Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия Министерства финансов Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией Министерства финансов Российской Федерации (Аукционная комиссия), Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по: "Текущему ремонту помещений в административных зданиях Минфина России" (номер извещения 0173100000117000016) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые не учтены сметными расценками, стоимость которых не входит в начальную (максимальную) цену контракта, а также смета на ремонт помещений составлена на уровне текущих цен в редакции с 2009 года на октябрь 2016 года;
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены повторяющиеся товары, используемые при выполнении работ, что увеличивает объем информации, которую необходимо представить участнику закупки при подаче заявки на участие в Аукционе;
3. Заказчиком установлены избыточные требования к материалам, используемым при выполнении работ;
4. Заказчиком установлены противоречивые требования к товарам, используемых при выполнении работ;
5. Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 49 425 800 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 22.05.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, которые не учтены сметными расценками, стоимость которых не входит в начальную (максимальную) цену контракту, а также смета на ремонт помещений составлена на уровне текущих цен в редакции с 2009 года на октябрь 2016 года.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в расчете начальной максимальной цены контракта учтена стоимость товаров, которые входят в состав сметных расценок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 1 к Информационной карте документации об Аукционе содержится сметный расчет, который используется при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Также на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что план - график закупок разрабатывался в 2016 году с использованием индекса перерасчета сметной стоимости, действующих на момент разработки документации.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи чем, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, довод Заявителя подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены повторяющиеся товары, используемые при выполнении работ, что увеличивает объем информации, которую необходимо представить участнику закупки при подготовке заявки на участие в Аукционе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, необходимо выполнить работы по текущему ремонту помещений в административных зданиях Минфина России.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки
В соответствии с Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком в описании объекта закупки дан перечень необходимых работ с используемыми в каждой работе товарами.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в Техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлено деление помещений на кабинеты для удобства заполнения заявок на участие в Аукционе участникам закупки.
При этом, Закон о контрактной системе не содержит запрет на включение в описание объекта закупки одинакового описания товара, в случае, если эти товары используются в разных работах.
Таким образом, довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к товару "жалюзи".
В приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, например, в пункте 63.1 установлены следующие требования к товару "Жалюзи":
"Жалюзи вертикальные тканевые. Вертикальные жалюзи должны быть изготовлены из тканевых ламелей шириной не менее 89 мм и не более 95 мм. Количество ламелей должно рассчитываться в зависимости от длины карниза. При полном закрытии ламели должны закрываться внахлест при этом смежные ламели должны перекрываться не менее чем на 15 мм и не более чем на 35 мм.
Каждая ламель должна иметь свой бегунок с дистанцией интервала не менее 89 мм и не более 95 мм в котором она плотно фиксируется. Все ламели должны снабжаться ламеледержателями шириной не менее 89 мм и не более 95 мм (в верхней части) и металлическими грузиками-отвесами (в нижней части). Места закрепления ламеледержателей и грузиков-отвесов должны быть прошиты нитью повышенной прочности (диаметром не более 0.3 мм). По низу изделия все ламели должны соединяться специальной цепочкой изготовленной из пластика белого цвета с шагом фиксации не менее 100 мм и не более 110 мм".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требования к товару "жалюзи" сформированы исходя из имеющейся у Заказчика потребности, а также для удобства в эксплуатации и возможности их дальнейшей замены.
Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Согласно пункту 907.1 приложения N 1 к Техническому заданию документации указаны следующие требования к товару "Горизонтальные жалюзи": "Жалюзи вертикальные тканевые. Вертикальные жалюзи должны быть изготовлены из тканевых ламелей шириной не менее 89 мм и не более 95 мм".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком при указании требований к товарам в пункте 907.1 Приложения N 1 Технического задания документации об Аукционе допущена техническая ошибка.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения исполнителя (подрядчика, поставщика), поскольку на участие в аукционе подано 4 заявки, признанные соответствующими Закону о контрактной системе.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в подпункте 3.4.2 пункта 3 раздела 3 документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода не представил, в связи с чем, довод своего подтверждения не нашел.
6. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены требования к химическому составу материала, используемого при выполнении работ, а именно:
Пункт 655,2: "Плитки керамические глазурованные квадратные для стен гладкие одноцветные. Твердость глазури по Моосу не менее 5";
Пункт 1856,1: "Краска. Для покрытия структурных; рельефных; тисненных обоев; стеклообоев; акриловая, силикатная; шелковисто-матовая, матовая; Область применения: в жилых помещениях; офисных зданиях
Время сушки: При температуре +20°C и относительной влажности воздуха 65% покрытие через 3 часов должно быть сухо на поверхности и через 8 часов готово к нанесению следующего слоя. Полностью сухим и способным выдерживать нагрузку покрытие должно становиться через 3 дня".
Комиссия приходит к выводу, Заказчиком неправомерно устанавлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что все заявки, поданные на участие в закупке допущены к участию в Аукционе, Комиссия считает, что выявленное нарушение не повлияло на результат определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" частично обоснованной в части установления противоречивых требований к товарам, используемых при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 16.05.2017 по делу N К-563/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 мая 2017 г. N К-563/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был