Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 10-163/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение абзаца 1 пункта 4 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 9 Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 13, Росжелдор заключал соглашения с ФГУП "Единая группа заказчика" о передаче полномочий государственного заказчика по строительству объектов только в части их исполнения без передачи полномочий по заключению контрактов с подрядчиками.
2. В соответствии с пунктом 3.9. государственного контракта от 27 октября 2014 г. N 123ГК (далее - контракт) на разработку рабочей документации и строительство объекта "Железнодорожная линия ст. Чульбасс - Инаглинский угольный комплекс, железных дорог Якутии (Республика Саха (Якутия)" окончательный расчет за выполненные работы по контракту с учетом ранее произведённых платежей осуществляется после полного завершения работ, сдачи-приемки законченного строительством объекта и получения свидетельства о праве собственности на законченный строительством объект.
В нарушение указанного пункта контракта ФГУП "Единая группа заказчика", которому в рамках соглашения от 19 декабря 2014 г. N 147С переданы полномочия по исполнению контракта, осуществлен окончательный расчет с подрядчиком на сумму 21,2 млн. рублей при отсутствии акта приемки законченного строительством объекта и свидетельства о праве собственности на законченный строительством объект, что также не соответствует статьям 711 и 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым заказчик оплачивает выполненные работы в порядке, установленном законом или договором строительного подряда.
При этом согласно пункту 2.2.1 соглашения о передаче полномочий государственного заказчика от 19 декабря 2014 г. N 147С полномочия, связанные с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов по указанному контракту, Росжелдором ФГУП "Единая группа заказчика" не передавались.
3. Поручением Президента Российской Федерации от 20 июля 2014 г. N Пр-1746 предусмотрена необходимость завершения в 2015 году строительства участка железной дороги "Станция Нарын 1 (Борзя) - станция Газимурский завод новой железной дороги Нарын-Лугокан" в рамках неизрасходованных бюджетных средств.
Росжелдором в нарушение поручения Президента Российской Федерации от 20 июля 2014 г. N Пр-1746 строительство указанного объекта не окончено. Кассовый расход средств на реализацию указанного инвестиционного проекта в 2015 году составил 421,8 млн. рублей, или 35% бюджетных ассигнований, установленных сводной бюджетной росписью.
4. Росжелдором не обеспечено выполнение бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части результативности использования бюджетных средств, в том числе:
- в сумме 233,4 млн. рублей, из них: в сумме 47,8 млн. рублей на строительство 5 ж/д пунктов пропуска, сроки ввода которых установлены в 2010 году, и которые по состоянию на 1 января 2016 года не введены в эксплуатацию; в сумме 185,6 млн. рублей на корректировку рабочей документации строительства 9 ж/д пунктов пропуска, которая по состоянию на 1 января 2016 года не востребована;
- в сумме 4 067,2 млн. рублей на разработку проектной документации, которая в течение от 5 до 8 лет не востребована, из них: в сумме 3 829, 1 млн. рублей на строительство ж/д линии "Полуночное-Обская-Салехард" в целях реализации инвестпроекта "Урал Промышленный - Урал Полярный"; в сумме 238,1 млн. рублей на строительство совмещенного мостового переходе через реку Лена в районе Якутска, Республика Саха (Якутия)".
5. В нарушение Указаний о применении бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (в редакции, действовавшей в 2015 году) Росжелдором в форме бюджетной отчетности 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" по состоянию на 1 января 2016 года дебиторская задолженность по государственному контракту от 5 октября 2009 г. N 532д, заключенному с ООО "Омсктранспроект" на разработку проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" в сумме 10,6 млн. рублей, отражена по КБК 10904082414011414 "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги".
6. Росжелдором в 2015 году осуществлен неправильный расчет взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии, что привело к увеличению расходов федерального бюджета за счет уплаченных пени и штрафов в сумме 114,4 тыс. рублей.
7. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927, вступившим в силу с 8 сентября 2015 года, рекомендовано федеральным государственным органам разработать и утвердить требования к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) в срок, обеспечивающий реализацию указанных требований начиная с 1 января 2016 года.
Росжелдором указанные требования к закупаемым товарам утверждены в январе 2016 года только для Росжелдора и его территориальных органов.
В отношении подведомственных Росжелдору казенных и бюджетных учреждений указанные требования на момент окончания контрольного мероприятия не разработаны и не утверждены.
8. В ходе контрольного мероприятия установлены факты, свидетельствующие о недостаточном контроле со стороны Росжелдора за выполнением государственного задания подведомственными учреждениями, осуществляемом в соответствии с пунктом 17 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 N 671:
- в нарушение пункта 8.2 государственных заданий отчеты о его выполнении за 2015 год федеральными государственными бюджетными образовательными учреждениями, подведомственными Росжелдору, на момент окончания контрольного мероприятия в Росжелдор не представлены, при этом требования об их предоставлении Росжелдором в адрес учреждений не направлялись;
- образовательными учреждениями при оценке качества выполнения государственного задания искусственно завышен процент выпускников, трудоустроившихся после окончания обучения, за счет включения в их число лиц, призванных на военную службу и поступивших на другие программы обучения;
- в 2015 году Росжелдором не предусматривались и не проводились выездные и камеральные проверки вопросов формирования и выполнения государственных заданий в отношении подведомственных ВУЗов, что не соответствует подпункту 13 пункта 18 Методических рекомендации по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением, утвержденных совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 136н/526 (далее - Методические рекомендации).
9. В 2015 году Росжелдором выездных или документарных мероприятий ведомственного контроля закупочной деятельности, предусмотренных пунктом 6 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89 (далее - Правила), не осуществлялось.
Регламент ведомственного контроля, предусмотренный пунктом 4 Правил, Росжелдором не разработан.
10. Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными Федеральному агентству железнодорожного транспорта федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденный приказом Росжелдора от 5 июня 2013 г. N 211, действовавший в 2015 году, не соответствовал Базовому (отраслевому) перечню государственных услуг (работ), оказываемых федеральными государственными организациями в (форе образования и науки, утвержденному Минобрнауки России 17 июля 2014 г, N П-44/18вп, и пункту 11 Методических рекомендаций, в части отсутствия в графе 3 указанного ведомственного перечня характеристики потребителей образовательных услуг (физические лица, а также физические лица с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование указанного уровня впервые).
11. В нарушение пункта 127 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, фактические затраты в объекты нефинансовых активов по государственному контракту от 30 ноября 2015 г. N 138ГК стоимостью 2,0 млн. рублей, результатом которого стало вновь созданное программное обеспечение, не были учтены на счете 106.00 "Вложения в нефинансовые активы" до их оформления установленным порядком, а были списаны на расходы федерального бюджета.
12. В нарушение пунктов 3-5 Положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских и опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327, формы сведений о работах, выполненных за счет средств федерального бюджета, установленные приказом Минобрнауки России от 21 октября 2013 г. N 1168, по 5 государственным контрактам (от 18 декабря 2015 г. N 146 ГК; от 19 октября 2015 г. N 123 ГК; от 16 ноября 2015 г. N 133ГК; от 30 ноября 2015 г. N 138 ГК; от 16 ноября 2015 г. N 134 ГК) Росжелдором в единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения не направлялись.
13. В части соблюдения Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г, N 365 (далее - Правила), Росжелдором допущены следующие нарушения:
- в 2015 году осуществлялось финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по информатизации без утверждения плана информатизации. План информатизации на 2015 - 2017 годы был утвержден в марте 2016 года. Общие затраты на мероприятия по созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем Росжелдора за 2015 год составили 13,0 млн. рублей (пункт 29 Правил);
- план информатизации Росжелдора на 2015 - 2017 годы, утвержденный в марте 2016 года, не в полном объеме включал мероприятия, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и не предусматривал расходов 2015 года на сумму 12,8 млн. рублей, или 47,9% от выделенных средств (пункты 7 - 9 Правил).
Кроме того, в нарушение пункта 25 Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, внутриведомственный контроль за реализацией мероприятий по информатизации в 2015 году не осуществлялся. Документы, подтверждающие проведение внутреннего ведомственного контроля этой деятельности отсутствуют.
14. В нарушение пункта 19 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", подведомственным Росжелдору государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Иркутский государственный университет путей сообщения" не направлена информация для внесения в реестр государственного (муниципального) имущества по земельным участкам с кадастровыми номерами 38:13:060703:0442 (Иркутская область, Ольхонский район, д. Камыши-1) и 38:13:060703:1272 (Иркутская область, Ольхонский район, д. Камыши-1).
15. Положение о порядке сообщения федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федерального агентства железнодорожного транспорта о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, утвержденное приказом Росжелдора от 14 августа 2014 г. N 316, не соответствует Типовому положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10 (с изменениями) в части:
- получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей (пункты 3 - 5 Типового положения);
- порядка сдачи подарка, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тыс. рублей либо стоимость которого получившему его служащему, работнику неизвестна (пункт 7 Типового положения).
- определения уполномоченного структурного подразделения обеспечивающего включение в установленном порядке принятого к бухгалтерскому учету подарка, стоимость которого превышает 3 тыс. рублей, в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта Российской Федерации (реестр муниципального образования) (пункт 11 Типового положения);
- получения подарка, изготовленного из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (пункт 13.1 Типового положения).
16. В нарушение пункта 9 раздела 2 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, карты внутреннего финансового контроля в 2015 году не формировались.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству железнодорожного транспорта необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Согласовать с Минфином России код бюджетной классификации по учету дебиторской задолженности по государственному контракту от 5 октября 2019 г. N 532д, заключенному с ООО "Омсктранспроект" на разработку проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" и отражать указанную задолженность по согласованному коду.
2. Обеспечить ввод в эксплуатацию в установленном порядке объекта "Железнодорожная линия ст. Чульбасс - Инаглинский угольный комплекс, железных дорог Якутии (Республика Саха (Якутия))".
3. Разработать и утвердить требования к закупаемым подведомственными бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг, включающие перечень отдельных видов товаров, работ, услуг их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), предусмотренные частью 5 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927.
4. Утвердить регламент ведомственного контроля закупочной деятельности, предусмотренный пунктом 4 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89.
5. Восстановить в бухгалтерском учете стоимость расходов по созданию "Автоматизированной системы управления объектами федерального имущества, закрепленными за Федеральным агентством железнодорожного транспорта и подведомственными ему организациями" с целью учета полученных результатов НИОКР.
6. Провести регистрацию результатов НИОКР, выполненных в 2015 году за счет средств федерального бюджета, в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.
7. Принять меры к внесению подведомственным Росжелдору государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Иркутский государственный университет путей сообщения" информации в реестр государственного (муниципального) имущества по 2 земельным участкам.
8. Положение о порядке сообщения федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федерального агентства железнодорожного транспорта о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации, привести в соответствие с Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10.
9. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, указанные в пунктах 1, 4, 6, 8, 12, 15 представления.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2016 г. N 24К (1099).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального агентства железнодорожного транспорта или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату о принятых мерах по результатам выполнения представления в письменной форме с предоставлением копий подтверждающих документов в срок до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 10-163/10-03
Текст представления официально опубликован не был