Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 10-165/10-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Федеральном дорожном агентстве, федеральном казенном учреждении "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Волга"), федеральном казенном учреждении "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Севзапуправтодор"), по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. В соответствии с пунктом 17 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н, главный распорядитель направляет в Минфин России бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств в течение двух рабочих дней после их утверждения.
Лимиты бюджетных обязательств и бюджетная роспись на 2015 год и на, плановый период 2016 и 2017 годов утверждены Федеральным дорожным агентством 29 декабря 2014 года, при этом направлены в Минфин России 26 и 27 января 2015 года, т.е. с нарушением установленного срока на 26 и 27 дней соответственно.
2. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество а сделок с ним" Росавтодором не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на контрольно-пропускной пункт, универсальный модуль (ангар), склад под оборудование и служебный блок.
3. В нарушение пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) центральным аппаратом Росавтодора обеспечено 1,87% (вместо 15%, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) осуществления закупок у субъекта малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций от совокупного годового объема закупок (с учетом стоимости контрактов с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, привлекаемыми х исполнению контрактов в качестве субподрядчиков, исполнителей).
4. Проверкой установлено, что по состоянию на 31 декабря 2015 года ФАИП, в части Федерального дорожного агентства, включает 541 объект капитального строительства, по которым в 2015 году предусмотрена финансирование из федерального бюджета, в том числе подлежащих к вводу в эксплуатацию в 2015 году - 240 объектов (федеральной собственности - 118 объектов строительства и реконструкции и 111 проектно-изыскательских работ, региональной собственности - 11 объектов строительства и реконструкции (укрупненных мероприятий).
В форме I отчета об итогах реализации ФАИП за 2015 год Росавтодором указано, что в отчетном периоде не введено только 7 объектов федеральной собственности (без учета ПИР).
Вместе с тем проверка показала, что в 2015 году Росавтодором фактически не введен 31 объект, из которых: 12 объектов строительства и реконструкции (автомобильные дороги и мостовые сооружения) общей мощностью 66,3 км; 19 - объекты обустройства автомобильных дорог.
Так, объект "Реконструкции автомобильной дороги М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы на участке км 1270+010 - км 1290+838 Республики Башкортостан (II пусковой комплекс 1 очередь) протяженностью 20,8 км по данным Росавтодора введен в эксплуатацию в 2015 году. Вместе с тем акт ввода на указанный объект получен 11 января 2016 года.
Аналогичная ситуация по объекту "Реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку) на участке км 368+000 - км 387+000, Ставропольский край" протяженностью 18,5 км, акт ввода на который получен 11 января 2016 года.
Таким образом, показатели отчета о реализации ФАИП, направленного Росавтодором в Минэкономразвития России от 20 февраля 2016 года N 01-24/4834, являются недостоверными.
5. Инвентаризация расчетов и финансовых обязательств Росавтодора по состоянию на 1 января 2016 года проведена на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 31 декабря 2015 г. N 2589-р. В целях снижения размера дебиторской задолженности Росавтодором применялись меры, направленные на своевременный зачет авансовых выплат, ужесточения требований по предоставлению авансовых платежей, предъявлению исковых требований по возврату авансовых платежей.
По состоянию на 31 декабря 2014 года дебиторская задолженность Росавтодора составляла 53 520 969,1 тыс. рублей. За отчетный период дебиторская задолженность Федерального дорожного агентства увеличилась по сравнению с 2014 годом на 45 932 947,7 тыс. рублей и составила 99 453 916,8 тыс. рублей. Следует отметить, что 48 941 477,1 тыс. рублей предоставлено в виде аванса ООО "Стройгазмонтаж" на строительство мостового перехода через Керченский пролив.
Просроченная дебиторская задолженность в отчетном периоде составила 1 434 625,3 тыс. рублей, увеличившись за 2015 год на 494 651,1 тыс. рублей, или на 52,6%. При этом Росавтодором и его подведомственными учреждениями в 2015 году списание дебиторской задолженности не производилось.
6. В нарушение пункта 13 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480, предусматривающего, что распределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации осуществляется согласно объемам финансирования мероприятий указанной программы, Росавтодором заключены дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, увеличивающие объем софинансирования из федерального бюджета на сумму 3 745,3 млн. рублей, при этом соответствующие изменения в данную федеральную целевую программу на момент заключения дополнительных соглашений внесены не были.
7. В соответствии с пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется в соответствии с графиком, прилагаемым к соглашению о предоставлении субсидии.
Росавтодор перечислил субсидию ФБЛПУ "Санаторий "Автомобилист" за 1 и 2 квартал 2015 года в сумме 6 068,4 тыс. рублей на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг от 26 декабря 2014 г. N ФДА 47/525 с нарушением срока (на 4 и 3 дня соответственно), установленного графиком, прилагаемым к указанному соглашению.
8. В нарушение пункта 28 Правил осуществления главным и распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, в Росавтодоре внутренний финансовый аудит не осуществляется. Структурные подразделения и (или) уполномоченные должностные лица, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости, не определены.
9. В нарушение пункта 25 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, Росавтодором итоговый проект плана информатизации, детализированный в отношении 2015 года, направлен в Минкомсвязи России на заключение 28 мая 2015 года, т.е. с нарушением срока, установленного графиком.
По состоянию на 27 апреля 2016 года положительное заключение Минкомсвязи России на план информатизации Росавтодора, детализированный в отношении 2015 года, отсутствует.
10. По состоянию на 1 января 2016 года в составе вложений в нефинансовые активы по строке 093 "Вложения в иное движимое имущество учреждения" (счет 010630000) отражены научно-исследовательские работы, оборудование и программное обеспечение на сумму 147 333,8 тыс. рублей, которые были оплачены в рамках государственных контрактов, заключенных в 2006 - 2007 и 2011 годах.
На момент проведения проверки результаты по 10 проведенным научным и исследовательским работам (отчеты, итоговые документы) в Росавтодоре отсутствуют. Вместе с тем капитальные вложения Росавтодора по указанным работам составляют 49 900,0 тыс. рублей.
Результаты 7 научных и исследовательских работ, капитальные вложения в которые составили 58 300,0 тыс. рублей, в настоящее время Росавтодором не используются и являются неэффективными.
Также в Росавтодоре отсутствуют результаты по разработке и созданию образовательного тематического портала для организации дистанционного обучения по технической подготовке, эксплуатации и обслуживанию транспортных средств, повышению квалификации водительского состава транспортных предприятий и обеспечению безопасности движения. Вместе с тем капитальные вложения Росавтодора по данным работам составляют 25 587,5 тыс. рублей.
Проверка показала, что из числящегося в составе незавершенного строительства оборудования и программного обеспечения, поставленных по государственным контрактам от 6 июня 2006 года на общую сумму 13 546,3 тыс. рублей, к проверке представлены 3 сервера, монитор и шкаф на общую сумму 1 996,7 тыс. рублей, остальное оборудование и программное обеспечение отсутствует.
Следует отметить, что акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (без номера и даты) утвержден Росавтодором и составлен комиссией в количестве 7 человек - сотрудников Федерального дорожного агентства.
Указанный акт составлен комиссией Росавтодора о том, что по состоянию на 1 января 2016 года проведена инвентаризация вложения в нефинансовые активы по счету 110632000 "Вложения в нематериальные активы - иное имущество учреждения" и содержит сведения о вышеуказанных затратах.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному дорожному агентству необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию права оперативного управления четырех объектов недвижимого имущества: контрольно-пропускной пункт, универсальный модуль (ангар), склад под оборудование и служебный блок;
2) направить в Минэкономразвития России уточненные сведения о реализации ФАИП за 2015 год в части количества объектов, введенных в эксплуатацию в отчетном периоде;
3) принять меры по обеспечению внутреннего финансового аудита в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193;
4) провести повторную инвентаризацию вложений в нефинансовые активы по счету 110632000 "Вложения в нематериальные активы - иное имущество учреждения" на предмет установления наличия, либо отсутствия имущества, в том числе результатов научно-исследовательских работ, оборудования и программного обеспечения на сумму 147 333,8 тыс. рублей;
5) принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших вышеуказанные нарушения, в том числе по пунктам 1, 3, 6, 7, и 9 данного представления.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2016 г. N 24К(1099).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федерального дорожного агентства или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года, по пунктам 2 и 5 предложений до 29 августа 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 10-165/10-04
Текст представления официально опубликован не был