Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Областная строительная компания" (далее - Заявитель) на действия ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении МБУ "Административное управление городским хозяйством" (далее - Заказчик), аукционной комиссией Учреждения "Административное управление городским хозяйством" (далее - Аукционная комиссия), Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Старорусского муниципального района (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции площади Революции с благоустройством прилегающей территории и обустройством прилегающей территории туристического пешеходного маршрута в составе туристического кластера "Старорусский" в г. Старая Русса (2 этап) (номер извещения 0350300030417000011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Оператора электронной площадки:
1. Оператор электронной площадки надлежащим образом исполнил предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ранее выданное Комиссией ФАС России по делу от 04.05.2017 N К-461/17 (далее - Предписание);
2. Оператор электронной площадки направил уведомление Заявителю об отказе в допуске к участию в Аукционе, которое не содержит надлежащего обоснования решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 31.03.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 165 016 070 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 02.06.2017;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 08.06.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "ГРАНАТ РЕГИОН" с минимальным предложением о цене контракта - 161 715 748,60 рублей;
10) Заказчиком 21.06.2017 заключен государственный контракт N 3532201111917000014 с ООО "ГРАНАТ РЕГИОН" по цене - 161 715 748,60 рублей.
1. Из жалобы Заявителя следует, что Оператором электронной площадки ненадлежащим образом исполнено Предписание, поскольку Оператор электронной площадки продолжил проведение Аукциона с начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27.04.2017 ООО "Ферекс Северо-Запад" обратился в ФАС России с жалобой на действия Оператора электронной площадки, мотивированной тем, что Оператор электронной площадки не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств электронной площадки, в результате чего у ООО "Ферекс Северо-Запад" отсутствовала возможность подать заявку на участие в Аукционе.
Комиссия, рассмотрев 04.05.2017 жалобу ООО "Ферекс Северо-Запад", признала указанную жалобу обоснованной, в действиях Оператора электронной площадки выявлено нарушение части 9 статьи 60 Закона о контрактной системе.
На основании решения по делу от 04.05.2017 N К - 461/17, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "Ферекс Северо-Запад", Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной площадки выдано Предписание, в соответствии с которым Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной площадки предписано:
"1. Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.04.2017 N 0350300030417000011-1, протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.04.2017 N 0350300030417000011-3 (далее - Протоколы) и назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения в ЕИС соответствующей документации об Аукционе.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения электронного аукциона от 24.04.2017 N 0350300030417000011-2 (далее - Протокол проведения Аукциона);
- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, допущенных к участию в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, и времени проведения Аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, допущенным к участию в Аукционе, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения настоящего предписания и продолжить проведение Аукциона с последнего (минимального) предложения о цене контракта, поданного участником закупки с номером заявки 1, то есть с 132 837 936,35 рублей.
4. Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 04.05.2017 по делу N К-461/17.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки в срок до 18.05.2017 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте erina@fas.gov.ru".
В соответствии с пунктом 3 Предписания, Оператору электронной площадки необходимо продолжить проведение Аукциона с последнего (минимального) предложения о цене контракта, поданного участником закупки с номером заявки 1, то есть с 132 837 936,35 рублей.
На заседании Комиссии установлено, что согласно протоколу проведения Аукциона от 08.06.2017 N 0350300030417000011-5 Оператор электронной площадки продолжил проведения Аукциона с начальной (максимальной) цены контракта в нарушении пункта 3 Предписания.
Таким образом, исполнив Предписание ненадлежащим образом, Оператор электронной площадки нарушили пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 9 статьи 67 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок. В случае, если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе.
Пунктом 11.5. Регламента организации и проведения электронных аукционов (далее - Регламент) установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия формирует письменный протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, который подписывается всем членами комиссии, а также протокол с помощью функционала электронной площадки указанный протокол должен содержать информацию, предусмотренную часть 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, в том числе о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске, либо отказе в допуске в отношении каждой заявки. В случае отказа в допуске, протокол должен содержать обоснование причины отказа с указанием положений документации об электронном аукционе, которым не соответствует отклоненная заявка, положений заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 11.7. Регламента после рассмотрения первых частей заявок и формирования письменного протокола заседания аукционной комиссии, пользователь организатора торгов формирует протокол в закрытой части электронной площадки, прикладывает копию письменного протокола в виде файла, подписывает форму ЭП и направляет оператору.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки сообщил, что обоснование решения об отказе в допуске к участию в Аукционе заполняется должностными лицами Заказчика на сайте Оператора электронной площадки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки своевременно в соответствии с частью 9 статьи 67 Закона о контрактной системе направлено Заявителю уведомление об отказе в допуске к участию в Аукционе.
На заседании Комиссии Заявитель явку не обеспечил, не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Областная строительная компания" обоснованной в части ненадлежащего исполнения Предписания.
2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 22.06.2017 N ВП-311/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.