Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу НП "Клуб "Лидеры центра гражданских инициатив" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению церемонии открытия и закрытия Международного военно-технического форума "АРМИЯ-2017" (номер извещения 0173100004517001124) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/1 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки, который не позволяет выявить лучшее предложение участников закупки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
2. Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки, который не позволяет выявить лучшее предложение участников закупки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
3. Заказчик неправомерно выбрал способ проведения закупки путем Конкурса, вместо Аукциона.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 36 090 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 31.07.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки, который не позволяет выявить лучшее предложение участников закупки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 60%.
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок - значимость критерия: 30% (далее - Критерий N 2).
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 10% (далее - Критерия N 3).
Согласно Конкурсной документации предметом оценки по Критерию N 2 являются предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки, изложенных в заявке на участие в открытом конкурсе, и отражающие содержание, объемы и виды, развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в Наименовании и описании объекта закупки (Приложение N 3 к конкурсной документации) (далее - НиООЗ).
Порядок оценки: баллы по критерию присваиваются от 0 до 100 баллов в зависимости от степени выгодности представленных предложений для обеспечения нужд Заказчика с учетом требований НиООЗ. Оценка осуществляется следующим образом:
1. В составе заявки представлены предложения о качестве Услуг в виде отдельных документов, изображений с учетом минимальных требований, указанных в Наименовании и описании объекта закупки (Приложение N 3 к конкурсной документации) (далее - НиООЗ), а именно: 1.1 предложение по Концепции 1-го этапа Церемонии открытия (пункты 5.1.4, 5.1.4.1 НиООЗ); 1.2 предложение по Концепции Церемонии закрытия (пункты 5.1.4, 5.1.4.2 НиООЗ); 1.3 перечень музыкальных произведений, которые предлагаются к использованию для музыкального сопровождения 1-го этапа Церемонии открытия (пункт 5.1.7.1 НиООЗ); 1.4 перечень музыкальных произведений, которые предлагаются к использованию для музыкального сопровождения Церемонии закрытия (пункт 5.1.7.1 НиООЗ); 1.5 концепция художественно-декорационного оформления сценической площадки, включая расстановку отдельных элементов оформления, визуализацию внешнего вида сценической площадки с учетом художественных решений (пункты 5.1.9, 5.1.9.1, 5.1.9.2, 5.1.9.3, 5.1.9.4, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.13, 5.1.14, 5.1.15 НиООЗ); 1.6 Эскиз и рабочие чертежи для специального объемного декорационного элемента согласно требованиями НиООЗ (пункт 5.1.16 НиООЗ); 1.7 Предложения по сценарному плану работы специальных пиротехнических средств на церемонии открытия, графическое пояснение работы специальных пиротехнических средств (пункт 5.1.17 НиООЗ). Оценка по Критерию N 2 осуществляется следующим образом: При наличии в заявке на участие в открытом конкурсе предложения по всем пунктам (1.1-1.7) заявке присваивается 70 баллов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе предложения по одному из вышеуказанных пунктов (1.1-1.7) заявке присваивается 50 баллов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе предложения по двум из вышеуказанных пунктов (1.1-1.7) заявке присваивается 30 баллов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе предложения по трем и более из вышеуказанных пунктов (1.1-1.7) заявке присваивается 0 баллов.
2. Представление информации в предложении о качестве Услуг о конкретных лицах (наименованиях коллективов), привлекаемых к участию во всех Церемониях, а именно: в отношении режиссерско-постановочной группы (пункт 5.1.3.1 НиООЗ); в отношении Творческого персонала (пункты 5.1.8.1, 5.1.8.2 НиООЗ) с приложением копий документов, подтверждающих наличие выраженного согласия заявленных лиц (коллективов). Документы составляются в произвольной форме и должны быть подписаны указанными лицами (коллективами) либо их соответствующими уполномоченными представителями. При предоставлении информации о конкретных лицах (наименованиях коллективов), а именно: в отношении режиссерско-постановочной группы (пункт 5.1.3.1 НиООЗ); в отношении Творческого персонала (пункты 5.1.8.1, 5.1.8.2 НиООЗ), с приложением копий документов, подтверждающих наличие выраженных согласий, подписанных заявленными лицами (коллективами) либо соответствующими уполномоченными представителями, заявке присваивается 30 баллов. Во всех иных случаях, в том числе: при отсутствии информации о Творческом персонале (пункты 5.1.8.1, 5.1.8.2 НиООЗ), либо отсутствии информации хотя бы по одному из лиц и (или) при отсутствии копий документов, подтверждающих наличие выраженного согласия всех лиц (коллективов) либо хотя бы одного из них, заявленных участником закупки, заявке присваивается 0 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых заявке.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, Конкурсная комиссия при рассмотрении предложений участников закупки по качеству услуг в виде отдельных документов, изображений в соответствии с требованиями НиООЗ, будет оценивать исключительно наличие либо отсутствие указанных предложений, а не содержание и их количество.
Также представители Заказчика, в отношении установления Заказчиком в порядке оценки Конкурсной документации подтверждения наличия выраженного согласия всех лиц (коллективов), пояснили и представили документы, согласно которым услуги по проведению церемонии открытия и закрытия Международного военно-технического форума "АРМИЯ-2017" являются мероприятием федерального уровня, проходят при участии руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации и государств-участников Игр, военнослужащих, представителей СМИ, журналистов, военных экспертов, представителей медиапрофессий, и при обеспечении участником закупки режиссерско-постановочной церемонии открытия и закрытия, в том числе, при привлечении конкретных лиц (коллективов), участнику закупки необходимо знать кто именно из коллективов согласен оказать услуги в рамках оказания услуг по контракту.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика пояснили, что порядок оценки Конкурсной документации по Критерию N 2 Заказчиком установлен в соответствии с Законом о контрактной системе, обратного Заявителем не доказано.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки, который не позволяет выявить лучшее предложение участников закупки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки, который не позволяет выявить лучшее предложение участников закупки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно: оценке подлежат исполненные государственные (муниципальные) контракты с указанием краткого описания оказанных услуг, за период с 2013 до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с Конкурсной документацией предметом оценки по Критерию N 3 является квалификация участника конкурса на основе сведений об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема; оценивается на основании справки, согласно таблице N 1 Приложения N 2 к Рекомендуемой форме заявки на участие в конкурсе (Приложение N 2 к конкурсной документации), подписанной участником закупки, содержащей сведения об успешно исполненных государственных контрактах (муниципальных контрактах) с указанием краткого описания оказанных услуг, за период с 2013 до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе, с приложением соответствующих документов - копий государственных контрактов (муниципальных контрактов) (со всеми приложениями), копий документов о приемке, подтверждающих исполнение государственных контрактов (муниципальных контрактов);
Сопоставимыми по характеру считаются оказанные услуги по организации и проведению торжественных церемоний (открытий, закрытий, награждений), праздничных мероприятий, фестивалей, шоу-программ, чемпионатов и других культурно-массовых мероприятий.
Сопоставимыми по объему считаются надлежащим образом (без штрафных санкций) успешно исполненные государственные контракты (муниципальные контракты) за период с 2013 года до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе с ценой каждого государственного контракта (муниципального контракта) не менее 1 000 000 (одного миллиона) рублей.
На заседании Комиссии представителя Заказчика пояснили, что при рассмотрении предложений участников закупки оценке подлежат исполненные государственные (муниципальные) контракты, в связи с тем, что указанные контракты внесены в реестр государственных контрактов (далее - Реестр), размещенный в ЕИС и согласно указанному реестру можно проверить добросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование, установленное Заказчиком в Конкурсной документации к оценке предложений участников закупки к исполненным государственным (муниципальным) контрактам на оказание услуг сопоставимого характера и объема, обусловлено тем, что качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству и параметрам услуг, установленным законодательством Российской Федерации, государственными стандартами и нормами. К обязательным требованиям относятся требования к качеству оказываемых услуг, обеспечивающих безопасность для жизни и здоровья зрителей и участников мероприятия, охрану окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика пояснили, что порядок оценки Конкурсной документации по Критерию N 3 Заказчиком установлен в соответствии с Законом о контрактной системе, обратного Заявителем не доказано.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки, который не позволяет выявить лучшее предложение участников закупки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ проведения закупки - Конкурс, поскольку, что в объект закупки включены товары и услуги, при закупке которых необходимо проводить электронный аукцион.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе, заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
При этом согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что предметом закупки в рамках Конкурса являются услуги по проведению церемонии открытия и закрытия Международного военно-технического форума "АРМИЯ-2017", в рамках которых необходимо оказать следующие услуги: по обеспечению производства и постановки церемонии открытия и закрытия, обеспечению режиссерско-художественной постановки, разработки режиссерской концепции проведения церемонии открытия и закрытия, обеспечения программы музыкального сопровождения церемонии открытия и закрытия, созданию видеосопровождения, осуществлению художественно-декорационного оформления площадок.
Также согласно извещению о проведении Конкурса и Конкурсной документации, объекту закупки присвоен код по ОКПД 90.02.11.000 (Услуги по созданию спектаклей, концертов и иных зрелищных программ (произведений исполнительского искусства).
При этом, указанный код не содержится в Перечне.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не представил подтверждающих доказательств, что Заказчиком неправомерно выбран способ закупки, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
Признать жалобу НП "Клуб "Лидеры центра гражданских инициатив" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.