Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Ремстрой" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией Уполномоченного органа (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Реконструкция Караликской оросительной системы на площади 1160 га, Баргузинский район, Республика Бурятия" (номер извещения 0302100000817000022) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В разъяснениях положений документации об Аукционе не указан предмет запросов.
2. В проекте государственного контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлено условие о поэтапной оплате выполненных работ.
3. Положения пунктов 5.1.1, 5.1.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе не позволяют определить начало исчисления сроков "в течение 5 рабочих дней".
4. Положения проекта государственного контракта документации об Аукционе не содержат указания на сроки оформления результатов приемки выполненных работ.
5. В документации об Аукционе не установлены надлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), а именно:требование о наличии опыта исполнения контракта не содержит указания на группу работ строительных.
6. В документации об Аукционе неправомерно установлены избыточные требования к характеристикам товаров "Электроды", "Сетка проволочная крученая с шестигранными ячейками", "Бетон гидротехнический", используемых при выполнении работ.
7. В документации об Аукционе установлено ненадлежащим образом описание объекта закупки, а именно не установлены минимальные и максимальные значения показателей товара, используемых при выполнении работ, а также не установлены значения показателей товаров по ГОСТ, позволяющие определить соответствие товаров требованиям документации об Аукционе.
8. В извещении о проведении Аукциона не установлен исчерпывающий перечень документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В письменных возражениях Уполномоченный орган не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) - 03.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 67 857 930 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 26.05.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя в разъяснениях положений документации об Аукционе не указан предмет запросов.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком опубликованы в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе от 12.05.2017 NРД1, от 15.05.2017 NРД2, от 15.05.2017 NРД3. Вместе с тем, указанные разъяснения не содержат предмета запросов.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, разместивших в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запросов, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя в проекте государственного контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлено условие о поэтапной оплате выполненных работ.
Согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
В пункте 1.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Этапы и сроки выполнения работ определяются в соответствии с Календарным планом, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 2 к настоящему Контракту)".
В пункте 4.1-4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "4.1. Заказчик ежемесячно принимает предъявленные к приемке фактически выполненные Подрядчиком работы по объему и качеству соответствующие проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 3 к настоящему Контракту), Техническому заданию (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и действующим нормативным документам
4.2. Подрядчик в срок не позднее пяти рабочих дней, следующих за отчетной датой, представляет Заказчику для приемки работы и их последующей оплаты следующие документы:
1) акт о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС-2 (далее также - акт о приемке выполненных работ);
2) справку о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме N КС-3;
3) счет на оплату;
4) счет-фактуру (не представляется при упрощенной системе налогообложения).
Отчетной датой является 25 число месяца, в течение которого выполнялись работы. При совпадении календарной даты с выходным, нерабочим или праздничным днем отчетной датой считается следующий за 25 числом первый рабочий день.
Подрядчик может представить указанные выше документы на любую иную согласованную с Заказчиком дату.
4.3. Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения документов, указанных в п. 4.2 настоящего Контракта, производит проверку соответствия состава и качества работ, выполненных Подрядчиком, требованиям проектно-сметной документации (Приложение N 3 к настоящему Контракту), Техническому заданию (Приложение N 1 к настоящему Контракту), действующим нормативным документам и в случае отсутствия претензий к выполненным работам подписывает акт о приемке выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат. Оплата производится на основании подписанного акта выполненных работ Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней".
Кроме того, Комиссией установлено, что согласно приложению N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен календарный план оплаты выполненных работ, однако содержит ошибку в наименовании вышеуказанного календарного плана.
При этом, как пояснил Уполномоченный орган в письменных возражениях, ввиду технической ошибки во второй части приложения N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе вместо слов "Календарный план выполнения" должно быть указано "Календарный план оплаты".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, обоснованность своего довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в документации об Аукционе описание объекта закупки, а именно в отношении наименования календарного плана оплаты выполненных работ нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, положения пунктов 5.1.1, 5.1.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе не позволяют определить начало исчисления сроков "в течение 5 рабочих дней".
Пунктом 3.1 проекта государственного контракта установлено: "3.1. Сроки выполнения работ: с момента заключения Контракта по 22 сентября 2017 г. года (включительно)".
Пунктами 5.1.1-5.1.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "5.1. Заказчик обязуется:
5.1.1. Передать Подрядчику по акту строительную площадку, здания и сооружения, подлежащие реконструкции в соответствии с п. 6.2.5 СП 48.13330.2011 "Организация строительства" в течение 5 рабочих дней.
5.1.2. Передать Подрядчику подписанную к производству работ проектную документацию в течение 5 рабочих дней".
В соответствии с пунктом 11.9 проекта государственного контракта документации об Аукционе контракт действует с момента его заключения до 28 декабря 2017 года. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за нарушение условий вышеуказанного контракта, допущенных в период срока его действия, и не прекращает обязательств сторон.
В письменных возражениях Уполномоченный орган пояснил, что Заказчик передает подрядчику в течение 5 рабочих дней по акту строительную площадку, здания и сооружения, подлежащие реконструкции и в эти же сроки подписанную к производству работ проектную документацию с момента заключения контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил доказательств, что положения проекта контракта документации об Аукционе создает неравные условия между участниками закупки, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, положения проекта государственного контракта документации об Аукционе не содержат указания на сроки оформления результатов приемки выполненных работ.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 4.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения документов, указанных в п. 4.2 настоящего Контракта, производит проверку соответствия состава и качества работ, выполненных Подрядчиком, требованиям проектно-сметной документации (Приложение N 3 к настоящему Контракту), Техническому заданию (Приложение N 1 к настоящему Контракту), действующим нормативным документам и в случае отсутствия претензий к выполненным работам подписывает акт о приемке выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат. Оплата производится на основании подписанного акта выполненных работ Заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней".
Пунктами 4.10-4.11 проекта государственного контракта установлено: "4.10. После завершения всех работ, предусмотренных Контрактом, Заказчик в течение пяти рабочих дней назначает комиссию по приемке объекта в эксплуатацию (далее - приемочная комиссия). В состав приемочной комиссии входят представители Заказчика, Подрядчика, проектной организации (автора проектной документации) и иные лица.
4.11. Приемочная комиссия в течение десяти рабочих дней обследует объект капитального строительства, изучает исполнительную и иную документацию, проверяет работоспособность сооружений и объекта в целом и по итогам своей работы устанавливает соответствие результатов выполненных работ целям, задачам и ожидаемому результату инвестиционного проекта. По завершении работы приемочная комиссия составляет акт приемки законченного реконструкцией (строительством) объекта в эксплуатацию по унифицированной форме N КС-14 и представляет его в течение пяти рабочих дней на утверждение Заказчику".
В письменных возражениях Уполномоченный орган пояснил, что в соответствии с пунктом 4.10 проекта контракта в состав приемочной комиссии входят представители Заказчика, подрядчика, проектной организации и иные лица, которые в пределах установленных сроков обследуют объект капитального строительства, составляют акт и подписывают его. При этом Закон о контрактной системе не разделяет на этапы процедуру оформления результатов приемки законченного реконструкцией (строительством) объекта.
Вместе с тем, Заявитель явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих обратное, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99, а именно: требование о наличии опыта исполнения контракта не содержит указания на группу работ строительных.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Комиссией установлено, что в пункте 26 информационной карты документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, что требование о наличии опыта исполнения контракта не содержит указания на группу работ строительных.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. В документации об Аукционе неправомерно установлены избыточные требования к характеристикам товаров "Электроды", "Сетка проволочная крученая с шестигранными ячейками", "Бетон гидротехнический", используемых при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов таблицы "Требования к качеству и характеристикам материалов, используемых при выполнении работ" технической части документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 2 "Электроды": "Механические свойства при нормальной температуре металла шва или наплавленного металла следующие временное сопротивление разрыву dв кгс/мм2 не менее 42, относительное удлинение d5, % не менее 16, ударная вязкость на кгсм/см2 не менее 7" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что, согласно требованиям документации об Аукционе невозможно определить единицы измерения показателей используемого товара как, например, по позиции 7 "Сталь горячекатаная швеллер": "Арматурная сталь должна соответствовать проектной документации с номерами профиля (номинальный диаметр стержня) не менее 6 и не более 20".
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены излишние требования к описанию в составе заявки материалов, используемых при выполнении работ, а именно в отношении показателей, которые должны соответствовать ГОСТ. Так, например, по товару "Суглинок" установлены, в том числе следующие показатели: "В зависимости от показателя текучести суглинок должен быть не менее твердого. В зависимости от гранулометрического состава - не менее тяжёлого пылеватого". При этом согласно ГОСТ 25100-2011, а также требованиям, установленным в документации об Аукционе показатели текучести, гранулометрического состава имеют единственную возможную характеристику "твердый" в отношении показателя текучести, "тяжелый пылеватый" в отношении указания показателя гранулометрического состава.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам (материалам), нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, а именно не установлены минимальные и максимальные значения показателей товара, используемых при выполнении работ, а также не установлены значения показателей товаров по ГОСТ, позволяющие определить соответствие товаров требованиям документации об Аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика
В соответствии с таблицей "Требования к качеству и характеристикам материалов, используемых при выполнении работ" технической части документации об Аукционе установлено, например, требование к товару "Суглинок": "Суглинок должен соответствовать показателям ГОСТ 25100-2011 "Грунты. Классификация". С обязательным указанием показателей по гранулометрическому составу, текучести и водопроницаемости (значения данных показателей не могут изменяться в процессе производства работ).
В зависимости от показателя текучести суглинок должен быть не менее твердого. В зависимости от гранулометрического состава - не менее тяжёлого пылеватого. По водопроницаемости - не менее слабоводопроницаемого".
В письменных возражениях Уполномоченный орган пояснил, что требования к товарам, используемых при выполнении работ, установлены в соответствии с потребностью Заказчика, а также в соответствии с ГОСТ, в связи с тем, что эти товары будут использоваться подрядчиком в гидромелиоративных работах.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
8. В извещении о проведении Аукциона не установлен исчерпывающий перечень документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона установлены единые требования к участникам: "1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
2. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
3. Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
В письменных возражениях Уполномоченный орган сообщил, что в типовой форме извещения, заполняемой в ЕИС не имеется соответствующих полей для размещения исчерпывающего перечня документов. Вместе с тем, извещение о проведении Аукциона размещено отдельным файлом в формате Word, в котором содержится исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия установила, что указанная документация, извещение об осуществлении закупки не содержат ограничений к участникам Аукциона, предусмотренных Постановлением N 1457.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 22 информационной карты документации об Аукционе предусмотрена дата окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации: "Дата окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - 15.05.2017 года".
При этом извещением, документацией об Аукционе установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 19.05.2017.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена дата окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, поскольку предоставление разъяснений положений документации об Аукционе осуществляется в отношении запросов, направленных Заказчику не позднее 15.05.2017.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом дату окончания предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Подпунктом 2 пункта 5 "Требования, предъявляемые к объему, качеству выполняемых работ и строительных материалов" технической части документации об Аукционе, в том числе установлено следующее: "В соответствии с техническим заданием, контрактом, проектно-сметной документацией, требованиями нормативных документов, в том числе, санитарно- эпидемиологическими и экологическими, противопожарными и иными требованиями безопасности, а также в соответствии со следующими нормативными документами: Градостроительный кодекс Российской Федерации; СП 45.13330.2012 Свод правил. "Земляные сооружения, основания и фундаменты"; СНиП 3.07.01-85; СНиП 3.02.01-87. "Земляные работы"; СП 70.13330.2012 Свод правил. "Несущие и ограждающие конструкции"; ГОСТ 10922-2012 "Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия"; СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия"; ГОСТ 5264-80* "Ручная дуговая сварка. Соединения сварные"; СНиП 3.05.04-85* (1990) "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"; СП 48.13330.2011 "Организация строительства"; СНиП 2.06-03-85 "Мелиоративные системы и сооружения".
Согласно письменным возражениям Уполномоченного органа указанные нормативные документы установлены в проектной документации, для принятия соответствующих проектных решений при реконструкции сооружений и, кроме того, проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу. Вместе с тем, СНиП 3.02.01-87 утратил силу с 01.01.2013 в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29.12.2011, которым утвержден свод правил СП 45.13330.2012. При этом свод правил СП 45.13330.2012 установлен технической частью документации об Аукционе. Нормативные документы СНиП 3.04.01-87, СНиП 3.05.04-85*, СНиП 2.06-03-85 имеют действующую редакцию.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в документации об Аукционе описание объекта закупки, а именно в отношении нормативного документа СНиП 3.02.01-87, утратившего силу, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Документацией об Аукционе установлено, что участник закупки обязан представить в своей заявке конкретные показатели товара, которые будет использовать при производстве работ, соответствующие значениям, установленным техническим заданием и проектной документацией. Кроме того, "участник закупки должен руководствоваться положениями Таблицы N 1 "Требования к качеству и характеристикам материалов, используемых при выполнении работ" Технического задания (ЧастьVII. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ), разделами и чертежами проектной документации, размещенной в Единой информационной системе вместе с извещением о проведении электронного аукциона, и ГОСТами, ТУ, иными нормативами в действующих редакциях".
Комиссия установила, что из размещенных в ЕИС Заказчиком, Уполномоченным органом чертежей проектной документации, являющейся неотъемлемой частью документации об Аукционе, не представляется возможным в полном объеме определить, что конкретно указано на чертежах.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего надлежащим образом в ЕИС чертежи проектной документации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Ремстрой" обоснованной в части размещения в ЕИС разъяснений положений документации об Аукционе без указания предмета запросов, ненадлежащего установления требований к товарам, используемых при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 24.05.2017 по делу N К-626/17, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 24.05.2017 по делу N К-626/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 мая 2017 г. N К-627/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был