В соответствии с пунктом 13 Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. N 517, и в целях реализации пункта 43 подраздела V раздела III Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст. 2118), приказываю:
Утвердить Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2016 г.
Заместитель Министра |
И.В. Трунин |
Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 04.08.2017 г. N 582
Обобщение и анализ
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2016 г.
Введение
В настоящем документе обобщена и проанализирована правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и правоприменительная практика соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов (далее - обязательные требования).
Настоящий документ составлен на основе анализа требований нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, материалов проверок саморегулируемых организаций аудиторов, результатов систематического наблюдения (мониторинга) исполнения саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований, анализа поступивших в Минфин России отчетов саморегулируемых организаций аудиторов, обращений граждан о деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, анализа документов и сведений, размещенных на официальных сайтах саморегулируемых организаций аудиторов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт саморегулируемой организации аудиторов).
1. Общая характеристика государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет Минфин России. Объектом государственного контроля (надзора) являются саморегулируемые организации аудиторов, включенные в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. По состоянию на 1 января 2016 г. в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов были внесены сведения о следующих саморегулируемых организациях аудиторов: "Аудиторская палата России" (Ассоциация) (далее - АПР), некоммерческое партнерство "Институт Профессиональных Аудиторов" (далее - ИПАР), "Российский Союз аудиторов" (Ассоциация)* (далее - РСА), некоммерческое партнерство "Российская Коллегия аудиторов" (далее - РКА), Ассоциация "Содружество"** (далее - ААС) (таблица N 1).
Таблица N 1
Саморегулируемые организации аудиторов, сведения о которых были внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 1 января 2016 г.
Регистрационный номер записи |
Саморегулируемая организация аудиторов |
Дата включения сведений в реестр |
01 |
АПР |
01.10.2009 |
02 |
ИПАР |
30.10.2009 |
03 |
РСА |
27.11.2009 |
05 |
РКА |
23.12.2009 |
06 |
ААС |
30.12.2009 |
Саморегулируемые организации аудиторов объединяют аудиторов и аудиторские организации. Все саморегулируемые организации аудиторов находятся в г. Москве. Согласно данным реестров аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов членами саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 1 января 2016 г. были 4441 аудиторская организация и 21528 аудиторов.
Основанием осуществления Минфином России государственной функции по государственному контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов являлась статья 22 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", подпункт 5.3.30 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, и пункт 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202 (далее - Положение о государственном надзоре). Порядок исполнения данной государственной функции установлен Административным регламентом по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. N 115н.
Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов является соблюдение этими организациями обязательных требований. Перечень правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержден приказом Минфина России от 18 октября 2016 г. N 444.
В 2016 г. государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществлялся:
1) в соответствии с Планом проведения плановых проверок саморегулируемых организаций аудиторов Министерством финансов Российской Федерации в 2016 г., утвержденным Минфином России 27 октября 2015 г. и согласованным Генеральной прокуратурой Российской Федерации (далее - План проверок). План проверок опубликован на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Минфина России) в ноябре 2015 г.
В соответствии с Планом проверок проведены две плановые выездные проверки соблюдения саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований в части применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований, рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов:
в феврале 2016 г. - проверка РКА;
в октябре 2016 г. - проверка ААС;
2) в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Положения о государственном надзоре проводилось систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении саморегулируемыми организациями своей деятельности, в том числе проведение анализа поступивших в Минфин России документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации информации (далее - наблюдение):
в апреле, августе и декабре 2016 г. - наблюдение за АПР, ИПАР, PCА, РКА и ААС.
В 2016 г. внеплановые проверки саморегулируемых организаций аудиторов не проводились.
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и Положением о государственном надзоре по результатам проведенных в 2016 г. проверок и наблюдений Минфином России вынесены (направлены):
1) предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушений обязательных требований от 17 марта 2016 г. N 009 РКА (срок принятия мер по недопущению в дальнейшем нарушений 1 июля 2016 г.);
2) 17 писем Минфина России о выявленных в ходе наблюдения недостатках: в АПР, ИПАР и РКА - по 3 письма; в РСА и ААС - по 4 письма.
В 2016 г. саморегулируемые организации аудиторов, их должностные лица к административной ответственности не привлекались.
Во исполнение Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415, информация о проведенных в 2016 г. проверках саморегулируемых организаций аудиторов, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений внесена в единый реестр проверок.
Во исполнение части 9 статьи 22 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" о результатах проведенных проверок и о принятых решениях Минфин России информировал Совет по аудиторской деятельности, созданный в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Информация о проведенных Минфином России проверках и принятых по их результатам решениях опубликована на официальном сайте Минфина России.
В целях оказания методической помощи саморегулируемым организациям аудиторов, а также предотвращения возможных нарушений и недостатков Минфином России велась соответствующая профилактическая работа. Основными способами проведения такой работы в 2016 г. стали:
1) обсуждение и согласование с саморегулируемыми организациями аудиторов, а также размещение на официальном сайте Минфина России перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, и самих нормативных правовых актов (октябрь 2016 г.);
2) размещение типовых программ проверок на официальном сайте Минфина России и поддержание их в актуальном состоянии (в течение 2016 г.);
3) информирование всех саморегулируемых организаций аудиторов о результатах каждой проведенной проверки путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России (после окончания проверки), рассмотрения результатов каждой проверки на заседаниях Совета по аудиторской деятельности (март и декабрь 2016 г.);
4) обобщение результатов проверок саморегулируемых организаций аудиторов, проведенных в 2015 г., информирование об этом всех саморегулируемых организаций аудиторов путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России (январь 2016 г.);
5) разработка анкеты самооценки деятельности саморегулируемой организации аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и размещение ее на официальном сайте Минфина России для самостоятельной оценки саморегулируемыми организациями аудиторов соблюдения ими обязательных требований (декабрь 2016 г.);
6) анализ практики осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов за 2010-2015 гг., обобщение ее, подготовка соответствующего доклада и размещение его на официальном сайте Минфина России. Указанный доклад одобрен Советом по аудиторской деятельности (декабрь 2016 г.) и его Рабочим органом (ноябрь 2016 г.), а также Общественным советом при Министерстве финансов Российской Федерации (декабрь 2016 г.);
7) подготовка отчета о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2015 г. и размещение его на официальном сайте Минфина России (июль 2016 г.);
8) обобщение практики ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов за 2009 г. - I полугодие 2016 г., подготовка соответствующего отчета и размещение его на официальном сайте Минфина России. Указанный отчет одобрен Советом по аудиторской деятельности (декабрь 2016 г.) и его Рабочим органом (октябрь 2016 г.);
9) анализ и обобщение практики ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов (далее - Реестр) и его контрольного экземпляра за 2010 - 2015 гг., подготовка соответствующего отчета и размещение его на официальном сайте Минфина России. Указанный отчет одобрен Советом по аудиторской деятельности и его Рабочим органом (март 2016 г.);
10) разработка методического материала "Механизмы рыночного контроля аудиторской деятельности" и размещение его на официальном сайте Минфина России (июль 2016 г.).
2. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
Обобщение и анализ правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов не выявил проблемных вопросов, наличия устаревших, дублирующих и избыточных требований в части:
- составления ежегодного плана проверок саморегулируемых организаций аудиторов, его направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения органами прокуратуры;
- использования оснований для проведения внеплановых проверок, согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных федеральными законами случаях;
- издания приказов Минфина России о проведении проверок саморегулируемых организаций аудиторов, их содержания;
- выбора документарной или выездной проверки саморегулируемой организации аудиторов;
- исчисления и соблюдения сроков проведения проверки саморегулируемой организации аудиторов;
- соблюдения прав саморегулируемой организации аудиторов при организации и проведении проверки;
- оформления результатов проверки саморегулируемой организации аудиторов и принятия мер по ее результатам;
- применения к саморегулируемым организациям аудиторов мер воздействия, установленных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", за нарушение требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, выявленных при осуществлении государственного контроля (надзора);
- привлечения саморегулируемых организаций аудиторов, их должностных лиц к административной ответственности за правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
- оценки тяжести нарушений обязательных требований и выбора меры воздействия в отношении саморегулируемой организации аудиторов.
3. Правоприменительная практика соблюдения саморегулируемыми организациями аудиторов обязательных требований
Осуществленные в 2016 г. мероприятия государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов выявили отдельные нарушения обязательных требований и недостатки в организации работы саморегулируемых организаций аудиторов.
В целях совершенствования деятельности саморегулируемых организаций аудиторов результаты государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2016 г. обобщены и размещены на официальном сайте Минфина России в разделе "Аудиторская деятельность - Контроль и надзор".
Выявленные в ходе государственного контроля (надзора) нарушения и недостатки требуют принятия мер саморегулируемыми организациями аудиторов. Наличие устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не установлено.
3.1. Применение саморегулируемыми организациями аудиторов мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов
Мероприятия государственного контроля (надзора) в части применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее - установленные требования) показали, что саморегулируемыми организациями аудиторов:
- утверждены комплекты внутренних организационно-распорядительных документов, устанавливающие порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований;
- созданы специализированные подразделения по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия (далее - дисциплинарная комиссия);
- организована работа по применению мер дисциплинарного воздействия.
Вместе с тем мероприятиями государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов выявлены случаи:
нарушения сроков направления решения о применении меры дисциплинарного воздействия члену саморегулируемой организации аудиторов;
отсутствия в организационно-распорядительных документах отдельных положений, которые определяют: срок размещения на официальных сайтах саморегулируемых организаций аудиторов изменений, внесенных в организационно-распорядительные документы саморегулируемой организации аудиторов по применению мер дисциплинарного воздействия; порядок контроля соблюдения аудиторской организацией, аудитором, в отношении которых принято решение о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов, требований, установленных частями 3 и 4 статьи 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в отношении ограничения прав аудиторской организации, аудитора в течение всего срока действия такого решения; срок уведомления лица, направившего жалобу на действия члена саморегулируемой организации аудиторов, о заседании дисциплинарной комиссии, на котором будет рассматриваться его жалоба; досудебный порядок рассмотрения жалобы лица, исключенного из членов саморегулируемой организации аудиторов, на необоснованность принятого постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации аудиторов решения об исключении этого лица из членов саморегулируемой организации аудиторов и порядок принятия решения по такой жалобе; срок направления в постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации аудиторов рекомендаций дисциплинарной комиссии об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов и об исключении из членов саморегулируемой организации аудиторов; срок рассмотрения постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации аудиторов рекомендаций дисциплинарной комиссии об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов и об исключении аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов; срок рассмотрения постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации аудиторов жалоб на решения дисциплинарной комиссии о применении мер дисциплинарного воздействия, в том числе по результатам рассмотрения жалоб; срок рассмотрения жалоб дисциплинарной комиссией; право любого члена саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, работников саморегулируемой организации и (или) решениями органов управления саморегулируемой организации оспаривать такие действия (бездействия) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда;
включения в организационно-распорядительные документы по вопросам применения мер дисциплинарного воздействия, рассмотрения жалоб: возможности отмены (погашения) принятых мер дисциплинарного воздействия; неоправданно длительных сроков рассмотрения жалоб; необоснованных ограничений в приеме к рассмотрению жалоб;
несоблюдения установленного срока в отношении: рассмотрения дисциплинарной комиссией жалоб; рассмотрения постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации аудиторов рекомендаций дисциплинарной комиссии о приостановлении членства аудиторской организации и жалоб на дисциплинарную комиссию; направления аудиторской организации, аудитору, в отношении которых рассматривалось дело о применении меры дисциплинарного воздействия, решения дисциплинарной комиссии; уведомления лица, обжалующего решение дисциплинарной комиссии, о заседании постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов; возбуждения дисциплинарной комиссией дисциплинарного дела; передачи материалов внешнего контроля качества работы в дисциплинарную комиссию;
несоответствия оснований для применения меры дисциплинарного воздействия, указанных в решении дисциплинарной комиссии, основаниям, указанным в протоколе заседания дисциплинарной комиссии;
отсутствия контроля соблюдения аудиторской организацией, аудитором, в отношении которых принято решение о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов, требований, установленных частями 3 и 4 статьи 20 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в отношении ограничения прав аудиторской организации, аудитора в течение всего срока действия такого решения;
нерассмотрения структурными подразделениями саморегулируемой организации аудиторов, инициировавшими рассмотрение дела в дисциплинарной комиссии, информации членов саморегулируемой организации аудиторов об устранении выявленных нарушений по выданным предписаниям и предупреждениям, и неуведомления дисциплинарной комиссии;
отсутствие постоянного и систематического контроля за работой по применению мер дисциплинарного воздействия, по рассмотрению жалоб;
неисполнение отдельных решений Совета по аудиторской деятельности по вопросам применения мер воздействия;
отсутствие в отчетах о деятельности саморегулируемой организации аудиторов, раскрывающих вопросы деятельности дисциплинарной комиссии, анализа и оценки применения мер дисциплинарного воздействия и оказываемого этими мерами влияния на деятельность аудиторских организаций, аудиторов.
3.2. Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов
Мероприятия государственного контроля (надзора) в части рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов показали, что саморегулируемыми организациями аудиторов:
- утверждены комплекты внутренних организационно-распорядительных документов, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов;
- организована работа по рассмотрению жалоб.
Вместе с тем проведенный в 2016 г. анализ практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов выявил ряд проблем, связанных с организацией работы саморегулируемых организаций аудиторов по данному вопросу:
1) организационно-распорядительные документы саморегулируемых организаций аудиторов не в полном объеме обеспечивают регламентацию процедур, связанных с рассмотрением жалоб, не содержат или содержат неоправданно длительные сроки исполнения установленных процедур;
2) саморегулируемые организации аудиторов неоправданно долго рассматривают жалобы;
3) в саморегулируемых организациях аудиторов не налажен систематический и результативный контроль работы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов со стороны органов управления, в том числе коллегиальных.
3.3. Периодичность проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи несоблюдения периодичности проведения плановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
3.4. Обеспечение саморегулируемой организацией аудиторов доступа к информации
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
размещения на официальных сайтах саморегулируемых организаций аудиторов неактуальной информации: о содержании стандартов и правил; о количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов, в том числе штатных должностях членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов по основному месту работы;
размещения на официальных сайтах саморегулируемых организаций аудиторов неполной информации об исках и о заявлениях, поданных саморегулируемой организацией аудиторов в суды;
несвоевременного размещения на официальных сайтах саморегулируемых организаций аудиторов: информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов; информации о фактах осуществления (неосуществления) выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации аудиторов и об основаниях таких выплат; информации о решениях принятых общим собранием членов саморегулируемой организации аудиторов; годового отчета о состоянии внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов; годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов и аудиторского заключения в отношении указанной отчетности.
3.5. Ведение Реестра
Саморегулируемыми организациями аудиторов принят комплекс внутренних организационно-распорядительных документов, обеспечивающих реализацию требований в отношении ведения Реестра, определены процедуры ведения и хранения Реестра, перечни включаемых в Реестр сведений, порядок раскрытия информации, порядок получения заинтересованными лицами выписок из Реестра, подразделения и уполномоченные лица, ответственные за ведение Реестра. Создана техническая база ведения Реестра.
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи:
невыполнения отдельными аудиторскими организациями - членами саморегулируемых организаций аудиторов требования к численности аудиторов;
невыполнения отдельными аудиторскими организациями - членами саморегулируемых организаций аудиторов требования к лицу, являющемуся единоличным исполнительным органом аудиторской организации;
нарушения сроков внесения сведений о применении меры воздействия в Реестр, а также невнесение таких сведений в Реестр;
нарушения сроков передачи информации в Минфин России для внесения сведений в контрольный экземпляр Реестра.
3.6. Внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, внесенные в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов
В ходе государственного контроля (надзора) выявлены случаи несвоевременного представления в Минфин России сведений об изменениях в сведениях о некоммерческой организации, внесенных в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.
4. Выводы и предложения по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов
По результатам проведенного обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов можно сделать следующие выводы и предложения:
1) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов обеспечивает своевременное выявление и устранение нарушений и недостатков в исполнении обязательных требований к этим организациям, и тем самым защиту интересов членов этих организаций;
2) Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты, обеспечивают правовую основу деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и выполнения ими возложенных на них функций, а также осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
3) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов выявил нарушения и недостатки в осуществлении проверенными саморегулируемыми организациями аудиторов возложенных на них Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и принятых в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами функций. Выявленные нарушения и недостатки касались, в частности, организации соответствующей деятельности саморегулируемых организаций аудиторов и внутреннего контроля за ней;
4) нормативные правовые акты, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, не содержат устаревших, избыточных и дублирующих требований;
5) в саморегулируемых организациях аудиторов осуществлена недостаточная детализация порядка и сроков применения мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований, рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов, что вносит неопределенность в деятельность саморегулируемых организаций аудиторов и ее членов, не позволяет оперативно применять меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов, допустивших нарушения установленных требований, рассматривать жалобы на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов;
6) сохраняется формальный подход при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов, недостаточное применение мер воздействия к аудиторским организациям, включая их руководителей, аудиторам, допустившим нарушения установленных требований;
7) формальный подход и длительные сроки рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов оказывают отрицательное влияние на оценку деятельности саморегулируемых организаций аудиторов со стороны членов саморегулируемых организаций аудиторов, пользователей аудиторских услуг и иных заинтересованных лиц;
8) низкая эффективность воздействия саморегулируемых организаций аудиторов на своих членов в отношении качества оказываемых последними услуг является, в том числе, следствием недостаточной работы саморегулируемых организаций аудиторов по применению мер дисциплинарного воздействия, рассмотрению жалоб;
9) распространение действия Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на саморегулируемые организации аудиторов, а также на иные саморегулируемые организации, членство в которых является обязательным, будет способствовать повышению ответственности саморегулируемых организаций в данном вопросе, а также создаст реальный механизм взаимодействия третьих лиц с саморегулируемыми организациями;
10) саморегулируемым организациям аудиторов необходимо принять дополнительные меры, направленные на повышение эффективности их работы по ведению Реестра, включающие: организацию и осуществление систематического анализа сведений, содержащихся в Реестре, и принятие на их основе необходимых мер реагирования; осуществление органами управления, в том числе коллегиальными, саморегулируемых организаций аудиторов контроля осуществления исполнительными органами этих саморегулируемых организаций аудиторов работы по ведению Реестра; усиление контроля за соблюдением аудиторскими организациями, аудиторами установленных требований к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
11) несвоевременное размещение информации на официальных сайтах саморегулируемых организаций аудиторов, а также размещение неактуальной и неполной информации свидетельствует об отсутствии должной организации работы по данному вопросу и контроля за ним в саморегулируемых организациях аудиторов, ограничивает заинтересованных лиц в получении своевременной и полной информации о деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.
_____________________________
* До 18 августа 2016 г. - некоммерческое партнерство "Московская аудиторская палата".
** До 11 октября 2016 г. - некоммерческое партнерство "Аудиторская Ассоциация Содружество".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проанализирована правоприменительная практика контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за работой СРО аудиторов в 2016 г.
В частности, отражены вопросы применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО; ведения реестра СРО; рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аудиторских организаций, аудиторов. Сделан ряд выводов и предложений.
Так, контроль (надзор) за деятельностью СРО обеспечивает своевременное выявление и устранение нарушений и недостатков в исполнении обязательных требований к этим организациям, и тем самым защиту интересов членов. Акты, соблюдение которых проверяется, не содержат устаревших, избыточных и дублирующих требований.
СРО необходимо принять дополнительные меры, направленные на повышение эффективности их работы по ведению реестра, по контролю за соблюдением установленных требований к членству.
Приказ Минфина России от 4 августа 2017 г. N 582 "Об утверждении Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов за 2016 г."
Текст приказа официально опубликован не был