Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 10-166/10-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в федеральном казенном учреждении "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ Упрдор "Волга"), по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. ФКУ Упрдор "Волга" заключен государственный контракт от 6 ноября 2012 г. N 276/12 на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на участках Подъезд к г. Ульяновск от автодороги М-5 "Урал" км 199+000 - км 328+400, Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград км 17+900 - км 47+200, Р-241 Казань-Буинск-Ульяновск км 167+200 - км 212+000, Р-178 Саранск-Сурское-Ульяновск км 97+140 - км 219+060 в Ульяновской и Самарской областях (далее - государственный контракт от 6 ноября 2012 г. N 276/12). Стоимость указанного государственного контракта составляет 1 467 172,5 тыс. рублей, со сроком действия до 30 июня 2018 года.
В 2013 - 2015 годах осуществлялась приемка и оплата выполненных работ в соответствии с условиями государственного контракта.
При этом необходимо отметить, что в период действия государственного контракта на вышеуказанных участках автомобильных дорог проводились работы по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту в рамках заключенных государственных контрактов, условиями которых (пункт 13.5) установлено, что с момента начала производства работ до подписания акта приемочной комиссии по приемке объекта содержание находящегося в реконструкции, капитальном ремонте или ремонте участка автомобильной дороги обеспечивает подрядчик.
Данное условие установлено в соответствии с приложением N 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1, в соответствии с которым затраты на содержание действующих постоянных автомобильных дорог и восстановление их после окончания работ включаются в состав прочих работ и затрат при определении стоимости реконструкции и ремонта.
Так, по государственному контракту от 6 ноября 2012 г. N 276/12 оплачены расходы по содержанию автомобильных дорог, на которых производилась реконструкция, капитальный ремонт и ремонт:
в сумме 2 955,9 тыс. рублей, при этом с 10 апреля по 9 декабря 2015 года на участке а/д Р-241 "Казань - Буйск - Ульяновск" км 167+200 - км 177+200 проводился капитальный ремонт в рамках государственного контракта от 10 апреля 2015 г. N 39/15, в который включены расходы по содержанию указанного участка автомобильной дороги;
в сумме 3 027,6 тыс. рублей, при этом с 30 июня по 24 декабря 2015 года на участке а/д Р-178 "Саранск-Сурское-Ульяновск" км 207+000 - км 219+060 проводился капитальный ремонт в рамках государственного контракта от 30 июня 2015 г. N 61/15, в который включены расходы по содержанию указанного участка автомобильной дороги;
в сумме 3 514,9 тыс. рублей, при этом с 30 апреля по 31 декабря 2015 года на участке а/д Р-178 "Саранск-Сурское-Ульяновск" км 197+000 - км 207+00030 проводился капитальный ремонт в рамках государственного контракта от 30 апреля 2015 г. N 43/15, в который включены расходы по содержанию указанного участка автомобильной дороги;
в сумме 1 123,1 тыс. рублей, при этом с 3 июля по 31 августа 2015 года на участке а/д "Подъезд к г. Ульяновск от автомобильной дороги М-5 "Урал" км 321+000 - 328+40 проводился капитальный ремонт в рамках государственного контракта от 3 июля 2015 г. N 2015.237655, в который включены расходы по содержанию указанного участка автомобильной дороги;
в сумме 10 777,8 тыс. рублей, при этом с 30 апреля по 29 декабря 2015 года на участке а/д М-5 "Урал" км 213+000 - 219+200 проводился капитальный ремонт в рамках государственного контракта от 30 апреля 2015 г. N 43/15, в который включены расходы по содержанию указанного участка автомобильной дороги.
По состоянию на 31 декабря 2015 года общий объем расходов ФКУ Упрдор "Волга" по государственному контракту от 6 ноября 2012 г. N 276/12 на оплату работ по содержанию участков автомобильных дорог, находившихся в реконструкции, капитальном ремонте и ремонте в рамках вышеуказанных контрактов, составил расчетно 21 399,4 тыс. рублей.
Аналогичная ситуация сложилась еще по 2 государственным контрактам: от 6 ноября 2012 г. N 277/12 - оплачены работы по содержанию участков автомобильных дорог, находившихся в реконструкции, капитальном ремонте и ремонте, на сумму 22 208,4 тыс. рублей;
от 12 ноября 2012 г. N 282/12 - оплачены работы по содержанию участков автомобильных дорог, находившихся в реконструкции, капитальном ремонте и ремонте, на сумму 33 066,1 тыс. рублей.
Таким образом, оплата ФКУ Упрдор "Волга" работ по содержанию участков автомобильных дорог в период проведения реконструкции, капитального ремонта и ремонта на них повлекла неэффективные расходы средств федерального бюджета расчетно на общую сумму 76 673,9 тыс. рублей.
Проверка показала, что ФКУ Упрдор "Волга" с 2012 - 2015 годов не применялась практика высвобождения средств. С 2016 года внедрена практика соответствующего снижения расходов на содержание дорог, находящихся в реконструкции, капитальном ремонте и ремонте.
2. В нарушение условий государственного контракта (пункты 4.5, 7.1, 8.6) от 10 июня 2014 г. N 93/14 ФКУ Упрдор "Волга" оплатило невыполненные ООО "НП АГП "Меридиан+" работы по технической инвентаризации, постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав на объекты дорожного хозяйства и земельные участки ФКУ Упрдор "Волга".
Стоимость работ по данному государственному контракту - 131 600,0 тыс. рублей, срок выполнения работ - до 25 декабря 2014 года.
Согласно актам сдачи-приемки выполненных работ от 23 октября 2014 г. N 1, от 11 декабря 2014 г. N 2 и от 24 декабря 2014 г. N 3 ФКУ Упрдор "Волга" в лице начальника отдела землепользования и имущественных отношений М.О. Стальского приняло и оплатило полный объем работ, предусмотренных техническим заданием на проведение работ по указанному государственному контракту.
Вместе с тем проверка показала, что на дату оплаты (29 декабря 2014 года) полной стоимости указанного государственного контракта ООО "НП АГП "Меридиан+" не выполнило работы по оформлению и представлению ФКУ Упрдор "Волга" следующих документов:
кадастровых паспортов на объекты, подлежащие технической инвентаризации. Так, за исключением 4-х зданий и строений, кадастровые паспорта на здания и строения, подлежащие технической инвентаризации, получены в 2015 году. Кроме того из 14 кадастровых паспортов на участки автомобильных дорог 11 кадастровых паспортов были получены в 2015 году;
свидетельств права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на объекты, подлежащие технической инвентаризации, постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав.
Так, на дату завершения контрольного мероприятия на объекте (2 марта 2016 года) не зарегистрированы права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на следующие участки автомобильных дорог, комплекс работ по которым предусмотрен пунктом 2 Технического задания к Контракту: М-7 "Волга" км 573+790 - км 746+985 и "Подъезд к г. Ульяновск от магистрали М-5 "Урал" км 295+100 - км 328+400. Права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на иные участки автомобильных дорог, комплекс работ по которым предусмотрен пунктом 2 Технического задания к Контракту, оформлены в период с мая по декабрь 2015 года, то есть после оплаты ФКУ Упрдор "Волга" полной стоимости государственного контракта от 10 июня 2014 г. N 93/14 (октябрь - декабрь 2014 года);
свидетельства права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки. В частности, по состоянию на 31 декабря 2015 года не зарегистрированы права собственности Российской Федерации на земельные участки общей площадью 16,12 га под а/д М-7 "Волга" км 573+790 - км 746+985, земельные участки общей площадью 17,48 га под а/д 1Р-158 "Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов" км 249+200 - км 278+800, км 287+000 - км 320+900 и земельный участок площадью 9,65 га под а/д А-151 "Цивильск - Ульяновск". Кроме того, не зарегистрированы права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки общей площадью 21,06 га а/д М-7 "Волга" км 573+790 - км 746+985, на земельные участки общей площадью 32,59 га под а/д Р-178 "Саранск - Сурское - Ульяновск", на земельные участки общей площадью 58,33 га под а/д Р-158 "Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов".
3. В целях строительства моста через реку Сура на км 582+300 а/д М-7 "Волга" (1-я очередь строительства) ФКУ Упрдор "Волга" заключило государственный контракт от 15 мая 2011 г. N 92/11 с ОАО "Мостотрест" стоимостью 3 673 888,9 тыс. рублей и сроком выполнения работ до 2 ноября 2012 года.
Проектная документация по указанному объекту была разработана ОАО "ГипродорНИИ" в рамках государственного контракта от 7 июля 2009 г. N 99/09.
Распоряжением Росавтодора от 1 марта 2010 г. N 142-р в составе проектной документации было выделено 2 этапа строительства. Распоряжением Росавтодора от 14 ноября 2012 г. N 869-р 2-й этап строительства был разделен на этапы 2А (мостовой переход), 2Б (левый берег р. Сура) и 2В (правый берег р. Сура). Реализация этапов строительства 2А и 2Б была завершена в 2012 - 2013 годах.
По причине непригодности этапа 2В для реализации в соответствии с принятыми проектными решениями ФКУ Упрдор "Волга" и ОАО "Мостотрест" заключили соглашение от 10 августа 2015 года о расторжении государственного контракта от 17 мая 2011 г. N 92/11.
В соответствии со статьей 6.4 государственного контракта от 7 июля 2009 г. N 99/09 ОАО "ГипродорНИИ" за свой счет возмещает убытки, понесенные ФКУ Упрдор "Волга" в процессе строительства (реконструкции).
Расходы ФКУ Упрдор "Волга" в рамках строительства этапа 2В, вызванные неправильно принятыми проектными решениями, составили 232 058,6 тыс. рублей. На дату завершения проверки на объекте (2 марта 2016 года) претензионная работа ФКУ Упрдор "Волга" не проводилась.
В целях реализации этапа 2В ФКУ Упрдор "Волга" заключило государственный контракт на повторное выполнение проектно-изыскательских работ от 18 декабря 2015 г. N 145/15 с ООО "МОСТ-М" стоимостью 44 392,8 тыс. рублей и сроком выполнения работ до 31 августа 2016 год.
4. Размер пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, установлен подпунктом 111 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет 1 600,0 рублей.
Проверка журнала регистрации заявлений на выдачу спецразрешений в ФКУ Упрдор "Волга" показала, что за 2015 год зарегистрировано 3 122 заявления. С учетом положений статьи 333.18 Налогового Кодекса Российской Федерации размер поступлений в доход федерального бюджета от взимания государственной пошлины за 2015 год должен составить 4 995,2 тыс. рублей.
Вместе с тем по итогам 2015 года государственная пошлина в сумме 4 025,6 тыс. рублей поступила только от фактически выданных ФКУ Упрдор "Волга" специальных разрешений в количестве 2 516 единиц.
Таким образом, ФКУ Упрдор "Волга" не обеспечило поступление денежных средств в доход федерального бюджета в сумме 969,6 тыс. рублей.
5. В целях реконструкции моста через реку Б. Цивиль (левый) на км 677+174 а/д М-7 "Волга" в Чувашской Республике ФКУ Упрдор "Волга" заключило государственный контракт от 29 апреля 2013 г. N 77/13 с ОАО "Волгомост" стоимостью 678 545,9 тыс. рублей и сроком выполнения работ до 4 августа 2014 года.
В рамках исполнения государственного контракта ФКУ Упрдор "Волга" в 2015 году предоставило ОАО "Волгомост" авансы в размере 203 563,8 тыс. рублей. Следует отметить, что часть аванса в размере 103 563,8 тыс. рублей была предоставлена за 7 дней до истечения срока действия банковской гарантии.
По состоянию на 31 декабря 2015 года неосвоенный остаток аванса составил 124 461,7 тыс. рублей. На дату окончания проверки на объекте обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту от 29 апреля 2013 г. N 77/13 ОАО "Волгомост" не представлено.
Выездная проверка показала, что работы на объекте не ведутся, специалисты и производственные мощности отсутствуют. По состоянию на 31 декабря 2015 года ФКУ Упрдор "Волга" принято выполненных работ на 438 982,0 тыс. рублей или 65% от стоимости государственного контракта.
6. В нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 (в редакции от 16 июня 2015 года), на момент проверки ФКУ Упрдор "Волга", не обеспечило внесение в реестр федерального имущества сведений о земельных участках общей площадью 530,7 га или 9,4% от общей площади.
7. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ на земельные участки общей площадью 216,9 га не оформлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" ФКУ Упрдор "Волга" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) проработать вопрос о возможности сокращения расходов по государственным контрактам, заключенным на содержание автомобильных дорог, при выполнении на них реконструкции, капитального ремонта и ремонта;
2) обеспечить претензионно-исковую работу по государственному контракту от 7 июля 2009 г. N 99/09 в отношении подрядной организации ОАО "ГипродорНИИ";
3) принять меры, направленные на возобновление строительных работ на объекте "Реконструкция моста через реку Б. Цивиль (левый) км 677+174 а/д М-7 "Волга" в Чувашской Республике";
4) обеспечить внесение в реестр федерального имущества сведения о недвижимом имуществе - земельных участках общей площадью 530,7 га;
5) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки общей площадью 216,9 га;
6) принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц допустивших вышеуказанные нарушения, в том числе по пунктам 1, 2 и 4 данного представления.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2016 г. N 24К(1099).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю ФКУ Упрдор "Волга" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года, по пунктам 5 и 6 предложений до 29 августа 2016 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 10-166/10-04
Текст представления официально опубликован не был