Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Компания Диона" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Заказчик), при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку серверов, серверного и сетевого оборудования для нужд Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (номер извещения 0173100009217000071) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлено требования о необходимости предоставлении участником Аукциона сертификата совместимости поставляемого оборудования с программным обеспечением, установленным у Заказчика и указания ссылки на официальный источник.
2. В документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок.
3. Разъяснения положений документации об Аукционе размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) с нарушением регламентированного Законом о контрактной системе срока.
Представитель Заказчика частично согласился с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 21.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 51 721 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущены 3 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 13.07.2017;
6) в период проведения Аукциона предложение о цене контракта подавало 3 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "Ителон" с минимальным предложением о цене контракта 48 876 345 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 1 технического задания документации об Аукционе, всё предлагаемое оборудование должно иметь сертификат совместимости с программным обеспечением Microsoft Windows Server, Microsoft Hyper-V, Citrix XenServer, Red Hat Enterprise Linux (RHEL), SUSE Linux Enterprise Server (SLES), Vmware, и должно иметь ссылку на официальный источник.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что для таких товаров как "Коммутатор ядра сети" и "Серверный шкаф", требуемых Заказчиком к поставке, представить сертификат совместимости с программным обеспечением, установленным у Заказчика, и ссылку на официальный источник не представляется возможным, так как для указанных товаров не применяется параметр "совместимость с программным обеспечением".
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что требование к поставляемым товарам, а именно "Коммутатор ядра сети" и "Шкаф серверный", о предоставлении сертификата совместимости с программным обеспечением, установленным у Заказчика, и ссылки на официальный источник является правомерным.
По мнению Комиссии, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: к "портативному ленточному принтеру-маркиратору" - "возможность печати этикеток шириной от не более 6 до не менее 19 мм"; к "межсетевому экрану" - "сетевые подключения до не менее 1024".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция):
1) В описании объекта закупки настоящей документации значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более", "менее", "более", "до", участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение, например, в Описании объекта закупки настоящей документации установлен показатель, значение которого сопровождается словами "не менее", участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный в описании объекта закупки настоящей документации показатель, но без сопровождения словами "не менее";
2) В описании объекта закупки настоящей документации значение показателя установлено как наибольший предел, сопровождаясь при этом соответственно словом "до", участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение, соответствующее заявленным требованиям, то есть значение ниже установленного в описании объекта закупки настоящей документации, но без сопровождения словом "до".
Комиссией установлено, что указанные положения Инструкции не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в аукционе, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что 30.06.2017 Заявителем направлен запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе.
При этом, разъяснения положений документации об Аукционе размещены Заказчиком в ЕИС - 04.07.2017
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, разъяснения положений документации об Аукционе размещены Заказчиком в ЕИС с нарушением регламентированного срока по техническим причинам.
Также на Заседании Комиссии установлено, что в разъяснениях документации об Аукционе, размещенных Заказчиком в ЕИС, не указан перечень вопросов, подлежащих разъяснению.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Согласно пункту 20 раздела I документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к участнику Аукциона: "Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой продукта, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968) установлен перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Согласно извещению и документации об Аукционе, Заказчиком установлен код общероссийского классификатора продукции по отдельным видам экономической деятельности ОКПД 2 26.20.30.000, объектом закупки является поставка серверов, серверного и сетевого оборудования.
На заседании Комиссии установлено, что код ОКПД 2 26.20.30.000 входит в Перечень.
Вместе с тем, документация и извещение о проведении Аукциона не содержит информацию об ограничениях допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 968.
Кроме того, пунктом 5 Постановления N 968 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень и не включенные в него.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе, к поставке требуется, в том числе, "коммутатор ядра сети".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что вид продукции "средства связи, выполняющие функцию систем коммутации" включен в Перечень.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не дал пояснений о причинах неустановления запретов, предусмотренных Постановлением N 968, в документации об Аукционе, а также не представил надлежащих доказательств, позволяющих Комиссии прийти к выводу, что товары "коммутатор ядра сети" и "средства связи, выполняющие функцию систем коммутации" не являются равнозначными.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе в соответствии с Постановлением N 968 ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
04.07.2017 в ответ на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений документации об Аукционе, а именно:
Вопрос: "К пунктами 5, 6, 7, 8 сертификат совместимости с ПО Microsoft Windows Server, Microsoft Hyper-V, Citrix XenServer, Red Hat Enterprise Linux (RHEL), SUSE Linux Enterprise Server (SLES), Vmware, получить, а равно предоставить в рамках указанных требование - невозможно, как и предоставить ссылку на официальный источник"
Ответ: "Требование о совместимости всего оборудования с программным обеспечением, перечисленным в документации означает, что всё оборудование, к которому может применяться это требование, должно быть совместимо с указанным программным обеспечением."
Вместе с тем, согласно пункту 1 технического задания документации об Аукционе, всё предлагаемое оборудование должно иметь сертификат совместимости с программным обеспечением Microsoft Windows Server, Microsoft Hyper-V, Citrix XenServer, Red Hat Enterprise Linux (RHEL), SUSE Linux Enterprise Server (SLES), Vmware, и должно иметь ссылку на официальный источник.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе, которые изменяют суть документации об Аукционе нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Компания Диона" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, части 4 статьи 65, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 13.07.2017 N К-867/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 июля 2017 г. N К-867/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был