Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Управление капитального строительства Чукотского автономного округа (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Участковая больница в с. Марково" (номер извещения 0388200000617000017) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Свидетельство СРО).
2. Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлен исчерпывающий перечень документов, которые участникам закупки необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчиком в проекте государственного контракта ненадлежащим образом установлен порядок начисления пени в случае неисполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
4. Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен порядок приемки выполненных работ.
Заказчик в письменных возражениях от 19.07.2017 N 882/04 (далее - Письменные возражения) частично согласился с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 132 948 980 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) дата проведения Аукциона - 20.07.2017;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Свидетельство СРО).
Согласно пункту 6 части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указывается, в том числе, требования, предъявляемые к участникам Аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчик в Письменных возражениях пояснил, что извещение о проведение Аукциона содержит отсылочную норму на положения документации об Аукционе, а именно, на пункт 33 раздела 1.3 части I "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе, в котором установлено требование о наличии свидетельства СРО у участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 33 раздела 1.3 части I "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО, не представил.
Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлен исчерпывающий перечень документов, которые участникам закупки необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе.
Согласно Письменным возражениям Заказчика, извещение о проведение Аукциона содержит отсылочную норму на положения документации об Аукционе, а именно, на пункт 33 раздела 1.3 части I "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе, в котором установлен исчерпывающий перечень документов, которые участникам закупки необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 33 раздела 1.3 части I "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, и инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень документов.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлен исчерпывающий перечень документов, которые участникам закупки необходимо представить в составе заявки на участие в Аукционе, не представил.
Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта ненадлежащим образом установлен порядок начисления пени в случае неисполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к аукционной документации должен быть приложен проект государственного контракта, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом исходя из взаимосвязанных положений статьи 59, части 4 статьи 64, части 1 статьи 34, части 1 статьи 70, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и определяется по формуле.
В пункте 9.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренного Контрактом и фактически выполненного Подрядчиком и определяется по формуле".
Вместе с тем, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен в соответствии с Правилами определения неустойки размер пени за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а именно не указанно условие о том, что размер такой пени устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта.
Заказчик в Письменных возражениях пояснил, что в ходе составления документации об Аукционе допущена техническая ошибка.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП).
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен порядок приемки выполненных работ.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в проекте государственного контракта установлено следующее: "6.2.2. Подрядчик обязан уведомить Государственного Заказчика о готовности к сдаче результата выполненных Работ с указанием предполагаемой даты проведения приемки таких Работ не менее чем за 20 (двадцать) рабочих дней до такой даты. 6.2.3. Государственный Заказчик после получения от Подрядчика извещения о готовности к сдаче результата выполненных Работ, указанного в подпункте 6.2.1. Контракта, осуществляет приемку выполненных Работ. 6.2.9. Сдача Объекта Подрядчиком и приемка его Государственным Заказчиком оформляется Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (по форме NКС-14), подписанным обеими Сторонами. Датой окончания выполнения Работ считается дата подписания Сторонами Акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (по форме NКС-14)".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в проекте государственного контракта надлежащим образом установлен порядок приемки выполненных работ.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Учитывая изложенное, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
5. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Изучив проект государственного контракта, Комиссия приходит к выводу, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит идентификационный код закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта идентификационный код закупки, нарушают часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
6. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе установлены избыточные требования, а также требования к химическому составу материала, используемого при выполнении работ, например, такие как:
"4. Смесь песчано-гравийная природная. Зерновой состав - содержание зерен гравия не должно быть менее 10% и не должно превышать 90%; наибольшая крупность зерен гравия должна быть не менее 10 мм и не более 70 мм; содержание зерен крупностью свыше должно соответствовать следующим требованиям: полный остаток на ситах по массе, % 0-15; содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 5%, в том числе глины в комках 1%; содержание частиц песка, проходящих через сито с сеткой N 016, не должно превышать 20% по массе.
72. Мастика отверждающая изоляционная для защиты от коррозии и огня. Жизнеспособность - не менее 3,0 часов; массовая доля нелетучих веществ - не менее 70 %; условная вязкость - не менее 50 с
81. Грунтовка полимерная. Условная вязкость по ВУБ-1, сек. - 9 (соответствие); массовая доля нелетучих веществ, - не более 30; время высыхания до степени 3, мин. - не более 20; адгезия пленки, балл - 1 (не более); температура применения (окружающей среды) - не менее -10 - не более +50 (соответствие)" и другие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
7. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта: "Участковая больница в с. Марково".
Код ОКПД 2 - 41.20.40.900 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки".
В пункте 35 информационной карты документации об Аукционе установлено, что в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 570, Подрядчик должен выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, виды и объемы работ, установленные в Таблице N 1 "Ведомость объемов работ" технического задания в совокупном стоимостном выражении, не менее 15 (пятнадцати), процентов цены государственного контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе отсутствует Таблица N 1 "Ведомость объемов работ", а также не установлены виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, не установившего виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, не соответствуют требованиям Постановления Правительства N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в части установления Заказчиком в проекте государственного контракта ненадлежащим образом порядка начисления пени в случае неисполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 7 статьи 34, части 2 статьи 110.2, части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 20.07.2017 N К-895/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 июля 2017 г. N К-895/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был