Определение Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 302-ЭС17-5834
Судья Верховного Суда Российской Федерации Разумов И.В.,
изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу Федеральной налоговой службы (далее - уполномоченный орган) на определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.08.2016 (судья Бурлаков М.Н.), постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 (судьи Монакова О.В., Доржиев Э.П., Барковская О.В.) и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.02.2017 (судьи Парская Н.Н., Бронникова И.А., Умань И.Н.) по делу N А10-1149/2014 о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя Бадахян Марине Анатольевны, установил:
в ходе процедуры конкурсного производства, введенной в отношении предпринимателя Бадахян М.А. решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11.11.2014, уполномоченный орган обратился в суд с заявлением к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (далее - Сбербанк) о признании недействительными двух банковских операций по перечислению 2 500 000 рублей и 1 429 089 рублей 42 копеек со счета Бадахян М.А. N 42307 801 0 0916 8004605, открытого в Бурятском отделении Сбербанка N 8601, в погашение задолженности перед Сбербанком по кредитному договору от 12.07.2010 N 0165, оформленных платежными поручениями от 30.12.2011 N 183062 и от 20.03.2012 N 69801. Уполномоченный орган также просил применить последствия недействительности данных операций, взыскав со Сбербанка в конкурсную массу 3 929 089 рублей 42 копейки.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2016 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 09.02.2017 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставил без изменения.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, постановлениями судов апелляционной инстанции и округа, уполномоченный орган обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит эти судебные акты отменить.
Основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Уполномоченный орган полагает, что такого рода существенные нарушения норм права были допущены судами при рассмотрении настоящего обособленного спора.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и усматривается из материалов дела, решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия от 17.06.2011 N 09-26 (далее - решение инспекции от 17.06.2011), принятым по результатам проведения выездной налоговой проверки, предпринимателю Бадахян М.А. доначислено 12 516 788 рублей налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц и единого социального налога, начислены пени в сумме 2 178 822 рубля, предприниматель привлечена к ответственности на основании пункта 1 статьи 122, пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в виде штрафа в сумме 1 409 887 рублей.
Предприниматель Бадахян М.А. обжаловала решение инспекции от 17.06.2011 в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23.05.2012 по делу N А10-824/2012 в удовлетворении заявления предпринимателя отказано.
Налоговым органом в целях принудительного исполнения решения инспекции от 17.06.2011 в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса принято решение от 28.08.2011 N 105915 об обращении взыскания на денежные средства предпринимателя на расчетных счетах в банках.
При этом Бадахян М.А. имела ряд счетов, обслуживаемых Бурятским отделением Сбербанка N 8601, в том числе:
один расчетный счет, открытый ею как индивидуальным предпринимателем для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью (N 40802 810 2 0916 0107360);
текущие счета, открытые ею как физическим лицом для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью (N 40817 810 1 0916 8010845 и N 40817 810 1 0916 8019723);
счета по вкладам (депозитам), открытые ею как физическим лицом для учета денежных средств, размещаемых с целью получения доходов в виде процентов (N 42307 801 5 0916 8743369, N 42307 801 9 0916 4191007, N 42307 801 7 0916 4183383, N 42307 801 0 0916 8004605).
К расчетному счету с 28.08.2011 выставлены инкассовые поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сумм недоимки по налогам, пеней и штрафа. Налоговым органом в порядке статьи 76 Налогового кодекса вынесено решение от 28.08.2011 N 90826 о приостановлении операций по этому счету.
Однако на расчетный счет предпринимателя Бадахян М.А. денежные средства перестали поступать с 08.07.2011, поэтому предпринятые налоговым органом меры не привели к погашению задолженности перед бюджетом.
В этой связи налоговым органом издано постановление от 31.08.2011 N 11407 о взыскании задолженности за счет иного имущества предпринимателя (статья 47 Налогового кодекса), на основании которого 03.09.2011 приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство.
В ходе исполнительного производства решение инспекции от 17.06.2011 также не было исполнено в связи с невозможностью установления места нахождения имущества предпринимателя.
В обоснование заявленных по настоящему обособленному спору требований уполномоченный орган сослался, в частности, на то, что Бадахян М.А. сознательно, с целью уклонения от исполнения публичной обязанности и причинения имущественного вреда ФНС России с июля 2011 года начала использовать для проведения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью счета, открытые ей как физическому лицу. Однако налоговый орган, не зная об этих счетах, не мог применить меры принудительного исполнения в отношении денежных средств, размещенных на этих счетах. Действовавшая в то время редакция статьи 86 Налогового кодекса не возлагала на банки обязанность по сообщению налоговым органам сведений о счетах физических лиц, не являющихся расчетными.
Уполномоченный орган обращал внимание судов на то, что с августа 2011 года по счетам Бадахян М.А., не предназначенным для совершения операций, касающихся предпринимательской деятельности, имели место значительные обороты, в частности в период с 03.10.2011 по 12.07.2013 Бадахян М.А. были сняты наличные денежные средства в сумме 120 608 500 рублей со счетов N 40817 810 1 0916 8019723, N 42307 801 0 0916 8004605 и N 42307 801 9 0916 4191007.
По мнению ФНС России, Сбербанк доподлинно знал о наличии задолженности перед налоговым органом, поскольку располагал сведениями о предъявленных к расчетному счету предпринимателя инкассовых поручениях и о принятом решении о приостановлении операций по нему, он был привлечен к участию в спорах, разрешаемых судами общей юрисдикции, в рамках которых налоговый орган, ссылаясь на наличие задолженности перед бюджетом, оспаривал сделки по отчуждению Бадахян М.А., принадлежащего ей имущества. При этом Сбербанк неправомерно не ответил на запрос судебного пристава-исполнителя от 14.09.2011 о наличии у Бадахян М.А. иных счетов, а на запросы пристава от 20.11.2012 и от 04.12.2012 сообщил явно недостоверные сведения об отсутствии других счетов. Как указывал уполномоченный орган, Сбербанк, действуя недобросовестно, принял в погашение возникших перед ним кредитных обязательств денежные средства, поступившие со счетов Бадахян М.А., непредназначенных для ведения предпринимательской деятельности, одновременно скрыв от судебного пристава-исполнителя источник, за счет которого могли бы быть исполнены фискальные обязательства.
Как полагал уполномоченный орган, злоупотребление правом имело место как со стороны Бадахян М.А., так и со стороны Сбербанка в силу чего спорные платежи, направленные на обход закона, являются недействительными на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требований уполномоченного органа, суды исходили из того, что данные платежи произведены Бадахян М.А. в соответствии с установленным кредитным договором графиком погашения задолженности, не являлись просроченными, совершены в процессе обычной хозяйственной деятельности. По счетам Бадахян М.А., открытым ею как физическим лицом, проводились операции:
по счету N 42307 810 0 0916 8004605 - по 13.08.2012,
по счету N 42307 810 9 0916 4191007 - по 14.05.2013;
по счету N 40817 810 1 0916 8019723 - по 10.07.2013, то есть предприниматель продолжала исполнять иные денежные обязательства.
Неисполнение же обязанности по уплате обязательных платежей, как сочли суды, было вызвано несогласием с требованиями налогового органа, которые на день погашения очередной части кредита оспаривались Бадахян М.А. в судебном порядке и исход данного дела не был известен. Направление запросов судебным приставом - исполнителем о наличии у должника лицевых, расчетных, депозитных, ссудных и иных счетов не подтверждает, как указали суды, недобросовестность Сбербанка.
Выражая несогласие с состоявшимися по обособленному спору судебными актами, уполномоченный орган полагает, что Сбербанк и должник, совершили действия, направленные на обход закона, что недопустимо в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Своевременное информирование Сбербанком пристава-исполнителя обо всех счетах Бадахян М.А. исключило бы возможность совершения платежей от 30.12.2011 и от 20.03.2012, которые являются ничтожными.
Приведенные уполномоченным органом в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания и требуют проверки в судебном заседании, поэтому данную жалобу с делом следует передать на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу Федеральной налоговой службы с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 21 сентября 2017 года, на 14 часов 00 минут, в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 302-ЭС17-5834 по делу N А10-1149/2014
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5426/15
09.02.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7742/16
09.01.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5426/15
03.11.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5426/15
29.06.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1963/16
02.03.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7033/15
19.02.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5426/15
15.10.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5426/15
11.11.2014 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1149/14
02.07.2014 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-1149/14