Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 июля 2017 г. N 21-КГ17-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 июля 2017 г. гражданское дело по иску Гребнева В.В. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконными действий подкомиссии, признании незаконным и отмене решения комиссии в части отказа в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из четырёх человек по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности - Эндреевой Л.М. на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Тхамитлоковой И.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя истца Гребнева В.В. - адвоката Калмыкова А.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Гребнев В.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике) о признании незаконными действий подкомиссии, признании незаконным и отмене решения комиссии в части отказа в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из четырёх человек.
В обоснование заявленных требований Гребнев В.В. указал, что с 1998 года проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 18 лет.
4 декабря 2013 г. Гребнев В.В. обратился к директору ФСИН России с рапортом с приложением необходимых документов о принятии его и членов его семьи (супруги, сына и дочери) на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно выписке из протокола N 4 от 10 декабря 2013 г. заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, постановлено принять и подготовить документы для направления их в ФСИН России для принятия решения о постановке Гребнева В.В. с составом семьи из четырёх человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Решением комиссии ФСИН России от 27 октября 2015 г. N 71 по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Гребневу В.В. отказано в постановке на учёт для получения указанной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, а также в связи с непредоставлением необходимых документов согласно перечню, предусмотренному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
По мнению Гребнева В.В., решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке его на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по указанным основаниям является незаконным.
Представитель ответчиков в суде исковые требования не признал.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2016 г. исковые требования Гребнева В.В. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение комиссии ФСИН России от 27 октября 2015 г. N 71 в части отказа Гребневу В.В. в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 27 октября 2015 г., обязал ФСИН России поставить Гребнева В.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из четырёх человек с даты подачи рапорта. В удовлетворении требований об отмене решения комиссии ФСИН России от 27 октября 2015 г. N 71 и признании незаконными действий подкомиссии УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ФСИН России и УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике по доверенности - Эндреевой Л.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований Гребнева В.В. в полном объёме.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя ФСИН России и УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике 31 марта 2017 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 23 июня 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Гребнев В.В., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела судом кассационной инстанции в его отсутствие, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и письменные возражения на неё истца Гребнева В.В., заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Гребнев В.В. с 1998 года проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 16 лет.
Гребнев В.В и его супруга - Гребнева Л.З. постоянно зарегистрированы и проживают в жилом доме, расположенном по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, ..., что подтверждается выпиской из домовой книги и копией финансового лицевого счёта. Указанное жилое помещение площадью 117,8 квадратных метра принадлежит на праве долевой собственности (1/2 доли в праве) матери Гребнева В.В. - Гребневой Л.С., которая также зарегистрирована в названном доме, и Хамис М.С.Д. (в родственных отношениях с членами семьи Гребнева В.В. не состоит). Дети Гребнева В.В. (сын - Гребнев Р.В., дочь - Гребнева К.В.) в указанном жилом помещении на момент возникновения спорных правоотношений, как установлено судом, зарегистрированы не были.
4 декабря 2013 г. Гребнев В.В. обратился к директору ФСИН России с рапортом с приложением необходимых документов о принятии его и членов его семьи (супруги, сына и дочери) на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно выписке из протокола N 4 от 10 декабря 2013 г. заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной выплаты сотрудникам, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике, постановлено принять и подготовить документы для направления их в ФСИН России для принятия решения о постановке Гребнева В.В. с составом семьи из четырёх человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Решением комиссии ФСИН России от 27 октября 2015 г. (выписка из протокола N 71) по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Гребневу В.В. отказано в постановке на учёт для получения указанной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, а также в связи с непредоставлением необходимых документов согласно перечню, предусмотренному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, (не представлены документы на имевшиеся у истца и членов его семьи объекты недвижимого имущества, а также сведения о регистрации детей Гребнева В.В.).
При этом комиссией был произведён расчёт жилой площади с целью определения обеспеченности Гребнева В.В. и членов его семьи жильём исходя из площади жилого помещения, в котором они проживают - 117, 8 квадратных метра и количества зарегистрированных в названом жилом помещении лиц - 3 человека (истец, мать истца - Гребнева Л.С. и супруга истца - Гребнева Л.З.).
Поскольку на момент рассмотрения комиссией ФСИН России вопроса о возможности постановки Гребнева В.В. с составом семьи из четырёх человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья дети Гребнева В.В. (сын - Гребнев Р.В., дочь - Гребнева К.В.) не были зарегистрированы в названном жилом помещении и данные о месте их регистрации Гребневым В.В. в комиссию не представлены, комиссия пришла к выводу об отказе в постановке Гребнева В.В. и членов его семьи на учёт для получения указанной выплаты ввиду их обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Удовлетворяя исковые требования Гребнева В.В. о признании незаконным решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании ФСИН России поставить истца на учёт для получения спорной выплаты с составом семьи из четырёх человек, суд пришёл к выводу о том, что Гребнев В.В. и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 квадратных метров на одного члена семьи. При этом суд исходил из того, что при определении обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения необходимо исходить из площади, занимаемой семьёй истца (супруга истца, его мать и двое детей), равной 62,9 квадратных метра. Суд указал, что на каждого члена семьи истца, состоящей из пяти человек, приходится 12, 58 квадратных метра общей площади жилого помещения, в котором они проживают, в связи с чем имеются основания для постановки его на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Суд также со ссылкой на статью 20 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что отсутствие регистрации детей Гребнева В.В. в названном жилом помещении не может являться основанием для исключения их из расчёта при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и отказа в постановке истца на учёт для получения спорной выплаты, поскольку в силу данной нормы местом жительства несовершеннолетних детей признаётся место жительства их родителей.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Закон) было предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).
Принятие сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведённых нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определённых частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учёт при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определён перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учёт по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, даёт право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учёт.
Как установлено судом, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Гребнева В.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты послужило то обстоятельство, что на момент рассмотрения комиссией ФСИН России вопроса о возможности постановки Гребнева В.В. с составом семьи из четырёх человек на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья дети Гребнева В.В. (сын - Гребнев Р.В., дочь - Гребнева К.В.) не были зарегистрированы в названном жилом помещении и данные о месте их регистрации Гребневым В.В. в комиссию не представлены, в связи с чем комиссия пришла к выводу об отказе в постановке Гребнева В.В. и членов его семьи на учёт для получения указанной выплаты ввиду их обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке Гребнева В.В. на учёт для получения единовременной социальной выплаты, суд пришёл к выводу о том, что отсутствие регистрации детей Гребнева В.В. в жилом помещении не может являться основанием для исключения их из расчёта при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и отказа в постановке истца на учёт для получения спорной выплаты, поскольку в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних детей признаётся место жительства их родителей.
Между тем, в силу приведённого выше правого регулирования комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учёт на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке. Поскольку Гребневым В.В., претендующим на получение спорной выплаты, в комиссию ФСИН России не были представлены документы, содержащие необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (детей), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что является неправомерным вывод судебных инстанций о достаточности факта совместного проживания детей Гребнева В.В. с родителями для решения вопроса о включении их в расчёт при определении обеспеченности членов семьи истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи при принятии комиссией решения о постановке Гребнева В.В. на учёт для получения спорной выплаты.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что у комиссии ФСИН России не имелось правовых оснований для отказа Гребневу В.В. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты сделаны без учёта норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, об удовлетворении исковых требований Гребнева В.В. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 июля 2017 г. N 21-КГ17-5
Текст определения официально опубликован не был