Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 ноября 2017 г. N А40-163291/17-120-1389 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию систем электроснабжения административных зданий Росреестра (номер извещения 0173100010917000012) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе не установлен объем выполняемых работ и используемых товаров;
2. В документации об Аукционе установлены излишние требования к описанию участниками закупки в первой части своих заявок на участие в Аукционе характеристик товаров, используемых при выполнении работ, а именно, о результатах испытаний таких товаров.
3. Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не содержит правил указания характеристик товаров, сопровождаемых цифрами (1), (3).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 28.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта -14 170 800 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.05.2017.
5) на участие в Аукционе подано 6 заявок, из которых 5 заявок допущено к участию в Аукционе;
6) дата проведения Аукциона - 02.06.2017.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в документации об Аукционе объем выполняемых работ и используемых товаров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что разделом III "Техническая часть" документации об Аукционе установлены функциональные, технические и качественные характеристики к услугам, а также требования к оказанию соответствующих услуг, в частности, пунктом 3 "Состав Услуг" раздела III "Техническая часть" документации об Аукционе установлен общий перечень оказываемых услуг по объектам Заказчика, пунктом 10 раздела III "Техническая часть" документации об Аукционе установлены требования к материалам, используемых при выполнении работ, а именно, о результатах испытаний таких товаров.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки в первой части своих заявок на участие в Аукционе характеристик товаров, используемых при выполнении работ, а именно, о результатах испытаний таких товаров.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Комиссией установлено, что разделом III "Техническая часть" документации об Аукционе установлены функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, в частности, пунктом 10 установлены требования к материалам, используемым для оказания услуг, в отношении которых участник закупки должен предоставить конкретные показатели, например, следующие:
- Лампа люминесцентная ртутная, тип 1 - стабильность светового потока после 2000 ч горения - не менее 80%;
- Лампа люминесцентная ртутная, тип 2 - стабильность светового потока после 2000 ч горения (1) - не менее 80%;
- Кабель силовой, тип 1 - электрическое сопротивление постоянному току 1 км жилы при 20°С для жил сечением 1,5 мм2 (1) не более 14,3 Ом.
При этом согласно ГОСТ 6825-91 показатель стабильности светового потока определяется методом испытания - по пункту 5.6 ГОСТ.
Учитывая изложенное, Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе результатов испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о результатах испытаний, технологических процессов, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на возможность подачи заявок, поскольку на указанном основании заявки участников закупки не отклонялись.
3. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в документации об Аукционе правила указания характеристик товаров, сопровождаемых цифрами (1), (3).
В отношении отсутствия в документации об Аукционе правила указания характеристик товаров, сопровождаемых цифрами "1", "3" представитель Заказчика сообщил, что каких-либо специальных правил указания характеристик товаров сопровождаемых цифрами "1", "3" в документации об Аукционе не установлено и учитывать эти символы не требуется, при этом на участие в Аукционе подано 6 заявок и на указанном основании заявки участников закупки не отклонялись.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация: идентификационный код закупки.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе и проект государственного контракта документации об Аукционе не содержат идентификационный код закупки, вместе с тем, данная информация указана в извещении о проведении Аукциона.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Заказчиком в документацию об Аукционе 12.05.2017 внесены изменения, в связи с чем указанное нарушение Заказчиком устранено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" обоснованной в части установления в документации об Аукционе излишних требований к описанию участниками закупки результатов испытаний в составе заявок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по нарушению, указанному в пункте 3 настоящего решения переданы на основании решения от 15.05.2017 N К-550/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанному нарушению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, передать материалы дела по нарушению, указанному в пункте 2 настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 мая 2017 г. N К-663/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 ноября 2017 г. N А40-163291/17-120-1389 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству