Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Щербенина И.А. (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Бурятия" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией Уполномоченного органа (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Реконструкция Караликской оросительной системы на площади 1160 га, Баргузинский район, Республика Бурятия" (номер извещения 0302100000817000022) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена дата окончания предоставления разъяснений документации об Аукционе.
2.В разъяснениях положений документации об Аукционе не указан предмет запросов.
3. В документации об Аукционе установлены условия выполнения работ в соответствии с нормативными документами, утратившими силу.
4. Установленные требования к товару "бетон гидротехнический" противоречат нормам ГОСТ.
5. Часть проектной документации, являющейся неотъемлемой частью документации об Аукционе, недоступна для ознакомления.
6. Часть проектной документации, являющейся неотъемлемой частью документации об Аукционе, размещена не в полном объеме.
7. Заказчиком, Уполномоченным органом необоснованно сокращен срок выполнения работ.
8. В документации об Аукционе неправомерно установлены избыточные требования к характеристикам товара, используемого при выполнении работ.
В письменных возражениях Уполномоченный орган не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) - 03.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 67 857 930 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 26.05.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена дата окончания предоставления разъяснений документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 22 информационной карты документации об Аукционе предусмотрена дата окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации: "Дата окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе - 15.05.2017 года".
При этом извещением, документацией об Аукционе установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 19.05.2017.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена дата окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, поскольку предоставление разъяснений положений документации об Аукционе осуществляется в отношении запросов, направленных Заказчику не позднее 15.05.2017.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом дату окончания предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, в разъяснениях положений документации об Аукционе не указан предмет запросов.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком опубликованы в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе от 12.05.2017 NРД1, от 15.05.2017 NРД2, от 15.05.2017 NРД3. Вместе с тем, указанные разъяснения не содержат предмета запросов.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, разместивших в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запросов, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлены условия выполнения работ в соответствии с нормативными документами, утратившими силу, а именно: СНиП 3.02.01-87, СНиП 3.04.01-87, СНиП 3.05.04-85*, СНиП 2.06-03-85.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Подпунктом 2 пункта 5 "Требования, предъявляемые к объему, качеству выполняемых работ и строительных материалов" технической части документации об Аукционе, в том числе установлено следующее: "В соответствии с техническим заданием, контрактом, проектно-сметной документацией, требованиями нормативных документов, в том числе, санитарно- эпидемиологическими и экологическими, противопожарными и иными требованиями безопасности, а также в соответствии со следующими нормативными документами: Градостроительный кодекс Российской Федерации; СП 45.13330.2012 Свод правил. "Земляные сооружения, основания и фундаменты"; СНиП 3.07.01-85; СНиП 3.02.01-87. "Земляные работы"; СП 70.13330.2012 Свод правил. "Несущие и ограждающие конструкции"; ГОСТ 10922-2012 "Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия"; СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия"; ГОСТ 5264-80* "Ручная дуговая сварка. Соединения сварные"; СНиП 3.05.04-85* (1990) "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"; СП 48.13330.2011 "Организация строительства"; СНиП 2.06-03-85 "Мелиоративные системы и сооружения".
Согласно письменным возражениям Уполномоченного органа указанные нормативные документы установлены в проектной документации, для принятия соответствующих проектных решений при реконструкции сооружений и, кроме того, проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу. Вместе с тем, СНиП 3.02.01-87 утратил силу с 01.01.2013 в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29.12.2011, которым утвержден свод правил СП 45.13330.2012. При этом свод правил СП 45.13330.2012 установлен технической частью документации об Аукционе. Нормативные документы СНиП 3.04.01-87, СНиП 3.05.04-85*, СНиП 2.06-03-85 имеют действующую редакцию.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в документации об Аукционе описание объекта закупки, а именно в отношении нормативного документа СНиП 3.02.01-87, утратившего силу, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. По мнению Заявителя, установленные требования к товару "бетон гидротехнический" противоречат нормам ГОСТ 26633-2015, а именно в отношении характеристики товара "морозостойкость".
Технической частью документации об Аукционе установлены следующие требования к товару "Бетон гидротехнический": "Морозостойкость должна составлять не менее F 100".
Согласно ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют по морозостойкости на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000, а также на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.
Уполномоченный орган в письменных возражениях сообщил, что требования, установленные в документации об Аукционе по позиции "бетон гидротехнический", не противоречат ГОСТ 26633-2015 в связи с тем, что Заказчиком, Уполномоченным органом не ограничено указание показателя по базовым методам.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, обоснованность вышеуказанного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, часть проектной документации, являющейся неотъемлемой частью документации об Аукционе, недоступна для ознакомления, а именно в отношении части чертежей проектной документации, что не позволяет составить первую часть заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Документацией об Аукционе установлено, что участник закупки обязан представить в своей заявке конкретные показатели товара, которые будет использовать при производстве работ, соответствующие значениям, установленным техническим заданием и проектной документацией. Кроме того, "участник закупки должен руководствоваться положениями Таблицы N1 "Требования к качеству и характеристикам материалов, используемых при выполнении работ" Технического задания (Часть VII. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ), разделами и чертежами проектной документации, размещенной в Единой информационной системе вместе с извещением о проведении электронного аукциона, и ГОСТами, ТУ, иными нормативами в действующих редакциях".
Комиссия установила, что из размещенных в ЕИС Заказчиком, Уполномоченным органом чертежей проектной документации, являющейся неотъемлемой частью документации об Аукционе, не представляется возможным в полном объеме определить, что конкретно указано на чертежах.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего надлежащим образом в ЕИС чертежи проектной документации, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. По мнению Заявителя, часть проектной документации неправомерно не размещена в ЕИС в полном объеме, а именно не размещены приложения раздела N 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" проектной документации.
В письменных возражениях Уполномоченный орган пояснил, что приложениями раздела N 4 проектной документации установлены расчеты, подтверждающие технологическую возможность реализации принятых проектных решений при осуществлении строительства по этапам, которые необходимы для работы проектировщиков-конструкторов на стадии разработки проектной документации.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом необоснованно сокращен срок выполнения работ.
Согласно доводу жалобы Заявителя проектная документация предусматривает продолжительность строительства в течение 15 месяцев, вместе с тем, проект государственного контракта документации об Аукционе предусматривает сроки выполнения работ с момента заключения государственного контракта по 22 сентября 2017 года включительно.
Пунктом 6.3 раздела 6 проектной документации установлено, в том числе: "Продолжительность строительства сооружений инженерной защиты определена по СНиП 1.04.03-85* "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений" (таблица Объекты мелиоративных систем и водохозяйственные объекты п.21) и составляет с учетом местоположения, сейсмичности, технологических перерывов - 15 месяцев".
При этом пунктом 6.3 раздела 6 проектной документации установлено, что работы по реконструкции объекта предусматриваются только в теплый и переходные периоды года.
Вместе с тем, Заявитель явку своего представителя не обеспечил и не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом необоснованно сокращен срок выполнения работ.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
8. В документации об Аукционе неправомерно установлены избыточные требования к характеристикам товара, используемого при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов таблицы "Требования к качеству и характеристикам материалов, используемых при выполнении работ" технической части документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 2 "Электроды": "Механические свойства при нормальной температуре металла шва или наплавленного металла следующие временное сопротивление разрыву dв кгс/мм2 не менее 42, относительное удлинение d5, % не менее 16, ударная вязкость на кгсм/см2 не менее 7" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что, согласно требованиям документации об Аукционе невозможно определить единицы измерения показателей используемого товара как, например, по позиции 7 "Сталь горячекатаная швеллер": "Арматурная сталь должна соответствовать проектной документации с номерами профиля (номинальный диаметр стержня) не менее 6 и не более 20".
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены излишние требования к описанию в составе заявки материалов, используемых при выполнении работ, а именно в отношении показателей, которые должны соответствовать ГОСТ. Так, например, по товару "Суглинок" установлены, в том числе следующие показатели: "В зависимости от показателя текучести суглинок должен быть не менее твердого. В зависимости от гранулометрического состава - не менее тяжёлого пылеватого". При этом согласно ГОСТ 25100-2011, а также требованиям, установленным в документации об Аукционе показатели текучести, гранулометрического состава имеют единственную возможную характеристику "твердый" в отношении показателя текучести, "тяжелый пылеватый" в отношении указания показателя гранулометрического состава.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам (материалам), нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия установила, что указанная документация, извещение об осуществлении закупки не содержат ограничений к участникам Аукциона, предусмотренных Постановлением N 1457.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. Комиссией установлено, что согласно приложению N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен календарный план оплаты выполненных работ, однако содержит ошибку в наименовании вышеуказанного календарного плана.
При этом, как пояснил Уполномоченный орган в письменных возражениях, ввиду технической ошибки во второй части приложения N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе вместо слов "Календарный план выполнения" должно быть указано "Календарный план оплаты".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом в документации об Аукционе описание объекта закупки, а именно в отношении наименования календарного плана оплаты выполненных работ нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП Щербенина И.А. обоснованной в части установления ненадлежащей даты окончания предоставления разъяснений документации об Аукционе, размещения в ЕИС разъяснений положений документации об Аукционе без указания предмета запросов, установления ненадлежащего описания объекта закупки в документации об Аукционе, размещения ненадлежащим образом проектно-сметной документации, ненадлежащего установления требований к товарам, используемых при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 24.05.2017 по делу N К-626/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 мая 2017 г. N К-626/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был