Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 12-161/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год направлением проведена внешняя проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год в Федеральном медико-биологическом агентстве и подготовлено заключение о результатах внешней проверки исполнения федерального бюджета.
1. ФМБА России федеральный бюджет на 2015 год исполнен по доходам в сумме 5 920 439,3 тыс. рублей, что в 12 раз превышает прогнозные значения, по расходам - 45 935 761,93 тыс. рублей, или 94,38% от сводной бюджетной росписи.
2. На 1 января 2016 года общая сумма дебиторской задолженности снизилась на 2,8% и составила 7 517 749,3 тыс. рублей (за счет субсидий на иные цели, субсидий на осуществление бюджетных инвестиций), кредиторской задолженности увеличилась в 1,3 раза и составила 70 389,7 тыс. рублей (за счет задолженности по оплате государственных контрактов на строительно-монтажные работы и поставку оборудования).
3. ФМБА России допущено нарушение сроков заключения контрактов, установленных частью 2 статьи 54 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ):
государственный контракт от 12 декабря 2014 г. N 77/КС на выполнение строительно-монтажных работ заключен ФМБА России с ООО "АртСтройТехнология" позднее двадцати дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (протокол от 7 ноября 2014 года);
государственный контракт от 15 декабря 2014 г. N 78/КС заключен с ФГУП "Дирекция строящихся объектов" ФМБА России позднее двадцати дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в единой информационной системе (протокол N 0173100009113000199 - ПЗ от 7 февраля 2014 года).
4. На основании соглашений с государственными бюджетными учреждениями в 2015 году выделено субсидий на осуществление бюджетных инвестиций капитальное строительство в объеме 1 098 380,7 тыс. рублей, фактическое освоение средств субсидий составило 1 245 214,1 тыс. рублей с учетом остатков за предыдущий финансовый год (подтвержденный к использованию остаток субсидий 2014 года составил 2 353 171,7 тыс. рублей) или 36,1% от утвержденных бюджетных назначений текущего года с учетом остатка. Остаток на начало 2016 года составил 2 206 338,0 тыс. рублей.
5. В рамках непрограммной части ФАИП в 2015 году было предусмотрено завершение проектных и изыскательских работ по 2 объектам, реконструкции с расширением по 1 объекту. Фактически работы завершены по одному объекту Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства", строительство федерального высокотехнологического центра медицинской радиологии, г, Димитровград, Ульяновская область, в рамках государственного контракта от 29 декабря 2014 г. N 79/КС.
6. Центральным аппаратом ФМБА России в нарушение пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) обеспечено 1,57% (вместо 15%, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) осуществления закупок у субъекта малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций от совокупного годового объема закупок (с учетом стоимости контрактов с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, привлекаемыми к исполнению контрактов в качестве субподрядчиков, исполнителей).
Указанное нарушение содержит признаки правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации.
7. ФМБА России с ФГУП "Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины", как с единственным поставщиком (подрядчиком), заключен государственный контракт от 29 декабря 2014 г. N 79/КС на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту; "Строительство федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии, г. Димитровград, Ульяновская область" (корректировка ПД) на сумму 130 288,3 тыс. рублей.
Основанием для заключения государственного контракта указано Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева N ДМ-П12-3761 от 23 мая 2014 г.
Вместе с тем, частью 2 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.
Распоряжение Правительства Российской Федерации на момент заключения указанного контракта отсутствовало.
Таким образом, заключение вышеуказанного контракта без проведения конкурентной процедуры определения исполнителя (поставщика) нарушают часть 1 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также необходимо отметить, что ФГУП "Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины" ФМБА России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 1675-р определено единственным исполнителем осуществляемой ФМБА России закупки работ по проектированию и завершению строительства федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии ФМБА России, г. Димитровград, Ульяновская область.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "29 августа 2015 г."
Вместе с тем, проверкой установлено, что для выполнения работ по государственному контракту от 29 декабря 2014 г. N 79/КС, по корректировке проектно-сметной документации, ФГУП "Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины" передало указанные работы на субподряд по 26 договорам, по которым произведена оплата в сумме 26 624,5 тыс. рублей.
Таким образом, расчетно, выручка (доход) ФГУП "Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины" от исполнения вышеуказанного контракта на корректировку проектно-сметной документации составила 103 663,8 тыс. рублей, что составляет 79,6% цены контракта, заключенного с ФМБА России.
8. ФМБА России с ФГУП "Федеральный центр по проектированию и развитию объектов ядерной медицины" заключен государственный контракт от 11 апреля 2011 г. N 08/КС на выполнение работ по расширению и реконструкции научно-лечебного центра Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 144 ФМБА России", г. Санкт-Петербург.
Проверкой установлено, что поставленное и оплаченное медицинское оборудование в сумме 160 234,4 тыс. рублей в рамках исполнения указанного контракта не введено в эксплуатацию и находится на ответственном хранении более 700 дней, что свидетельствует о неэффективном использовании имущества (медицинского оборудования).
9. На основании соглашений о предоставлении субсидий на иные цели государственным бюджетным учреждениям, подведомственным ФМБА России, предоставлены субсидии в объеме 2 663 214,3 тыс. рублей, исполнение с учетом остатков за предыдущий финансовый год составило 3 278 210,6 тыс. руб. Объем неиспользованных средств по состоянию на 1 января 2016 года составил 1 173 408,6 тыс. рублей или 26,4%.
10. В рамках ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 N 91, по объекту строительство лабораторного корпуса с опытными участками по разработке технологий производства субстанций и готовых форм лекарственных средств моноклональных антител на базе ФГУП НПЦ "Фармзащита" г. Химки, объем финансирования на 2015 год предусмотрен в сумме 303 550,0 тыс. рублей. В 2015 году кассовый расход произведен в сумме 72 185,7 тыс. рублей, или 23,8% от утвержденных бюджетных назначений. Бюджетные назначения в сумме 231 364,3 тыс. рублей возвращены в федеральный бюджет.
11. ФМБА России, в рамках мероприятия "Совершенствование в федеральных округах деятельности специализированных медицинских центров по оздоровлению, реабилитации и оказанию адресной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, на базе следующих государственных медицинских учреждений" произвело закупку специального оборудования по государственным контрактам от 30 июня 2015 г. N 11/МО-Н, от 14 декабря 2015 г. N 46/МО-Н, от 18 декабря 2015 г. N 48/МО-Н без внесения изменений в план-график, что не соответствует пункту 6 Особенностей и размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. N 182/7н.
12. В ходе выборочной проверки первичных бухгалтерских документов установлено:
1) в нарушение пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", которой установлено что, формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным "законодательством" Российской Федерации, пункта 6 приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н) ФМБА России новая форма первичного учетного документа (авансовые отчеты) применялась только с сентября 2015 года;
2) в нарушение пункта 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 (далее - Положение об особенностях направления работников в служебные командировки), которым предусмотрено, что работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней авансовый отчет, сотрудниками ФМБА России 5 авансовых отчетов представлены с нарушением сроков от 3 до 18 дней;
3) в нарушение пункта 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, которым предусмотрено, что первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык, к авансовому отчету N 161 приложены первичные документы (основание) для возмещения затрат на английском языке;
4) в нарушение пункта 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, которым предусмотрено выдача работнику при направлении его в командировку денежного аванса на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), ФМБА России сотрудникам, направленным в командировку аванс не выдавался, все расчеты производились после возвращения сотрудников из командировки;
5) в нарушение пункта 6.3. Указаний Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", которым предусмотрена выдача наличных денег под отчет только при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег, в ФМБА России в 2015 году выдавались наличные денежные средства, до полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег;
6) в нарушение приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н кассовая книга за 2015 год не заверено подписью руководителя учреждения.
13. В течение 2015 года сотрудники ФМБА России систематически сдавали или обменивали авиабилеты, расходы за возврат авиабилетов, удержание денежных средств по правилам перевозчика, а также штрафов за возврат авиабилетов составили 26 306,0 рублей, что свидетельствует о некачественном планировании командировок, которое привело к неэффективным расходам.
14. ФМБА России в нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на здание по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 30, которое числится на балансе.
15. В нарушение пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ФМБА России не обеспечена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на 1 земельный участок (кадастровый номер 77:08:092:010).
16. В нарушение пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (в редакции до 16 июля 2015 года) ФМБА России не направлены сведения в Росимущество для внесения в реестр федерального имущества двух объектов недвижимого имущества, в том числе 1 земельного участка.
17. В нарушение пункта 8 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89, которым предусмотрено что выездные или документарные мероприятия ведомственного контроля проводятся по поручению, приказу (распоряжению) руководителя органа ведомственного контроля или иного лица, уполномоченного руководителем органа ведомственного контроля, ФМБА России выездная проверка ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 38" ФМБА России произведена без поручения, приказа (распоряжения) руководителя органа ведомственного контроля или иного лица, уполномоченного руководителем органа ведомственного контроля.
18. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, ФМБА России в отсутствие утвержденного Плана информатизации на 2015 год (утвержден приказом ФМБА России только в марте 2016 года) были заключены и оплачены государственные контракты на реализацию мероприятий по информатизации на общую сумму 57 341,7 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФМБА России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления на здание по адресу; г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 30, которое числится на балансе.
2. Обеспечить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования на 1 земельный участок (кадастровый номер 77:08:092:010).
3. Направить в Росимущество сведения о двух объектах недвижимого имущества, в том числе 1 земельном участке для обеспечения учета в реестре федерального имущества.
4. Рассмотреть вопрос о причинах нарушения сроков реализации непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы, с целью принятия необходимых мер для их устранения.
5. Провести служебные расследования по фактам нарушений, изложенным в представлении, и привлечь к ответственности лиц, допустивших нарушения, в том числе законодательства Российской Федерации о контрактной системе, бюджетного законодательства, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, и других нормативных правовых документов.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от "23" мая 2016 г. N 26К (1101).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Руководителю ФМБА России или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме в срок до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.