе |
Требуется знать что-то о пользователе (например, ФИО, email и др.) и длительно хранить пользовательский контекст (настройки, заявки, комментарии) |
Давать доступ после получения из ЕСИА ответа на запрос аутентификации содержащего требуемый набор сведений о пользователе. При первом входе пользователя регистрировать его идентификатор пользователя (userid). В дальнейшем хранить пользовательский контекст в привязке к этому идентификатору |
Требуется ограничить набор предоставляемых функций в зависимости от типа учетной записи, роли пользователя, использованного метода аутентификации |
Давать доступ после получения из ЕСИА ответа на запрос аутентификации содержащего требуемый набор сведений о пользователе. При попытке пользователя обратиться к функции, для предоставления которой текущие тип учетной записи пользователя, роль пользователя или метод аутентификации являются недостаточными, вывести ему сообщение с пояснениями по дальнейшим действиям. Рекомендуемые сообщения для различных ситуаций приведены в таблице 2. В главе 4.1.1 приведены сведения про типы учетных записей пользователей и роли пользователей |
В следующей таблице приведены рекомендации по проверке соответствия требованиям информационной системы типа учетной записи пользователя, роли пользователя и использованного метода аутентификации, а также даны рекомендации по сообщениям, которые стоит предоставить пользователям в случае несоответствия их требованиям системы и приведены рекомендации по дальнейшим действиям.
Таблица 2 - Рекомендации по информированию пользователя о несоответствии авторизации требованиям системы
Ситуация |
Как определить ситуацию |
Что сообщить и предложить пользователю |
Пользователь с учетной записью с типом упрощенная ("непроверенная") попытался обратиться к функциям, предоставляемым только для стандартных ("проверенных") и/или "подтвержденных" учетных записей |
Проанализировать утверждение SAML с именем assuranceLevel или personTrusted (см. таблицу 5) |
При доступе к функциям, требующим стандартной (проверенной) учетной записи: "Для доступа вам необходимо пройти процедуру проверки своих данных. Если ваши личные данные только что прошли проверку, то вам нужно войти в систему повторно." Ссылка на проверку данных: https://esia-portal1.test.gosuslugi.ru/validate При доступе к функциям, требующим подтвержденной учетной записи: "Для доступа вам необходимо пройти процедуру проверки своих данных и подтверждения личности. Если вы только что подтвердили свою личность, то вам нужно войти в систему повторно." Ссылка на проверку данных: https://esia-portal1.test.gosuslugi.ru/validate |
Пользователь с учетной записью с типом стандартная (проверенная) попытался обратиться к функциям, предоставляемым только для "подтвержденных" учетных записей |
Проанализировать утверждение SAML с именем assuranceLevel (см. таблицу 5) |
"Для доступа вам необходимо пройти процедуру подтверждения личности. Если вы только что подтвердили свою личность, то вам нужно войти в систему повторно." Ссылка на подтверждение личности: https://esia-portal1.test.gosuslugi.ru/confirm |
Пользователь с учетной записью с ролью физического лица попытался обратиться к функциям, предоставляемым только для ИП / должностных лиц ЮЛ / должностных лиц ОГВ |
Проанализировать утверждение SAML с именем globalRole и orgType (см. таблицу 5)*(13) |
Если необходима роль сотрудника ЮЛ и текущая учетная запись имеет тип "подтверждена": "Для доступа вам необходимо войти в систему в качестве сотрудника юридического лица. Если вы являетесь руководителем юридического лица, вы также можете зарегистрировать учетную запись юридического лица" Ссылка для регистрации ЮЛ: https://esia-portal1.test.gosuslugi.ru/org Если необходима роль ИП и текущая учетная запись имеет тип "подтверждена": "Для доступа вам необходимо войти в систему в качестве индивидуального предпринимателя. Вы также можете зарегистрировать учетную запись индивидуального предпринимателя." Ссылка: https://esia-portal1.test.gosuslugi.ru/orgs Если необходима роль должностного лица ОГВ и текущая учетная запись имеет тип "подтверждена": "Для доступа вам необходимо войти в систему в качестве должностного лица органа государственной власти." Если пользователь имеет упрощенную (непроверенную) / стандартную (проверенную) учетную запись, то необходимо его проинформировать о необходимости подтверждения личности. Это является необходимым предварительным условием для возможности получения пользователем роли должностного лица ЮЛ, ОГВ или роли ИП |
Пользователь, аутентифицировавшийся по паролю, попытался получить доступ к функции, требующей аутентификации по электронной подписи*(14) |
Проанализировать утверждение SAML с именем authnMethod (см. таблицу 5) |
"Для доступа вам необходимо использовать средство квалифицированной электронной подписи. Если у вас имеется средство электронной подписи, войдите заново, использовав это средство." После этого сообщения рекомендуется разместить кнопку вызова единого завершения сессии |
Следует учесть, что если информационная система направляет пользователя в "Профиль пользователя ЕСИА" для совершения некоторых операций (например, для выполнения проверок данных учетной записи), то после их выполнения пользователь не будет автоматчиески возвращен в ИС. В то же время если соответствующая операция может быть выполнена в течение одной сессии пользователя, то пользователю можно дать возможность вернуться в систему (см. п. 3.5).
3.2.2 Сценарий единого завершения сессии
В течение действия сессии пользователь может без повторной аутентификации войти в одну или несколько других систем, подключенных к ЕСИА. При возникновении необходимости в одновременном завершении сессии во всех системах используется соответствующий сценарий. Единое завершение сессии необходимо, например, при изменении данных аутентифицированного пользователя - в этом случае для получения информационными системами в утверждениях SAML обновленных данных пользователь должен совершить выход и повторную аутентификацию в ИС.
Единое завершение сессии выполняется в соответствии с профилем Single Logout стандарта SAML. Процесс инициируется пользователем при нажатии кнопки "Выход" в системе поставщика услуг, реализовавшего указанный сценарий. Информационная система не должна самостоятельно инициировать единое завершение сессии.
Сценарий включает следующие шаги:
1. Пользователь нажимает кнопку "Выход" в системе.
2. Система формирует и направляет в ЕСИА запрос на завершение сессии - <LogoutRequest>.
3. ЕСИА определяет остальных участников сессии. Остальные участники сессии - это все системы, в которые пользователь вошёл через ЕСИА на протяжении текущей сессии. Если другие участники существуют, ЕСИА отправляет запрос <LogoutRequest> каждому из них.
4. Система, получившая <LogoutRequest>, завершает на своей стороне активную сессию пользователя (или проверяет, что сессия к этому моменту уже неактивна). Затем формирует и отправляет в ЕСИА ответ о том, что сессия завершена - <LogoutResponse>.
5. Когда все остальные участники корректно завершили свои сессии, ЕСИА формирует и отправляет ответ <LogoutResponse> системе, инициировавшей процедуру завершения сессии. Если какой-то из поставщиков услуг не смог завершить сессию, ЕСИА отображает пользователю веб-страницу, информирующую его о том, что процедура не может быть корректно завершена и что пользователю необходимо перезапустить браузер.
6. Система, инициировавшая процедуру завершения сессии, обрабатывает полученный от ЕСИА ответ. Например, перенаправляет пользователя на веб-страницу завершения сессии.
3.2.3 Форматы сообщений
Основные используемые в ЕСИА форматы электронных сообщений SAML 2.0:
- запрос аутентификации (AuthnRequest);
- ответ на запрос аутентификации(AuthnResponse);
- запрос завершения активной сессии пользователя (LogoutRequest);
- ответ на запрос завершения активной сессии (LogoutResponse);
Детальное описание форматов этих электронных сообщений, а также требований к формированию метаданных для интеграции с ЕСИА, содержится в приложении А.
3.3 Рекомендуемый сценарий аутентификации при интеграции по OpenID Connect 1.0
Базовый сценарий аутентификации
Базовым сценарием аутентификации при использовании OpenID Connect 1.0 является сценарий аутентификации физического лица (например, заявителя).
Сценарий включает следующие шаги:
1. Пользователь нажимает на веб-странице системы-клиента кнопку "Войти через ЕСИА".
2. Система-клиент формирует и отправляет в ЕСИА запрос на аутентификацию и перенаправляет браузер пользователя на специальную страницу предоставления доступа.
3. ЕСИА осуществляет аутентификацию пользователя одним из доступных способов. Если пользователь ещё не зарегистрирован в ЕСИА, то он может перейти к процессу регистрации.
4. Когда пользователь аутентифицирован, ЕСИА сообщает пользователю, что система-клиент запрашивает данные о нем в целях проведения идентификации и аутентификации, предоставляя перечень запрашиваемых системой-клиентом сведений.
5. Если пользователь дает разрешение на проведение аутентификации системой-клиентом, то ЕСИА выдает системе-клиенту специальный авторизационный код.
6. Система-клиент формирует в адрес ЕСИА запрос на получение маркера идентификации, включая в запрос полученный ранее авторизационный код.
7. ЕСИА проверяет корректность запроса (например, что система-клиент зарегистрирована в ЕСИА) и авторизационного кода и передает системе-клиенту маркер идентификации.
8. Система-клиент извлекает идентификатор пользователя из маркера идентификации. Если идентификатор получен, а маркер проверен, то система-клиент считает пользователя аутентифицированным.
После получения маркера идентификации система-клиент использует REST-сервисы ЕСИА для получения дополнительных данных о пользователе, предварительно получив соответствующий маркер доступа (см. приложения Б и В).
Рисунок 4 - Идентификация и аутентификация пользователей при использовании механизма OpenID Connect 1.0
Дополнительный сценарий аутентификации пользователя в качестве представителя организации
ЕСИА также позволяет аутентифицировать пользователя в качестве представителя организации, для этого ИС должна:
- запросить у ЕСИА не только маркер идентификации, но и маркер доступа (на получение данных пользователя);
- с использованием маркера доступа и программного интерфейса ЕСИА, основанного на REST, получить информацию о том, сотрудником каких организаций является пользователь;
- запросить у пользователя, от имени какой организации он будет работать в данной ИС (если пользователь является сотрудником нескольких организаций).
При необходимости ИС также может проверять, включен ли пользователь в необходимые системные группы юридического лица, является ли он руководителем организации.
Необходимо помнить, что выбор организации, от имени которой будет работать пользователь в ИС, должен происходить на стороне самой ИС с использованием ее средств.
Сценарий с установкой локальной сессии
Как только пользователь прошел аутентификацию, ЕСИА устанавливает пользовательскую сессию, продолжительность которой составляет 3 часа. Факт начала сессии записывается в файле cookie, который хранится на компьютере пользователя. Система может установить для пользователя свою "локальную" сессию. Рекомендуемая продолжительность сессии - от 15 минут до 3 часов. При завершении "локальной" сессии система должна направлять в ЕСИА новый запрос на аутентификацию.
Сценарий с авторизацией пользователя
Система ЕСИА обладает функционалом по предоставлению системе-клиенту информации, на основании которой возможно проведение авторизации аутентифицированного пользователя. Решение об авторизации пользователя принимает система, в которую пользователь авторизуется.
Для получения авторизационных данных следует использовать программный интерфейс, основанный на архитектурном стиле REST (п. 4.3, приложение Б). В этом случае помимо маркера идентификации система должна также запросить маркер доступа к нужным авторизационным данным.
Получив маркер доступа, ИС может получить данные о пользователе и на их основе принять решение о предоставлении доступа пользователю к своим ресурсам.
3.4 Требования к визуальному оформлению входа посредством ЕСИА
При использовании ЕСИА для идентификации и аутентификации пользователей, а также для их регистрации, варианты размещения кнопок для входа могут различаться в зависимости от сценария использования ЕСИА:
- аутентификация исключительно посредством ЕСИА;
- аутентификация посредством ЕСИА в качестве одного из возможных вариантов аутентификации.
Независимо от выбранного сценария, при оформлении входа в систему с использованием ЕСИА не рекомендуется использовать слова "аутентификация" или "авторизация", вместо этого следует использовать слово "вход".
Если система производит аутентификацию по протоколу Open ID Connect 1.0, то имеется возможность проверить наличие у пользователя сессии в ЕСИА в фоновом режиме. Иными словами, кнопку "Вход" можно выводить только в том случае, если пользователь не имеет сессии, а если имеет - то произвести вход в систему автоматически*(15).
3.4.1 Аутентификация исключительно посредством ЕСИА
Если системой используется аутентификация посредством ЕСИА в качестве единственного способа аутентификации, то в общем случае рекомендуется размещать кнопку "Вход" в верхней правой части ("в шапке") соответствующей страницы.
При нажатии на кнопку "Вход" должно происходить перенаправление пользователя на страницу аутентификации ЕСИА в соответствии с применяемым сценарием аутентификации.
3.4.2 Аутентификация посредством ЕСИА в качестве одного из возможных вариантов аутентификации
Если системой используется аутентификация посредством ЕСИА в качестве одного из возможных способов аутентификации, то рекомендуется размещать ссылку или кнопку "Вход через ЕСИА" в шапке соответствующего сайта, расположив ее рядом со ссылкой (кнопкой), позволяющей войти в систему при помощи альтернативного провайдера аутентификации.
3.5 Возврат пользователя в систему, вызвавшую профиль пользователя в ЕСИА или регистрацию пользователя в ЕСИА
Если ИС вызывает ЕСИА для проведения идентификации и аутентификации пользователя, то пользователь будет возвращен в систему сразу после проведения аутентификации. В то же время ИС может направить пользователя в ЕСИА со следующими целями:
- изменение данных в личном профиле (например, прохождение процедуры проверки данных пользователя);
- прохождение процедуры регистрации.
Чтобы ЕСИА вернула пользователя в систему после выполнения указанных операций, ИС при перенаправлении пользователя должна передать корректный контекст возврата. Контекст возврата определяется следующими параметрами:
- <cid> - мнемоника информационной системы, перенаправившей пользователя в ЕСИА;
- <rurl> - адрес, на который должен быть возвращен пользователь после совершения необходимых действий (этот адрес должен включать в себя URL системы, указанный в Технологическом портале);
- <imm> признак, позволяющий определить необходимость возврата в систему после регистрации упрощенной учетной записи (при вызове страницы регистрации ЕСИА); возврат после регистрации упрощенной учетной записи будет произведен только при передаче признака со значением "true".
В веб-приложении "Профиль пользователя ЕСИА" в течение действия пользовательской сессии браузера обеспечивается возможность пользователю перейти обратно в вызвавшую ЕСИА систему посредством нажатия на кнопку "Вернуться назад".
Пример ссылки с корректным контекстом возврата:
Следует помнить, что после закрытия пользователем браузера контекст возврата не будет сохранен.
4 Ведение регистров ЕСИА
Процессы и механизмы ведения данных регистров ЕСИА имеют свою специфику в зависимости от регистра и типа пользователя. Перечень механизмов и процессов представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Основные механизмы ведения регистров ЕСИА
Процесс |
Регистр |
Механизм |
Ссылка на раздел документа |
Регистрация |
Регистр физических лиц |
Веб-интерфейс |
|
Программный интерфейс, доступный через СМЭВ |
|||
Регистр юридических лиц |
Веб-интерфейс |
||
Регистр ОГВ |
Веб-интерфейс |
||
Регистр ИС |
Веб-интерфейс |
||
Управление данными |
Регистр физических лиц |
Веб-интерфейс |
|
Регистр юридических лиц |
Веб-интерфейс |
||
Программный интерфейс на основе REST |
|||
Регистр ОГВ |
Веб-интерфейс |
||
Программный интерфейс на основе REST |
|||
Регистр ИС |
Веб-интерфейс |
||
Получение данных |
Регистр физических лиц |
Программный интерфейс на основе SAML |
|
Программный интерфейс на основе REST |
|||
Регистр юридических лиц |
Программный интерфейс на основе SAML |
||
Программный интерфейс на основе REST |
|||
Регистр ОГВ |
Программный интерфейс на основе SAML |
||
Регистр ИС |
Программный интерфейс на основе REST |
4.1 Регистрация
4.1.1 Регистрация физических лиц и получение ролей
В ЕСИА предусмотрены следующие роли пользователей:
- физические лица, имеющие учетную запись в регистре физических лиц ЕСИА;
- индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица имеющие признак индивидуального предпринимателя;
- должностные лица юридических лиц, т.е. физические лица, присоединенные в ЕСИА к учетным записям юридических лиц ЕСИА;
- должностные лица органов и организаций, т.е. физические лица, присоединенные в ЕСИА к учетным записям ОГВ.
Наличие у пользователя роли позволяет информационным системам, взаимодействующим с ЕСИА, использовать эту информацию для выполнения собственных процессов (например, для авторизации).
Пользователи могут иметь в ЕСИА одну или несколько ролей. Базовой является роль физического лица: чтобы получить одну из указанных ролей, пользователь должен быть первоначально зарегистрирован в качестве физического лица.
В ЕСИА предусмотрены учетные записи физических лиц следующих типов, каждый из которых соответствует определенному уровню идентификации пользователя:
- упрощенная (непроверенная) учетная запись (содержит минимальный набор данных о пользователе);
- стандартная (проверенная) учетная запись (данные о пользователе проверены в БГИР);
- подтвержденная учетная запись (данные о пользователе проверены в БГИР, а личность пользователя-физического лица подтверждена одним из доступных способов подтверждения).
Схематично связь между ролями и типами учетных записей физического лица отображена на рис. 5.
4.1.1.1 Регистрация учетной записи физического лица
Регистрация учетной записи физического лица возможна следующими способами:
1. Самостоятельная регистрация пользователя через веб-интерфейс. В этом случае пользователю самостоятельно нужно пройти следующие шаги:
- регистрация упрощенной (непроверенной) учетной записи пользователя (требуется указать фамилию, имя, один из возможных подтвержденных каналов коммуникации
- мобильный телефон или адрес электронной почты);
- перевод учетной записи в состояние стандартной (проверенной) (включает в себя заполнение пользователем личных данных, инициирование процедуры проверки личных данных в БГИР и автоматическую верификацию личных данных в БГИР).
- перевод учетной записи в состояние подтвержденной (включает в себя подтверждение личности пользователя одним из доступных способов подтверждения - с помощью обращения в один из Центров обслуживания*(16), отправкой кода подтверждения личности по почте или с помощью КЭП).
2. Регистрация пользователя в одном из Центров обслуживания, ИС которого осуществляет вызов операций с использованием программного интерфейса ЕСИА, опубликованного в СМЭВ. Детальная информация о программном интерфейсе ЕСИА размещена в приложении Г. В результате регистрации в Центре обслуживания пользователь сразу получает подтвержденную учетную запись ЕСИА.
4.1.1.2 Назначение ролей
Назначение всех ролей физического лица в ЕСИА осуществляется с помощью веб-интерфейса*(17).
Детальная информация о назначении основных ролей физического лица представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Способы назначения ролей
Роль |
Способ назначения роли |
Индивидуальный предприниматель |
Самостоятельно через веб-интерфейс ЕСИА с помощью направления заявки с данными ИП, включающей в себя: - ФИО; - ИНН физического лица; - ОГРНИП. Заявка проходит проверку в БГИР. Если в ЕГРИП действительно существует запись с указанными данным, то пользователь получает роль индивидуального предпринимателя |
Должностное лицо юридического лица |
Получение роли должностного лица ЮЛ в ЕСИА происходит в результате: - регистрации ЮЛ в ЕСИА, в этом случае регистрирующий ЮЛ пользователь получает роль должностного лица ЮЛ с правами руководителя (см. п. 4.1.2); - приглашения руководителем или администратором профиля ЮЛ в ЕСИА сотрудника. Процедура приглашения сотрудника для присоединения к организации выполняется с помощью веб-интерфейса ЕСИА*(18). Включает в себя следующие шаги: 1. Руководитель или администратор учетной записи ЮЛ в ЕСИА формирует с помощью веб-интерфейса ЕСИА приглашение на присоединение к организации, включающее в себя: - адрес электронной почты пользователя; - ФИО пользователя; - СНИЛС пользователя (опционально). 2. ЕСИА отправляет на указанный адрес электронной почты пользователя приглашение со ссылкой для присоединения к организации. 3. Пользователь, имеющий подтвержденную учетную запись, входит в ЕСИА по ссылке в приглашении. Если его ФИО и СНИЛС совпадает с данными в приглашении, то он присоединяется к учетной записи ЮЛ. Физическое лицо получает роль должностного лица ЮЛ. |
Должностное лицо ОГВ |
Получение роли должностного лица ОГВ в ЕСИА происходит в результате: - регистрации ОГВ в ЕСИА, в этом случае регистрирующий ОГВ пользователь получает роль должностного лица ОГВ с правами руководителя (см. п. 4.1.3); - приглашения руководителем или администратором профиля ОГВ в ЕСИА сотрудника. Процедура приглашения сотрудника для присоединения к ОГВ выполняется с помощью веб-интерфейса ЕСИА*(19) и аналогична процессу присоединения сотрудника к учетной записи ЮЛ |
Один пользователь ЕСИА может одновременно являться должностным лицом в нескольких ОГВ и ЮЛ, а также иметь роль одного индивидуального предпринимателя.
4.1.2 Регистрация юридических лиц
Регистрация ЮЛ (внесение записи в регистр ЮЛ) осуществляется с помощью вебинтерфейса ЕСИА. Создавать учетную запись ЮЛ можно только из подтвержденной учетной записи физического лица - руководителя организации или представителя юридического лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
Процедура регистрации ЮЛ из подтвержденной учетной записи пользователя включает в себя следующие шаги:
1. Переход во вкладку "Организации" профиля пользователя и инициирование процедуры регистрации.
2. Подключение средства электронной подписи. Для регистрации юридического лица требуется использовать квалифицированную электронную подпись, выданную на имя руководителя юридического лица или на лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности.
3. Заполнение формы с данными о юридическом лице и данными о руководителе организации. Основные поля предзаполнены, поскольку они были считаны из сертификата электронной подписи, необходимо указать лишь ряд дополнительных сведений об организации:
- организационно-правовую форму;
- адрес электронной почты организации.
Если в личных данных не был указан ИНН, то следует указать ИНН пользователя как физического лица (или отметить, что ИНН отсутствует).
4. Ожидание окончания автоматической проверки данных организации и руководителя организации в Федеральной налоговой службе. Если ошибок не возникнет, то юридическое лицо будет зарегистрировано, т.е. будет внесена запись в регистр ЮЛ. Руководитель ЮЛ, осуществлявший регистрацию ЮЛ, автоматически получит роль должностного лица данного ЮЛ и права руководителя.
4.1.3 Регистрация ОГВ
В регистр органов и организаций ЕСИА могут быть включены только организации, подпадающие под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977.
Регистрация ОГВ осуществляется с помощью единого веб-интерфейса ЕСИА, предусмотренного и для ЮЛ. Специфика заключается в том, что руководитель ОГВ при регистрации в качестве типа свое
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Единая система идентификации и аутентификации. Методические рекомендации по использованию Единой системы идентификации и аутентификации. Версия 2.25
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был