Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Ларус-Строй" (далее - Заявитель) на действия ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство водопроводных очистных сооружений, расположенных в пос. Молодежное, на Солнечной ул. (1-й этап) (номер извещения 0572500000117000003) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к значениям показателей "содержание в песке пылевидных и глинистых частиц", "содержание глины в комках", "модуль крупности" (группа песка "средний") товара "Песок тип 1", "предельное отклонение номинального диаметра стержня" товара "Сталь арматурная тип 2" не соответствующие требованиям ГОСТ.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к значениям показателей "содержание в песке зерен крупностью свыше 5 мм", "содержание в песке зерен крупностью свыше 10 мм", "модуль крупности" (группа песка "крупный") товара "Песок тип 1" не соответствующие требованиям ГОСТ.
3. В документации об Аукционе установлены требования к товарам, не предусмотренные проектно-сметной документацией, а именно: раствор для невибрированной бутовой кладки, рядовой силикатный, лицевой силикатный кирпич.
4. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 28.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 651 644 050 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признается несостоявшимся.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к значениям показателей "содержание в песке пылевидных и глинистых частиц", "содержание глины в комках", "модуль крупности" (группа песка "средний") товара "Песок тип 1", "предельное отклонение номинального диаметра стержня" товара "Сталь арматурная тип 2" не соответствующие требованиям ГОСТ, а именно значения, не соответствующие требованиям ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
По мнению Заявителя, требования к значениям показателей "содержание в песке пылевидных и глинистых частиц", "содержание комков глины в песке" товара "Песок тип 1", установленные в документации об Аукционе, не соответствуют требованиям ГОСТ 8736-2014.
В Приложении N 8 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Песок тип 1": "; класс песка - I или II; группа песка - средний или крупный; содержание в песке пылевидных и глинистых частиц - не более 8; содержание комков глины в песке- не более 1,5; ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 8735-88".
В таблице N 4 ГОСТ 8736-2014 установлено, в том числе следующее: "класс песка I. Группа песка - Крупный и средний. содержание в песке пылевидных и глинистых частиц - 2; класс песка II. Группа песка - Крупный и средний. содержание в песке пылевидных и глинистых частиц - 3".
Кроме того, в таблице N 4 ГОСТ 8736-2014 установлено, в том числе следующее: "класс песка I. Группа песка - Крупный и средний. содержание глины в комках - 0,25; класс песка II. Группа песка - Крупный и средний. содержание глины в комках - 0,5".
По мнению Заявителя, требования к значениям показателя "модуль крупности" (группа песка - средний) товара "Песок тип 1", установленные в документации об Аукционе, не соответствуют требованиям ГОСТ 8736-2014.
Также в Приложении N 8 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Песок тип 1": "группа песка - средний или крупный. модуль крупности - минимальное значение более 2,4. максимальное значение не более 2,8".
Вместе с тем, в таблице N 1 ГОСТ 8736-2014 установлено, в том числе следующее: "группа песка - средний. модуль крупности - св. 2,0 до 2,5".
По мнению Заявителя, требования к значениям показателя "предельное отклонение номинального диаметра стержня" товара "Сталь арматурная тип 2", установленные в документации об Аукционе, не соответствуют требованиям ГОСТ 5781-82.
По товару "Сталь арматурная тип 2" в Приложении N 8 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к значениям показателей: "номинальный диаметр стержня: минимальное значение - не менее 6. максимальное значение - не более 10; предельное отклонение номинального диаметра стержня: нижняя граница диапазона - не менее -0,5. верхняя граница диапазона - не более 0,6; ГОСТ 5781-82".
В таблице N 3 ГОСТ 5781-82 установлено, в том числе следующее: "номер профиля (номинальный диаметр d): 6, 8, 10; предельное отклонение: + 0,3, -0,5".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к значениям показателей, не соответствующие требованиям ГОСТ, в связи с чем значения указанных показателей будут соответствовать требованиям документации об Аукционе, но противоречить требованиям ГОСТ, что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе и вводит участников закупки в заблуждение.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные значения показателей соответствуют требованиям иных ГОСТ, указанных в документации о Аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что установление в документации об Аукционе требований к соответствию различным ГОСТ, которые содержат противоречивые значения показателей товаров, вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Указанные действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что неустановление Заказчиком надлежащих требований к товарам, используемым при выполнении работ, не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку единственная заявка, поданная на участие в Аукционе, допущена к участию в Аукционе.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к значениям показателей "содержание в песке зерен крупностью свыше 5 мм", "содержание в песке зерен крупностью свыше 10 мм", "модуль крупности" (группа песка "крупный") товара "Песок тип 1" не соответствующие требованиям ГОСТ, а именно менее значений, предусмотренных ГОСТ.
По мнению Заявителя, требования к значениям показателей "содержание в песке зерен крупностью свыше 5 мм", "содержание в песке зерен крупностью свыше 10 мм" товара "Песок тип 1", установленные в документации об Аукционе, не соответствуют требованиям ГОСТ 8736-2014.
В Приложении N 8 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Песок тип 1": "класс песка - I или II; группа песка - средний или крупный; ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 8735-88; содержание в песке зерен крупностью свыше 5 мм: менее 14; содержание в песке зерен крупностью свыше 10 мм: менее 5".
В таблице N 3 ГОСТ 8736-2014 установлено, в том числе следующее: "класс песка: I; группа песка: крупный и средний; содержание в песке зерен крупностью свыше 5 мм: 5; содержание в песке зерен крупностью свыше 10 мм: 0, 5. класс песка: II; группа песка: крупный и средний; содержание в песке зерен крупностью свыше 5 мм: 15; содержание в песке зерен крупностью свыше 10 мм: 5".
По мнению Заявителя, требования к значениям показателя "модуль крупности" (группа песка - крупный) товара "Песок тип 1", установленные в документации об Аукционе, не соответствуют требованиям ГОСТ 8736-2014.
Также В Приложении N 8 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товару "Песок тип 1": "группа песка - средний или крупный. модуль крупности - минимальное значение более 2,4. максимальное значение не более 2,8".
Согласно инструкции по заполнению заявок, содержащейся в документации об Аукционе, в случае установления соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов "более_", участник закупки в первой части заявки на участие в Аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее установленное минимальное значение показателя товара.
В таблице N 1 ГОСТ 8736-2014 установлено, в том числе следующее: "группа песка - крупный. модуль крупности - св. 2,5 до 3,0".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к значениям указанных показателей установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат требованиям ГОСТ.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлены требования к товарам, не предусмотренных проектно-сметной документацией, а именно: раствор для невибрированной бутовой кладки, рядовой силикатный, лицевой силикатный кирпич.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектно-сметная документация не содержит требований к товарам, используемым при выполнении работ, при этом указанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно документации об Аукционе в составе первой части заявки на участие в Аукционе должно содержаться согласие участника Аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также конкретные показатели используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе (Приложение N 8 к Техническому заданию), указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В приложении N 8 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам (примеры): товар "Песок тип 1": содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, содержание комков глины в песке, полный остаток на сите N 63, содержание в песке зерен крупностью свыше 5 мм, содержание в песке зерен крупностью свыше 10 мм, модуль крупности; товары "Раствор строительный тип 1", "Раствор строительный тип 2": норма подвижности по погружению конуса; товар "Битум нефтяной строительный тип 1": глубина проникания иглы при температуре 25С, температура размягчения по кольцу и шару; товар "Щебень из природного камня для строительных работ марка 1000, фракция 40-70 мм": полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным наибольшему номинальному размеру зерна, полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным 1, 25 наибольшего номинального размера зерен, полный остаток на сите с диаметром отверстий, равным наименьшему номинальному размеру зерна".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров или технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявок не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку единственная заявка, поданная на участие в Аукционе, допущена к участию в Аукционе.
5. На заседании Комиссии установлено, что в Информационной карте документации об Аукционе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, содержащейся в документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к составу первой части заявки на участие в Аукционе: наименование страны происхождения товара указывается участником электронного аукциона в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст. Вместе с тем, Законом о контрактной системе вышеуказанное требование не предусмотрено.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком указанного требования к заполнению заявок на участие в Аукционе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку единственная заявка, поданная на участие в Аукционе, допущена к участию в Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Ларус-Строй" обоснованной в части установления Заказчиком в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также установления ненадлежащим образом требований к товарам, используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 31.05.2017 N К-668/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 мая 2017 г. N К-668/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был