Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "Авиаавтоматика имени В.В. Тарасова" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) открытого конкурса на оказание услуг по выполнению НИР "Формирование облика перспективной системы управления вертолета соосной схемы. Шифр Торсион" (номер извещения 0173100009517000090) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, присвоившей необоснованно низкие баллы заявке Заявителя на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы".
Представитель конкурсной комиссии Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 30.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 380 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ООО "ВР Технологии" с предложением о цене контракта 380 000 000 рублей.
1. Из довода жалобы Заявителя следует, что Конкурсной комиссией присвоены необоснованно низкие баллы заявке Заявителя на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы". Вместе с тем, в заявке Заявителя представлен перечень методов, планируемых к применению при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 20%.
2) Качественные, функциональные и экологические
характеристики услуг: 40% (далее - Критерий N 2)
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: 40% (далее - Критерий).
Согласно Конкурсной документации в рамках Критерия N 2 предметом оценки являются данные форм 4.2 и 4.5 Конкурсной документации в части выполнения пунктов 2 и 3 Раздела III "Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ" Конкурсной документации.
Согласно форме 4.5 Конкурсной документации участник закупки должен в данной форме представить полное описание подлежащих выполнению работ и сведения о качественных, функциональных и технических характеристиках подлежащих выполнению работы, необходимых для определения соответствия предложения участника закупки требованиям к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ и составления полного текста технического задания контракта.
Качественные, функциональные и технические характеристики подлежащих выполнению работ будут оцениваться на основании детального анализа представленного описания подлежащих выполнению работ в части сопоставления предложений, представленных в заявках на участие в Конкурсе, путем сравнения их между собой и на соответствие требованиям Заказчика, установленным в пунктах 2, 3 Раздела III "Требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ" Конкурсной документации с указанием методов или способов исполнения всех обязательств (при наличии).
На заседании Комиссии представитель Конкурсной Комиссии Заказчика пояснил, что заявке Заявителя по Критерию N 2 присвоено 0 баллов, так как в составе заявки Заявителя не представлены предполагаемые методы выполнения работ.
Вместе с тем, согласно Конкурсной документации заявке участника Конкурса присваивается 0 баллов в следующих случаях:
- отсутствует предложение о методах или способах выполнения работ,
- представлено только полностью скопированное техническое содержание, или
- представлено только согласие выполнить работы в соответствии с требованиями технического содержания, в том числе в виде указания на то, что исполнитель выполнит работы надлежащим образом в соответствии с требованиями технического содержания, или
- представлено предложение о качестве работ в виде измененного технического содержания без указания методов или способов исполнения обязательств, предусмотренных техническим содержанием.
Изучив заявку Заявителя, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем в составе заявки представлен перечень методов, планируемых для выполнения работ, однако, такие методы, как пояснил представитель Конкурсной комиссии Заказчика, Конкурсной комиссией не зачтены в связи с их непринятием в качестве методов, согласно порядку оценки заявок на участие в Конкурсе, подлежащих учету при оценке.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку из положений Конкурсной документации не представляется возможным определить, какие методы и способы выполнения работ, необходимые для указания в составе заявки на участие в Конкурсе, подлежат оценке, а какие Конкурсной комиссией не оцениваются.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок, не соответствующий требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к аукционной документации должен быть приложен проект государственного контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом исходя из взаимосвязанных положений статьи 48, части 2 статьи 50, части 1 статьи 34, части 1 статьи 54, части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн рублей.
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью Конкурсной документации, содержит следующие положения:
"10.4 В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, за исключением просрочки Исполнителем обязательств, предусмотренных государственным контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере 0,5% от цены государственного контракта, что составляет _______ (______________) рублей ___ копеек.
10.6 В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплату штрафа в размере 0,5% от цены государственного контракта, что составляет ________ (__________) рублей ___ копеек.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Следовательно, Заказчиком в проекте контракта не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших порядок определения размера штрафа надлежащим образом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Изучив заявку Заявителя на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя представлена в 8 томах, при этом опись документов, входящих в состав заявки, содержится исключительно в томе N 1, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя)
Согласно пункту 28 раздела II Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее требования к составу заявки на участие в Конкурсе: выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Изучив заявку победителя Конкурса ООО "ВР-Технологии", Комиссия приходит к выводу, что указанная заявка содержит выписку из единого государственного реестра юридических лиц, полученную из ФНС России в виде электронного документа, подписанную электронной подписью и распечатанную на бумажном носителе, что не соответствует положению подпункта "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной заявка участника конкурса должна содержать, в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Согласно форме 4.5 Конкурсной документации участник закупки в данной форме представляет полное описание подлежащих выполнению работ и сведения о качественных, функциональных и технических характеристиках подлежащей выполнению работы, необходимые для определения соответствия предложения участника закупки требованиям к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемых работ (Раздел III Конкурсной документации), и составления полного текста Технического задания Контракта. При этом, не представление указанных сведений является основанием для признания заявки на участие в конкурсе несоответствующей требованиям настоящей конкурсной документации.
Изучив заявку участника Конкурса АО "У-УАЗ" Комиссия приходит к выводу, что указанная заявка не соответствует требованиям формы 4.5 Конкурсной документации, а именно, сведения, необходимые для представления в составе заявки по форме 4.5 Конкурсной документации представлены не в полном объеме, что является основанием для признании заявки участника Конкурса несоответствующей Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о неправомерности действий Конкурсной комиссии, принявшей решение о соответствии требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации заявок Заявителя, ООО "ВР-Технологии" и АО "У-УАЗ", что нарушает часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что вышеуказанные действия Конкурсной комиссии содержат признаки состава административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "Авиаавтоматика имени В.В. Тарасова" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50, частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу от 20.07.2017 N К-896/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.