Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 12-127/12-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в федеральном государственном бюджетном учреждении культуры "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина", подведомственном Министерству культуры Российской Федерации (далее - Учреждение, Музей), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В рамках реализации мероприятий Федеральной адресной инвестиционной программы на 2015 год за счет средств бюджетных инвестиций в объект "Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление домовладения 3/5 (г. Москва, Малый Знаменский пер.) под Картинную галерею искусства старых мастеров" (далее - Объект) по результатам открытого конкурса между Учреждением и ЗАО "БалтСтрой" заключен государственный контракт от 8 июля 2014 г. N 105-14/УКС на выполнение полного комплекса производства работ по Объекту на сумму 3 165 148,4 тыс. рублей (далее - Контракт N 105-14/УКС).
Положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" на проектную документацию "Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление домовладения 3/5 (г. Москва, Малый Знаменский пер.) под Картинную галерею искусства старых мастеров" утверждено 27 января 2014 года (N 00-1-6-0119-14).
В ходе проведения работ на Объекте ЗАО "БалтСтрой" нарушены условия пункта 4.4 Контракта N 105-14/УКС, а также условия пункта 6.2.1 технического задания к Контракту N 105-14/УКС в части выполнения работ по Объекту в соответствии с проектной документацией.
Так, в соответствии с рабочей документацией "Перекладка наружных сетей канализации. Реконструкция системы канализации банка. БС-105-14-3-НК.ВК", согласованной с Учреждением, ЗАО "БалтСтрой" выполнены и Музеем оплачены работы в части выноса наружных сетей канализации в здании ПАО "Банк Москва" на сумму 4 874,4 тыс. рублей, которые проектной документацией предусмотрены не были, в связи с чем существуют риски удорожания строительства и имеются признаки причинения ущерба экономическим интересам государства.
Изменения в соответствии с рабочей документацией "Перекладка наружных сетей канализации. Реконструкция системы канализации банка. БС-105-14-3-НК.ВК" в проектную документацию по Объекту не вносились.
Работы проводились в здании ПАО "Банк Москва", находящемся в собственности частных лиц. В состав вышеуказанных работ были включены отделочные, ремонтно-строительные, электромонтажные работы по выносу наружных сетей канализации через здание ПАО "Банк Москва" на сумму 1 294,3 тыс. рублей, а также за счет средств федерального бюджета в рамках Контракта N 105-14/УКС в здании ПАО "Банк Москва" установлено оборудование (насосная станция, канализационная установка, система контроля протечек, система диагностики протекания технологического процесса, установка перекачки воды) на сумму 721,1 тыс. рублей.
Таким образом, средства федерального бюджета в сумме 2 015,4 тыс. рублей израсходованы на цели, не предусмотренные документами, являющимися правовым основанием для предоставления указанных средств, что имеет признаки нецелевого использования бюджетных средств.
2. В рамках реализации мероприятий Федеральной адресной инвестиционной программы на 2015 год за счет средств бюджетных инвестиций в объект "Строительство инженерных сетей и сооружений. Корректировка" между Музеем и ООО "КОНСТАНТ" заключен государственный контракт от 20 августа 2015 г. N 119-15УКС на выполнение комплекса работ по объекту "Строительство инженерных сетей и сооружений. Корректировка" на сумму 921 036,6 тыс. рублей.
Срок действия Разрешения на строительство по объекту "Строительство инженерных сетей и сооружений. Корректировка" (N RU77210000-009233), выданного МОСГОССТРОЙНАДЗОР 8 апреля 2014 года, установлен до 8 июня 2015 года.
Таким образом, работы в рамках государственного контракта от 20 августа 2015 г. N 119-15УКС по объекту "Строительство инженерных сетей и сооружений" на общую сумму 44 985,3 тыс. рублей выполнялись в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при отсутствии выданного в установленном порядке разрешения на строительство.
3. В результате проверки порядка распоряжения имуществом, закрепленным за Учреждением на праве оперативного управления, установлено, что помещения общей площадью 198,3 кв. метров, расположенные по адресам: г. Москва, ул. Волхонка, 12 (82,8 кв. метра), ул. Волхонка, 14 (69,6 кв. метра), Колымажный переулок, д. 6 стр. 2 (45,9 кв. метра), фактически занимает ООО "Фуд Лаборатория" (Исполнитель) на основании договора от 30 декабря 2014 г. N 2014/470 (далее - Договор N 2014/470) на оказание услуг кейтеринга, заключенного на срок с 1 января по 31 декабря 2015 года, предметом которого является оказание кейтеринговых услуг по организации общественного питания, включая организацию выездного обслуживания мероприятий различного назначения и розничную продажу продукции общественного питания в специально оборудованных помещениях (буфет).
Согласно пункту 2.1.2 Договора N 2014/470 Учреждение обязуется предоставить возможность доступа сотрудников Исполнителя в помещения Музея, а также предоставить Исполнителю возможность для оказания услуг в помещениях надлежащего вида.
Согласно пункту 4 Требований к услугам по организации питания технического задания к Договору N 2014/470 рассчетно-кассовое обслуживание сотрудников и посетителей Музея осуществляется Исполнителем с использованием собственного оборудования и инвентаря. Исполнитель должен обеспечить обслуживание сотрудников и посетителей Музея до и после оказания услуг питания.
При этом условиями Договора N 2014/470 оплата за использование помещений Исполнителем в целях осуществления своей финансово- хозяйственной деятельности, не предусмотрена.
В ходе визуального осмотра используемых Исполнителем помещений установлено, что часть находящегося в помещениях оборудования принадлежит Исполнителю.
Учитывая, что в рамках Договора N 2014/470 ООО "Фуд Лаборатория" фактически использует помещения Музея в целях осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности, включая размещения в помещениях собственного оборудования, Договор N 2014/470 имеет признаки скрытой аренды.
Таким образом, Учреждение без согласия собственника распорядилось недвижимым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, предоставив в пользование ООО "Фуд Лаборатория" помещения общей площадью 198,3 кв. метров, что является нарушением пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Кроме того, в результате мониторинга рыночных арендных ставок на аналогичные помещения установлено, что в 2015 году недополучено в федеральный бюджет доходов от сдачи в аренду федерального имущества, закрепленного за Учреждением, в сумме не менее 2 974,5 тыс. рублей (расчетно).
4. В соответствии с пунктом 19 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" для участников Великой
Отечественной войны установлены меры социальной поддержки, в том числе преимущественное пользование всеми видами услуг культурно-просветительных учреждений.
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Аналогичная норма содержится в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
Вместе с тем, приказом Учреждения от 28 октября 2013 г. N 340 "О праве приобретения льготного и бесплатного входного билета в здания И отделы ГМИИ им. А.С. Пушкина", устанавливающим отдельные категории посетителей, имеющих право на приобретение льготного входного билета и бесплатного входного билета при предоставлении удостоверения, дающего право на льготу, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, льготы не предусмотрены.
В соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1, установлено право на бесплатное посещение государственных музеев и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц для лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.
Согласно приказу ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" от 28 октября 2013 г. N 340 "О праве приобретения льготного и бесплатного входного билета в здания и отделы ГМИИ им. А.С. Пушкина" для лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам установлено право на приобретение билетов льготной категории, что не соответствует положениям статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1.
5. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату.
Согласно отчету о выполнении государственного задания Музея, направленного в Минкультуры России, государственное задание выполнено в полном объеме. В ходе проверки установлено несоответствие отчета о выполнении государственного задания и формы бухгалтерской отчетности 0503762 "Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания и по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений".
Так, по форме 0503762 показатель "количество приобретенных музейных предметов" отражен в количестве 58 единиц, по отчету о выполнении государственного задания указанный показатель составляет 10 единиц.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Обеспечить соблюдение требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при проведении работ в рамках государственного контракта от 20 августа 2015 г. N 119-15УКС.
2. Обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации в части распоряжения и использования ООО "Фуд Лаборатория" федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" на праве оперативного управления.
3. Привести приказ ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" от 28 октября 2013 г. N 340 "О праве приобретения льготного и бесплатного входного билета в здания и отделы ГМИИ им. А.С. Пушкина" в соответствие с положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", а также "Основ законодательства Российской Федерации о культуре", утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-1 в части установления права бывшим несовершеннолетним узникам фашизма на бесплатное посещение государственных музеев и установления права для лиц, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц.
4. Направить в Минкультуры России уточненный отчет о выполнении государственного задания, значения показателей которого привести в соответствие с фактически достигнутыми результатами.
5. Провести проверку по фактам выявленных нарушений в ходе контрольного мероприятия, по результатам которой в случае необходимости привлечь виновных лиц к ответственности, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 мая 2016 г. N 26К (1101).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору ФГБУК "Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина" или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме в срок до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 12-127/12-02
Текст представления официально опубликован не был