Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Вимап" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства научных организаций (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение текущего ремонта фасадов объекта культурного наследия федерального значения "Опекунский совет", 1814-1825гг." - Главный корпус с интерьерами и двумя боковыми корпусами, начало XIX в." (1 этап) (номер извещения 0195100000617000009) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации неправомерно установлена возможность изменения Заказчиком условий контракта со ссылкой на статью 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения которой распространяются в отношении казенных учреждений;
2. В Конкурсной документации содержатся противоречивые положения в отношении порядка оплаты работ: в пункте 2.5.5 проекта государственного контракта установлена оплата выполненных работ поэтапно в случае если подрядчик не является субъектом малого предпринимательства, в то время в иных положениях контракта оплата работ поэтапно не предусмотрена;
3. В Конкурсной документации неправомерно установлен размер штрафа 0,5 процента от цены контракта, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет менее 100 млн. рублей, а именно 74 999 981,81 рубль;
4. В Конкурсной документации установлены неисполнимые требования к выполнению работ определённым количеством работников до 17.11.2017;
5. В Конкурсной документации (информационной карте и форме заявки на участие в Конкурсе) содержатся противоречивые требования к форме заявки на участие в Конкурсе;
6. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Квалификация участников закупки" в отношении подтверждения сведений документов в совокупности - трудовыми книжками, дипломами об образовании, копией штатного расписания или выписки из него.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 74 999 981,81 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 19.07.2017;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
6) дата предквалификационного отбора заявок на участие в Конкурсе - 24.07.2017;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 28.07.2017.
1. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Подпунктом 6 части 1 статьи 95 Закона о контактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта возможно в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
В Конкурсной документации, а именно в пунктах 23 информационной карты, 3.2 проекта государственного контракта установлено, что изменение условий контракта при его исполнении возможно в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом Заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе своей жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В Конкурсной документации установлены следующие положения, а именно:
Пунктом 2.5.5 проекта государственного контракта установлена обязанность подрядчика оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Пунктом 3.3 проекта государственного контракта предусмотрено, что оплата работ по настоящему контракту производится заказчиком по факту выполнения работ, без авансового платежа путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ (Приложение N 3 к настоящему контракту) на основании подлинного акта, при предоставлении заказчику надлежащим образом оформленных акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости работ и затрат по форме КС-3, счета, счета-фактуры.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что указанные положения государственного контракта в отношении порядка оплаты выполненных работ установлены исходя из потребностей Заказчика в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе своей жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения неустойки).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
Подпункты "а" - "г" пунктов 4, 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчику необходимо установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Положениями Конкурсной документации, а именно пунктами 7.4, 7.7 предусмотрены под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что положения Конкурсной документации в части размеров штрафа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе своей жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Положениями технического задания (пункт 3) Конкурсной документации, проекта государственного контракта (пункт 4.1) установлено, что выполнение работ по контракту осуществляется с даты заключения контракта по 17.11.2017.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что указанные положения государственного контракта в отношении предмета контракта, в частности, в отношении срока выполнения работ, технического задания установлены исходя из потребностей Заказчика в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, при этом каких-либо требований о количестве работников, которые должны выполнять работы, в Конкурсной документации не установлено.
Вместе с тем, Заявитель явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе своей жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 23 информационной карты Конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе предложение участника конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара (форма 3 раздела 3 части I Конкурсной документации).
Пунктом 27 информационной карты Конкурсной документации установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В форме N 3 предусмотрена таблица "Предложение участника закупки в отношении материалов, предлагаемых к использованию при проведении работ".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе заявка на участие в конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в Конкурсной документации информацию.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в Конкурсной документации сведений о материалах, предлагаемых к использованию при проведении работ, не установлено, в связи с чем заполнять таблицу "Предложение участника закупки в отношении материалов, предлагаемых к использованию при проведении работ" формы N 3 при формировании заявки не требуется.
Вместе с тем, вышеуказанное не следует из положений Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок:
Стоимостной критерий "Цена контракта" имеет значимость 60 (шестьдесят) процентов и включает в себя цену исполнения контракта, предложенную участником конкурса в заявке на участие в конкурсе.
Нестоимостной критерий "Квалификация участников закупки" (далее - Критерий) имеет значимость 40 (сорок) процентов.
В рамках Критерия установлен показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" со значимостью 100 (сто) процентов, согласно которому оценивается количество специалистов с высшим техническим образованием в сфере строительства, архитектуры, инженерно-технического обеспечения, находящихся в штате участника конкурса по состоянию на дату вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и планируемых к привлечению к выполнению работ, подтвержденное документально. Надлежащим документальным подтверждением наличия в штате участника конкурса специалистов с высшим техническим образованием в сфере строительства, архитектуры, инженерно-технического обеспечения является представление следующих документов (в совокупности): копий трудовых книжек, копий дипломов о высшем образовании, копия штатного расписания или выписки из него.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок, в рамках которого оценке подлежат специалисты, находящиеся исключительно в штате участника Конкурса, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Вимап" обоснованной в части ненадлежащего установления в Конкурсной документации требований к составу заявки на участие в Конкурсе и инструкции по ее заполнению, порядка оценки заявок на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 21.07.2017 по делу N К-902/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 июля 2017 г. N К-902/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был