Определение Верховного Суда РФ от 9 августа 2017 г. N 304-КГ17-10519
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
изучив кассационную жалобу от 14.06.2017 Министерства экономики Омской области (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Омской области от 19.10.2016 по делу N А46-2217/2016, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.04.2017 по тому же делу
по заявлению Министерства к Управлению Федерального казначейства по Омской области, Федеральному казначейству (в порядке правопреемства от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора) о признании незаконными представления, акта и распоряжения, вынесенных по итогам проверки использования средств федерального бюджета,
установила:
в период с 23.06.2015 по 03.08.2015 в Министерстве была проведена проверка использования средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" за 2014 год.
По результатам проверки Министерством получено представление от 01.10.2015 N 52-03-10/1877 и акт выездной проверки от 14.08.2015, в которых отражен ряд допущенных нарушений бюджетного законодательства, выразившихся, в частности, в невозвращении в федеральный бюджет остатков целевых средств (субсидий) в сумме 14 196 796 руб. 96 коп. Министерство обжаловало данные акты в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Распоряжением от 02.02.2016 жалоба оставлена без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.10.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017, в удовлетворении требования Министерства о признании незаконным представления от 01.10.2015 N 52-03-10/1877 отказано; производство по требованию о признании недействительным распоряжения от 02.02.2016 прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.04.2017 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены в силе.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм бюджетного законодательства.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как установлено судами, Омской области из федерального бюджета на основании соглашения, заключенного Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Омской области, предоставлены субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Субсидии по мероприятию, связанному с предоставлением грантов начинающим субъектам малого предпринимательства, перечислены Министерством Омскому региональному фонду поддержки и развития малого предпринимательства (далее - фонд) по целевому назначению - предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела.
Как установлено проверкой, выделенные денежные средства не были использованы фондом в полном объеме. Остаток субсидии в размере 14 196 796 руб. 96 коп. не отражен в отчете Министерства о фактических расходах по бюджетным средствам на 01.01.2015 и не возвращен в установленном порядке в федеральный бюджет.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 78, 78.1, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 23 Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2015 годов", статьями 10, 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пунктами 7, 25.1, 26 Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках программы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178, суды нашли оспариваемое представление законным и обоснованным.
В кассационной жалобе заявитель, не соглашаясь с выводами судов, указывает, что остатков целевых средств, предоставленных в рамках названной программы, на счетах Министерства не имеется. Спорная денежная сумма размещена на счетах фонда, который является некоммерческой организацией. Фонд не относится к числу участников бюджетного процесса, в силу чего предоставленные ему денежные средства субсидии не имеют статуса бюджетных средств и на них не распространяются требования бюджетного законодательства. После зачисления на счет фонда средства субсидии становятся его собственностью, имеющей целевое использование, что исключает их возврат в федеральный бюджет.
Указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой, апелляционной и кассационной инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судами отмечено, что взаимоотношения Министерства и фонда представляют определенную схему доведения средств субсидии до получателей и реализации их прав на получение грантов, однако существо правоотношений по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджету субъектов при этом не изменяется.
Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств дела, что в силу статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации как суда кассационной инстанции.
Ссылка в жалобе на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку названные в ней судебные акты вынесены по иным обстоятельствам, не сопоставимым с обстоятельствами настоящего дела.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определила:
отказать в передаче кассационной жалобы Министерства экономики Омской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 9 августа 2017 г. N 304-КГ17-10519 по делу N А46-2217/2016
Текст определения официально опубликован не был