Решение Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N АКПИ17-509
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Стратиенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации Международной общественной организации "Международное общество месхетинских турок "Ватан", установил:
Международная общественная организация "Международное общество месхетинских турок "Ватан" (далее - Организация) создана на первой учредительной конференции 18 мая 1990 г. с наименованием Всесоюзное общество месхетинских турок "Ватан" и зарегистрирована Министерством юстиции СССР 25 февраля 1991 г.
20-21 ноября 1992 г. на 1-м Съезде Всесоюзного общества месхетинских турок "Ватан" утверждено новое наименование Организации - Международное общество месхетинских турок "Ватан" и принята новая редакция Устава Международного общества месхетинских турок "Ватан" (далее - Устав). Устав зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 17 января 1994 г.
12-14 марта 1997 г. на 2-м Съезде Организации утверждено ее новое наименование - Общественная организация - Международное общество месхетинских турок "Ватан" и внесены изменения и дополнения в Устав, зарегистрированные Минюстом России 8 августа 1997 г.
Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 9 марта 2004 г., основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1047746002809.
Новое наименование Организации - Международная общественная организация "Международное общество месхетинских турок "Ватан" утверждено 12 ноября 2011 г. на 6-м Съезде, на котором также вновь внесены изменения в Устав, зарегистрированные Минюстом России 15 июня 2012 г. Изменения внесены в ЕГРЮЛ 22 июня 2012 г. (ГРН 2127799082960).
Редакция Устава Организации, утвержденная 12 ноября 2011 г. на 6-м Съезде, является действующей.
Минюст России обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации ввиду осуществления ею деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона и иных правовых актов.
В судебном заседании представители Минюста России Дьячкова Т.Ю. и Косарев С.И. поддержали заявленное требование.
В письменных возражениях на административный иск Организация указала, что установленные Минюстом России нарушения не являются грубыми и не могут служить основанием для ликвидации общественного объединения.
В судебном заседании представители Организации Кубанова А.М. и Алиев Ж.К. поддержали изложенную в возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).
В соответствии со статьей 47 Федерального закона N 82-ФЗ международным признается общественное объединение, образованное в Российской Федерации, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение - организация, отделение или филиал и представительство. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация международных общественных объединений, международных союзов (ассоциаций) международных общественных объединений в Российской Федерации осуществляются в общем порядке, предусмотренном для общественных объединений этим Федеральным законом и другими федеральными законами. Организации, отделения или филиалы и представительства международных общественных объединений создаются и осуществляют свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Основания ликвидации общественного объединения по решению суда закреплены в части первой статьи 44 названного Закона, согласно которой общественное объединение может быть ликвидировано решением суда в случае нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Заявление в суд о ликвидации международного общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации (часть третья статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ).
Поименованный Федеральный закон возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям, при осуществлении которого он вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (часть вторая статьи 38).
Таким органом в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, является Минюст России.
В период с 7 ноября по 2 декабря 2016 г. на основании распоряжения Минюста России от 1 сентября 2016 г. N 1247-р проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации, по результатам которой 2 декабря 2016 г. составлен акт проверки (далее - Акт проверки).
12 сентября 2016 г. по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ): 115583, г. Москва, ул. Елецкая, д. 26, было направлено уведомление о проведении документарной проверки N 11-104832/16 (далее - Уведомление), которое вернулось с отметкой Почты России "истек срок хранения" и впоследствии 19 октября 2016 г. получено на руки Председателем Организации Алиевым Ж.К.
Во исполнение требований, изложенных в Уведомлении, Организация представила в Минюст России документы для проверки согласно актам приема-передачи документов 7 ноября 2016 г., 11 ноября 2016 г. и 21 ноября 2016 г.
Поскольку к дате (7 ноября 2016 г.), указанной в Уведомлении, документы для проверки представлены Организацией не в полном объеме, 14 ноября 2016 г. в отношении Организации составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлен на рассмотрение мировому судье.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 45 района "Орехово-Борисово Южное" г. Москвы от 7 декабря 2016 г. Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 3000 (трех тысяч) рублей.
Акт проверки направлен в адрес Правления Организации по указанному выше адресу, но вернулся в Минюст России с отметкой Почты России "отсутствие адресата по указанному адресу".
Также по результатам проверки в адрес Правления Организации Минюстом России вынесено и направлено письменное представление от 2 декабря 2016 г., обязывающее Организацию устранить указанные в Акте проверки нарушения в срок до 31 января 2017 г. и направить в Минюст России документы, подтверждающие устранение нарушений, которое вернулось с отметкой Почты России "истек срок хранения".
Копия акта проверки и копия представления получены на руки представителем Организации по доверенности Кубановой А.М. 12 декабря 2016 г.
Документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в установленный срок в Минюст России не представлены.
Учитывая, что в установленный срок нарушения Организацией не были устранены, в соответствии со статьей 42 Федерального закона N 82-ФЗ распоряжением Минюста России от 3 февраля 2017 г. N 151-р деятельность Организации была приостановлена на срок до 15 мая 2017 г., о чем Организации было сообщено в письме от 7 февраля 2017 г. N 11-14458/17, которое вернулось с отметкой Почты России "истек срок хранения".
Информация о приостановлении деятельности Организации 6 марта 2017 г. направлена Председателю Организации Алиеву Ж.К. на адрес электронной почты momt-vatan@bk.ru.
11 мая 2017 г. в целях устранения нарушений, указанных в Акте проверки, в Минюст России представлены документы для внесения изменений в устав Организации, в государственной регистрации которых в соответствии с пунктами 1 и 2 части первой статьи 23 Федерального закона N 82-ФЗ отказано.
15 мая 2017 г. в Минюст России также представлены документы для устранения остальных нарушений, указанных в Представлении, по результатам рассмотрения которых установлено, что выявленные проверкой нарушения устранены частично, о чем Организации было сообщено письмом от 25 мая 2017 г. N 11-62476/17.
Из материалов дела следует, что Организацией до настоящего времени ряд нарушений не устранены.
В соответствии с частью первой статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.
В нарушение приведенных требований закона и Устава Организацией на проверку не представлены: ежегодные отчеты ревизионной комиссии за проверяемый период, а также документы, определяющие ее порядок деятельности и полномочия (пункты 4.3, 4.5 Устава); решения Совета по утверждению годового плана, годового отчета, годового бухгалтерского баланса, финансового плана, смет доходов и расходов Организации (пункт 3.11 Устава); документы, подтверждающие проведение Организацией в 2013-2016 гг. мероприятий, направленных на достижение уставных целей; план счетов за 2013, 2014, 2015 гг.; документы о том, что сайт http://momt-vatan.com, на котором размещены Устав и свидетельство о регистрации Организации, является сайтом Организации; отчет об использовании имущества за 2015 год.
В нарушение пункта 4.1 Устава, согласно которому членами ревизионной комиссии (Ревизором) не могут быть члены Совета, Правления, должностные лица Организации и штатные работники Организации, на 8-м Съезде 21 ноября 2015 г. членом Совета и ревизионной комиссии избрано одно и тоже лицо: Бади(ы)ров Т.Т.
Как следует из списка членов органов управления Организации от 8 ноября 2016 г., в состав Совета и ревизионной комиссии Организации входят следующие лица: Асланов Т.М., Мусадин С., Гульахмедов X., Ревазашвили М., Алиев А.А., Фахратов М.А., Репатов X., Сарваров М.Ю., Саидов А.С. и Латчинов Д.М., Алатдинов О.С., решение об избрании которых на 8-м Съезде 21 ноября 2015 г. не принималось.
Решение о досрочном прекращении полномочий членов Совета Организации: Изнулова К.М., Сажарова М.З., Ильясова М.А., Паратова У.М., Джабирова К.Д., Мавлюдова А.А., Бадирова Т.Т., Аббасова Б.М., Алиева Р.Х., а также членов ревизионной комиссии: Бадырова Т.Т., Ашрапова Д.А., избранных на заседании 8-го Съезда, отсутствует.
В соответствии со списком членов органов управления Организации от 8 ноября 2016 г. Правление Организации состоит из 5 (пяти) членов, тогда как на 8-м Съезде 21 ноября 2015 г. в состав Правления было избрано 6 членов. Решение о досрочном прекращении полномочий Алатдинова А. в качестве члена Правления отсутствует.
На 8-м Съезде Организации были избраны председатель Правления и председатель ревизионной комиссии Организации, что подтверждается протоколом от 21 ноября 2015 г. Однако Уставом таких должностей не предусмотрено.
Организацией не соблюдалась периодичность проведения заседаний Правления и заседаний Совета, предусмотренная пунктами 3.6, 3.10 Устава (не реже одного раза в год).
В представленном протоколе заседания Правления от 28 марта 2015 г. отсутствуют сведения о соблюдении положений Устава о правомочности (кворума) заседания Правления, а в протоколе заседания Совета от 27 января 2015 г. не указан список участвующих в нем лиц.
В нарушение пунктов 5.1-5.14 Устава, которыми не предусмотрено создание местных отделений, Организация имеет Мартыновское местное отделение и Сальское местное отделение.
В представленном реестре членов Организации содержатся сведения об Алиеве А. и Репатове X., которые решением Совета от 27 января 2015 г. исключены из числа ее членов, что свидетельствует о ненадлежащем учете членов Организации и представлении недостоверной информации.
Членами Организации в нарушение пунктов 6.8, 7.1 Устава не вносятся членские взносы, что подтверждается финансово-бухгалтерскими документами.
В 2013 и 2014 годах Организацией не были опубликованы отчеты об использовании имущества и не предоставлены сведения об обеспечении доступности ознакомления с указанными отчетами.
Согласно отчету о деятельности за 2015-2016 гг. при Правлении Организации создан женский оргкомитет, не предусмотренный Уставом.
Организацией не представлены карточки счетов: 51, 71, 68, 86, 91, 99 - за 2014 год, карточки счетов: 60, 68, 71, 86, 91, 97, 99 - за 2015 год.
Организацией дважды - 7 и 21 ноября 2016 г. - на проверку были представлены оборотно-сальдовые ведомости за 2013-2016 гг. При этом оборотно-сальдовые ведомости по акту приема-передачи документов от 7 ноября 2016 г. являются нулевыми, а в оборотно-сальдовых ведомостях за период 2013-2015 гг., представленных по акту приема-передачи документов от 21 ноября 2016 г., показано движение денежных средств в Организации за указанный период.
За 2013 год Организацией представлены оборотно-сальдовые ведомости по счетам, а также карточки счетов: 51, 71, 86, 91, 99. Однако первичные учетные документы, в том числе банковские документы, подтверждающие получение и использование денежных средств, Организацией представлены не были. В частности, не представлено документов, подтверждающих получение 19 марта 2013 г. добровольного взноса от Халилова Ш.А. в размере 20 тыс. руб. и выдачу под отчет Алиеву Ж.К. 31 июля 2013 г. денежных средств в размере 10 тыс. руб.
Устав Организации содержит противоречивые положения в пунктах 3.7 и 3.9 относительно компетенции Правления и Совета. Пунктами 3.5 и 3.7 Устава предусмотрено, что Правление Организации - это выборный постоянно действующий коллегиальный руководящий орган Организации, осуществляющий права юридического лица от ее имени и исполняющий обязанности в соответствии с Уставом. Вместе с тем согласно пункту 3.9 Устава Совет (выборный постоянно действующий коллегиальный орган Организации) также организует и руководит всей деятельностью Организации и правомочен решать любые вопросы ее деятельности, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции Съезда.
Также Уставом Организации не определены вопросы исключительной компетенции Общего собрания регионального отделения, а также порядок принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Общего собрания регионального отделения.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты нарушений законодательства Российской Федерации и Устава, изложенные в административном исковом заявлении подтверждаются материалами дела: документами, представленными административным ответчиком в Минюст России для проведения проверки, Актом проверки, Представлением, распоряжением Минюста России о приостановлении деятельности Организации от 3 февраля 2017 г., Уставом, копиями протоколов Съезда, копией постановления мирового судьи о привлечении Организации к административной ответственности.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона N 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.
Представление и распоряжение о приостановлении деятельности Организации Минюста России в судебном порядке не обжаловались, а указанные выше нарушения Федерального закона N 82-ФЗ и Устава, нарушения, изложенные в Представлении и послужившие основанием для приостановления Минюстом России деятельности Организации до 15 мая 2017 г., не устранены Организацией до настоящего времени.
Не оспорено в судебном порядке и решение Минюста России об отказе в регистрации изменений, внесенных в Устав.
Неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием ликвидации общественного объединения (статья 44 Федерального закона N 82-ФЗ).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для ликвидации Организации.
Несостоятельны доводы административного ответчика о том, что выявленные Минюстом России в ходе проверки нарушения, не устраненные до настоящего времени, не являются грубыми, в связи с чем не могут служить основанием для ликвидации Организации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
Принимая во внимание, что Устав Организации содержит противоречивые положения и требует внесения в него изменений, а формирование руководящих органов Организации: Правления, Совета, а также ревизионной комиссии, установление их компетенции, учет членов Организации осуществляется в соответствии с Уставом, устранить изложенные выше нарушения законным способом не представляется возможным, в связи с чем эти нарушения следует отнести к грубым.
Кроме того, самостоятельным основанием для ликвидации Организации послужило неустранение в установленный срок нарушений, послуживших основанием для приостановления ее деятельности.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Международную общественную организацию "Международное общество месхетинских турок "Ватан" и ее структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N АКПИ17-509
Текст решения официально опубликован не был