Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 12-175/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год" в Министерстве здравоохранения Российской Федерации, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Установлен факт расходования Минздравом России средств федерального бюджета по целевой статье 0182794 виду расходов 862 "Взносы в международные организации" в размере 63 160,7 тыс. рублей или 886,4 тыс. долларов США в отсутствии федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международных договоров, заключенных от имени Российской Федерации, обуславливающих данные расходы, что не соответствует положениям статьей 65, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так в 2015 году Минздравом России выделены и направлены средства федерального бюджета:
в размере 800,0 тыс. долларов США, на уплату целевого взноса для поддержки реализации Стратегии странового сотрудничества Всемирной организации здравоохранения и Минздрава России на 2014-2020 годы и двухгодичного соглашения о сотрудничестве с Российской Федерацией в 2016-2017 годах, заключенного между Минздравом России и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения 29 февраля 2016 г. (то есть позднее даты перечисления средств на 2 месяца);
в размере 86,4 тыс. долларов США на уплату членского взноса для участия в правлении Политического и координационного комитета Специальной программы исследований, разработок и подготовки научных кадров по проблемам воспроизводства населения ПРООН/ЮНФПА/ЮНИСЕФ/ВОЗ/ Всемирного банка (ПВН).
При этом на момент перечисления данных средств отсутствовали международные договоры Российской Федерации, обуславливающие данные расходы. Акты Правительства Российской Федерации или Президента Российской Федерации, разрешающие внесение изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета и перечисление данных средств (пункт 1 части 2 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов") не принимались.
Таким образом, указанные факты содержат признаки превышения должностными лицами Минздрава России служебных полномочий, которые повлекли ущерб федеральному бюджету в размере 63 160,7 тыс. рублей.
2. В нарушение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 2731-р до бюджета Республики Крым средства субвенции на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов доведены Минздравом России только в объеме 1 061 656,6 тыс. рублей. В результате бюджет Республики Крым не получил бюджетных ассигнований в размере 35 213,6 тыс. рублей (КБК 0902 0113093 530).
3. Минздравом России в 2015 году не обеспечено завершение работ и ввод в эксплуатацию следующих объектов капитального строительства, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой на 2015 год:
строительство здания общежития для ГБОУ ВПО "Кировская государственная медицинская академия" Минздрава России;
реконструкция и техническое перевооружение ФГБУ "Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф. Гамалеи" Минздрава России, г. Москва;
реконструкция комплекса зданий Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский научный центр радиологии и хирургических технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург;
строительство параклинического корпуса с консультативной поликлиникой областного государственного учреждения здравоохранения "Детская областная клиническая больница", г. Орел;
строительство комплекса вспомогательных зданий и сооружений Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова" Минздрава России.
4. Минздравом России не осуществлялся надлежащий контроль за выполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий соглашений о предоставлении субсидий в части обеспечения финансирования строительства объектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
4.1. Республикой Северная Осетия - Алания не выполнены условия соглашения о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Северная Осетия - Алания на софинансирование строительства объекта здравоохранения государственной собственности Республики Северная Осетия - Алания, включенного в ФЦП "Юг России (2014-2020 годы)" от 2 октября 2015 г. N 033, в части финансирования объекта строительства (Республиканская детская клиническая больница в г.Владикавказе (строительство инфекционного корпуса) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Из отчета Республики Северная Осетия-Алания по форме N С-2 "Сведения о ходе строительства строек и объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу" за январь-декабрь 2015 года следует, что, фактически средства регионального бюджета, предусмотренные в соглашении в размере 2 000,0 тыс. рублей, не выделены и не расходовались при полном расходовании средств федерального бюджета, выделенных на указанные цели.
4.2. Соглашением о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Ингушетия на софинансирование мероприятий ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" от 14 августа 2015 г. N 026 (дополнительное соглашение от 29 декабря 2015 г. N 049) субъектом Российской Федерации предусмотрено финансирование мероприятия на сумму 41 855,0 млн. рублей, в том числе по объектам, срок ввода которых определен на 2015 год - 28 960,3 тыс. рублей. Из отчета Республики Ингушетия по форме N С-2 "Сведения о ходе строительства строек и объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу" за январь-декабрь 2015 года следует, что Республикой Ингушетия мероприятия по строительству объектов профинансированы лишь на 24% (10 069,12 тыс. рублей). При этом по объектам, срок ввода которых определен на 2015 год, финансирование из бюджета Республики не осуществлялось при полном расходовании средств федерального бюджета, выделенных на эти цели и вводе объектов в эксплуатацию в декабре 2015 года.
5. При анализе информации, размещенной в реестре контрактов на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru. в отношении контракта от 4 декабря 2014 г. N 2013.247281, заключенного между ФГБУ детский санаторий "Белокуриха" Минздрава России в 2014 году и ООО "ФУНДАМЕНТСПЕЦПРОЕКТ" на сумму 44 811,63 тыс. рублей, на выполнение комплекса строительно-монтажных и пуско-наладочных работ и поставку оборудования по объекту "Строительство Физкультурно-оздоровительного комплекса и моста через ручей Медвежий на земельном участке федерального государственного бюджетного учреждения детский санаторий "Белокуриха" Министерства здравоохранения Российской Федерации в г. Белокуриха Алтайского края" установлено, что в нарушение пункта 9 части 2 и части 3 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" учреждением не направлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации копия указанного контракта.
В реестре контрактов, размещенном на сайте www.zakupki.gov.ru, размещен контракт без указания даты его заключения, лица, подписывающего его от имени генподрядчика, без подписей и печатей сторон контракта.
Кроме того, установлено, что контракт подписан от имени ФГБУ детский санаторий "Белокуриха" Минздрава России заместителем главного врача по медицинской части Юровой Е.Г. со ссылкой на приказ Минздрава России, предоставивший данные полномочия, без указания на реквизиты данного приказа.
6. Минздравом России не в полной мере осуществлялся контроль за выполнением государственных заданий федеральными учреждениями, находящимися в его ведении, предусмотренный пунктом 17 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671 (далее - Положение N 671).
6.1. Так, при проверке отчетов ФГБУ "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н.Федорова" Минздрава России, ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева" Минздрава России и ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский радиологический центр" Минздрава России о результатах проведенных в 2015 году в рамках государственного задания научно-исследовательских работ установлено, что вместо вновь проводимых исследований учреждениями представлены в Минздрав России отчеты о выполнении научно-исследовательских работ, по факту являющиеся уже выполненными и защищенными диссертационными работами или ранее опубликованными исследованиями (по материалам, полученным до 2013 года).
6.2. ФГБУ санаторий "Жемчужина" Минздрава России в 2015 году не исполнено государственное задание по оказанию санаторно-курортной помощи (выполнение составило 61,6% от утвержденного государственного задания по причине приостановления медицинской деятельности учреждения в связи с переоформлением лицензии). При этом средства субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, санаторием полностью израсходованы, что свидетельствует о неэффективном расходовании средств субсидии в размере 14 321,7 тыс. рублей.
7. В нарушение пункта 3 Положения N 671, государственное задание для федерального государственного бюджетного учреждения "Центр информационно-технологической и эксплуатационной поддержки" было утверждено заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Н.А. Хоровой 5 февраля 2015 г., то есть через 2 месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
При этом указанное государственное задание было установлено Минздравом России на работы, которые учреждение самостоятельно не выполняло и осуществляло путем заключения 25 государственных контрактов и договоров на выполнение работ, указанных в государственном задании. На данные цели учреждение затратило 296 306,9 тыс. рублей из средств, перечисленных ему в рамках субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
8. Минздрав России в рамках исполнения полномочий по подготовке схемы территориального планирования Российской Федерации в области здравоохранения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 г. N 198 "О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации" установил в 2015 году ФГБУ "Центр информационно-технологической и эксплуатационной поддержки" Минздрава России государственное задание на выполнение государственной работы по доработке геоинформационной системы учета и ведения объектов здравоохранения федерального значения.
ФГБУ "Центр информационно-технологической и эксплуатационной поддержки" Минздрава России в целях выполнения указанной государственной работы заключило на основании законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд гражданско-правовой договор от 14 января 2015 г. N 043/ЦИТЭП/14 с ООО "РусТрансДата" на сумму 16 955,018 тыс. рублей.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что результат работ по указанному договору, принятый комиссией, созданной ФГБУ "Центр информационно-технологической и эксплуатационной поддержки" Минздрава России (с участием сотрудников Минздрава России) и оплаченный в полном объеме, не соответствовал требованиям технического задания к договору от 14 января 2015 г. N 043/ЦИТЭП/14, в связи с чем Минэкономразвития России отказал Минздраву России в согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области здравоохранения (письмо от 15 июля 2015 г. N 18891-АЦ/Д27и).
При этом комиссией работы были приняты без замечаний и в дальнейшем при установлении фактов несоответствия результатов работ требованиям договора учреждением претензионная работа не проводилась.
Кроме того, Минздравом России в рамках согласования актуализированной схемы территориального планирования Российской Федерации в области здравоохранения, в нарушение пункта 16 Положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 г. N 198, не обеспечена в месячный срок со дня получения отрицательного заключения Минэкономразвития России (письмо от 15 июля 2015 г. N 18891-АЦ/Д27и) доработка проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области здравоохранения и ее повторное направление в Минэкономразвития России для подготовки соответствующего заключения.
Минздравом России повторно проект схемы был направлен на согласование письмом от 15 января 2016 г. N 13-5/10/2-74. Однако Минэкономразвития России своим письмом от 28 марта 2016 года N 8505-АЦ/Д27и повторно отказало в согласовании проекта Схемы в связи с его несоответствием законодательству Российской Федерации.
9. В части исполнения в 2015 году государственной работы по забору, переработке, хранению, транспортировке и обеспечению безопасности гемопоэтических стволовых клеток в целях их трансплантации установлено, что по ряду подведомственных Минздраву России учреждений объемы государственного задания были исполнены с превышением, при этом средние фактические затраты на выполнение единицы данной работы были меньше, чем средние нормативные затраты на выполнение единицы работы исходя из объемов, установленных государственным заданием и размера субсидии на выполнение государственного задания, что может свидетельствовать о ненадлежащем расчете Минздравом России нормативных затрат на выполнение учреждениями государственного задания.
Так, например, государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика ИЛЛавлова" Минздрава России (далее - ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России) государственным заданием объемы государственной работы по забору, переработке, хранению, транспортировке и обеспечению безопасности гемопоэтических стволовых клеток в целях их трансплантации были утверждены на 2015 год в количестве 60 условных единиц. Согласно отчету об исполнении государственного задания ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России фактическое исполнение государственной работы составило 155 условных единиц, т.е. на 58,3% больше установленных объемов.
Средние нормативные затраты на выполнение единицы государственной работы по забору, переработке, хранению, транспортировке и обеспечению безопасности гемопоэтических стволовых клеток ГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России были установлены в размере 325,9 тыс. рублей на единицу работы, а фактические средние затраты учреждения на единицу работы составили 124,5 тыс. рублей на человека, т.е. на 201,4 тыс. рублей меньше (в 2,6 раза меньше).
10. В отношении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск) установлено следующее.
На 1 января 2015 года на счетах учреждения сформирован остаток средств, возникший в связи с неисполнением учреждением государственного задания на 2014 год в размере 148 322,6 тыс. рублей, который был направлен на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2015 году. В течение 2015 года учреждению перечислена субсидия на выполнение государственного задания в размере 1289 554,6 тыс. рублей, которая израсходована практически в полном объеме (при достижении показателей государственного задания на 2015 год). При этом на счете учреждения сохранился остаток средств в размере 148 599,4 тыс. рублей, что выше размера остатка на 1 января 2015 года.
11. В нарушение пункта 3 Правил предоставления федеральным государственным бюджетным учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения Российской Федерации и федеральному медико-биологическому агентству, субсидий на компенсацию расходов, связанных с оказанием в 2014 - 2016 годах медицинской помощи гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1134, Минздравом России не осуществлена компенсация расходов по заявке ФГБУ "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н.Федорова" от 3 сентября 2015 г. N 11-1047 в размере 107,8 тыс. рублей.
12. В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, 42 учреждения науки Минздрава России получали субсидию из федерального бюджета на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) на выплату стипендий по нескольким подразделам одновременно (0706 "Высшее и послевузовское профессиональное образование", 0908 "Прикладные научные исследования в области здравоохранения" и 0110 "Фундаментальные исследования").
13. В нарушение пункта 1.5 Порядка организации взаимодействия департаментов Минздрава России при проведении расчетов по субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, утвержденного приказом Минздрава России от 5 июля 2013 г. N 431, контроль за представляемыми отчетами от уполномоченных органов субъектов Российской Федерации о расходах средств федерального бюджета и достоверностью предоставляемых данных Департаментом лекарственного обеспечения Минздрава России не осуществляется.
Так, например, по Республике Тыва исполнение предоставленной в объеме 111 921,6 тыс. рублей субвенции составило 83,8% или 93 770,3 тыс. рублей. Однако в отчете субъектом Российской Федерации остатки средств, сформировавшиеся на 10 января 2016 года, не указаны (стоит значение 0,0).
14. Пунктом 10 соглашений о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на 2015 год установлены показатели результативности использования субсидий, которые данными субъектами Российской Федерации достигнуты не были, в том числе по Республике Крым на 1 января 2016 года не закуплено 2 117 единиц медицинского оборудования, закуплено, но не введено в эксплуатацию 2 262 единицы медицинского оборудования, по г. Севастополю - закуплено, но не введено в эксплуатацию 287 единиц медицинского оборудования.
В соответствии с методикой расчета размера средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, установленной в пунктах 9(1) - 9 (4) Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на реализацию мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения Республики Крым и г. Севастополя в 2015 году, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 773, в связи с неисполнением установленных в соглашениях показателей результативности использования субсидий на реализацию мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения объем средств, подлежащих к возврату до 1 июня 2016 года в федеральный бюджет составляет по Республике Крым 275 595,3 тыс. рублей, по г. Севастополь 197 461,6 тыс. рублей.
15. В ходе анализа реализации в 2015 году государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 (далее - Госпрограмма), установлены факты, свидетельствующие о необходимости внесения изменений в Госпрограмму:
15.1. В соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов в рамках подпрограммы 2 Госпрограммы были предоставлены ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования, государственным органам, не являющимся участниками Госпрограммы - Министерству образования и науки Российской Федерации - 0,570 млн. рублей; Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - 108,0 млн. рублей; Управлению делами Президента Российской Федерации - 1 257,7 млн. рублей.
15.2. Общий объем фактических расходов на реализацию Госпрограммы составил 2 878 035,9 млн. рублей, что составляет 94,4% от предусмотренного Госпрограммой объема. При этом объем средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 87,6% от утвержденных значений, что свидетельствует о недофинансировании мероприятий Госпрограммы за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
15.3.Анализ динамики показателей Госпрограммы показывает, что при увеличении бюджетных ассигнований на 2015 год на 36,6% по сравнению с утвержденными бюджетными ассигнованиями на 2014 год достижение показателей (индикаторов) Госпрограммы имеет разнонаправленный характер. Так, из 14 целевых значений показателей, по которым представлены отчетные данные, в 2015 году не достигнуты значения по 4 показателям (28,6%), в том числе по смертности населения (13,1 при целевом значении 12,5 на 1000 населения), обеспеченности населения врачами (37,1 на 10 тыс. населения при плановом значении 40,2).
По 65 показателям подпрограмм необходимо отметить, что Минздравом России представлены данные об их исполнении только в отношении 46 показателей. Из них не достигнуто целевых значений по 5 показателям, в том числе "Охват взрослого населения диспансеризацией" - 21,6% при плановых показателях 23,0% и "Охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез" - 68,1% при плановых значениях 68,4%.
При этом целевые значения показателей нуждаются в корректировке с учетом сложившейся ситуации.
15.4. Не выполнен подпункт "е" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2015 года N Пр-1659, в части обеспечения соответствия между показателями (целевыми индикаторами) государственных программ и показателей государственных заданий.
Сводные показатели государственных заданий на оказание государственных услуг федеральными государственными учреждениями по государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" не соответствуют установленным плановым значениям показателей (целевых индикаторов) указанной Госпрограммы. Так, вместо установленного количества подготовленных кадров высшей квалификации в интернатуре, ординатуре, аспирантуре по программам подготовки научно-педагогических кадров в государственных организациях дополнительного профессионального образования в объеме 1 415 человек в соответствии с контрольными цифрами приема граждан для образовательных организаций дополнительного профессионального образования, установленными Минобрнауки России, по факту в интернатуре, ординатуре, аспирантуре за 2015 год обучено 1211 человек.
По другим показателям отмечено перевыполнение плановых значений показателя.
16. Минздравом России не в полном объеме реализованы полномочия, установленные Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, в части нормативно-правового регулирования.
До настоящего времени Минздравом России не реализованы полномочия по утверждению следующих нормативных правовых актов, необходимость принятия которых установлена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":
порядок организации санаторно-курортного лечения и перечень медицинских показаний и противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности, форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ;
порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи;
порядок ведения информационных систем в сфере здравоохранения;
порядок ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности.
Кроме того, до настоящего времени Минздравом России не исполнены полномочия по принятию административных регламентов исполнения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения государственных функций и государственных услуг:
по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность;
по предоставлению государственной услуги по выдаче сертификата специалиста лицам, получившим медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах;
по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений;
по предоставлению государственной услуги по выдаче заключения о возможности ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга с целью проведения неродственной трансплантации;
по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств путем организации и проведения проверок соответствия лекарственных средств, находящихся в гражданском обороте, установленным требованиям к их качеству;
по предоставлению государственной услуги по аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятия по контролю в сфере здравоохранения;
по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля фармацевтической деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;
по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений;
по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств посредством организации и проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, хранению, перевозке, отпуску, реализации лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств, соответствия лекарственных средств, находящихся в гражданском обороте, установленным требованиям к их качеству;
по исполнению государственной функции по осуществлению выборочного контроля качества лекарственных средств,
17. При проверке и анализе эффективности и надежности внутреннего финансового аудита, осуществляемого Минздравом России, установлены следующие нарушения:
17.1. В нарушение пункта 53 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила осуществления внутреннего финансового аудита), представленные отчеты о результатах аудиторских проверок не содержат: информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях в денежном выражении, а также о значимых бюджетных рисках; информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита.
17.2. В связи с тем, что План по внутреннему финансовому аудиту Минздрава России утвержден в 2015 году не на очередной финансовый год в целом, а на каждый квартал в отдельности сроки его утверждения не соответствуют срокам, установленным пунктом 42 Правил осуществления внутреннего финансового аудита (план составляется и утверждается до начала очередного финансового года).
17.3. В связи с низкой исполнительской дисциплиной ответственных департаментов рекомендации по результатам проверок (внутреннего аудита) не исполнялись в указанные сроки.
18. Не в полном объеме исполнен подпункт 15 пункта 1 Перечня поручений по итогам Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 декабря 2014 года по внесению совместно с заинтересованными органами исполнительной власти изменений в законодательство Российской Федерации, касающихся внедрения образовательного сертификата для профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей, обеспечивающего им право выбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дополнительных профессиональных программ, форм обучения, включая стажировку, и образовательных технологий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ следует читать как "4 декабря 2014 г."
19. Не обеспечено достижение плановых значений показателя Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" - "Смертность населения от новообразований", который в 2015 году составил 203,2 на 100 тыс. населения при планируемом 197,8.
Не достигнуты плановые значения показателя Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 - "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении" за 2015 год составил 71,39 лет, вместо планируемых 72,02 года.
20. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, в 2015 году Минздравом России в отсутствии утвержденного и согласованного с Минкомсвязью России плана информатизации в рамках мероприятий по информатизации были заключены и оплачены государственные контракты на сумму 700 799,7 тыс. рублей.
21. Минздравом России не надлежащим образом выполнялись полномочия собственника государственного имущества, предусмотренные пунктом 5.5.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608.
В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подведомственные Минздраву России учреждения не обеспечили государственную регистрацию вещных прав в отношении 864 (18%) объектов недвижимого имущества и 36 (4%) земельных участков.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минздраву России необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры по вводу в эксплуатацию указанных в пункте 3 настоящего представления объектов капитального строительства или при необходимости по внесению изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие сроки ввода объектов в эксплуатацию.
2. Провести проверку в отношении деятельности ФГБУ детский санаторий "Белокуриха" Минздрава России при заключении и исполнении контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по объекту "Строительство Физкультурно-оздоровительного комплекса и моста через ручей Медвежий на земельном участке федерального государственного бюджетного учреждения детский санаторий "Белокуриха" Министерства здравоохранения Российской Федерации в г. Белокуриха Алтайского края".
3. Рассмотреть вопрос об увеличении показателей государственного задания федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2015 год с учетом остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания прошлых лет.
4. Провести анализ стоимости выполнения федеральными бюджетными учреждениями единицы государственной работы по забору, переработке, хранению, транспортировке и обеспечению безопасности гемопоэтических стволовых клеток в целях их трансплантации и принять меры по корректировке установленных нормативов затрат на выполнение единицы работы с учетом фактических затрат учреждений на ее выполнение.
5. Обеспечить доработку проекта схемы территориального планирования Российской Федерации в области здравоохранения и согласовать его с Минэкономразвития России и заинтересованными субъектами Российской Федерации. Провести служебную проверку в отношении должностных лиц Минздрава России, участвующих в принятии работ по договору от 14 января 2015 г. N 043/ЦИТЭП/14.
6. Совместно с Минфином России рассмотреть вопрос об изменении механизма доведения до подведомственных федеральных государственных учреждений субсидий на выплату стипендий в части отнесения расходов на выплату стипендии на соответствующие разделы, подразделы классификации расходов бюджетов с учетом положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н.
7. Обеспечить компенсацию расходов, связанных с оказанием в 2014-2016 годах медицинской помощи гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, в соответствии с заявкой ФГБУ "Межотраслевой научно-технический комплекс "Микрохирургия глаза" имени академика С.Н.Федорова" от 3 сентября 2015 г. N 11-1047.
8. Обеспечить внесение изменений в государственную программу "Развитие здравоохранения" с учетом выявленных недостатков в соответствии с установленными сроками.
9. Обеспечить принятие указанных в пункте 16 настоящего представления нормативных правовых актов.
10. Обеспечить проведение внутреннего финансового аудита в соответствии с положениями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
11. Разработать изменения в законодательство Российской Федерации, касающиеся внедрения образовательного сертификата для профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей, обеспечивающего им право выбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дополнительных профессиональных программ, форм обучения, включая стажировку, и образовательных технологий, и направить их в Правительство Российской Федерации.
12. Утвердить План информатизации Минздрава России на текущий финансовый год и плановый период в сроки, установленные Правилами подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365.
13. Принять организационные меры и обеспечить контроль за осуществлением подведомственными Минздраву России учреждениями государственной регистрации вещных прав в отношении 864 объектов недвижимого имущества и 36 земельных участков.
14. Провести служебную проверку в отношении должностных лиц, допустивших:
перечисление Всемирной организации здравоохранения средств федерального бюджета без наличия правовых оснований;
не перечисление бюджету Республики Крым части средств субвенции на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществлявших ненадлежащий контроль за выполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий соглашений о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение строительства объектов;
ненадлежащий контроль за исполнением подведомственными учреждениями государственного задания;
ненадлежащий контроль за предоставляемыми субъектами Российской Федерации отчетами о расходовании межбюджетных трансфертов;
и привлечь к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 26 мая 2016 года N 27К (1102).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру здравоохранения Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2016 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2016 г. N ПР 12-175/12-03
Текст представления официально опубликован не был