Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 г. N 32-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе Ермолаева А.В. на решение Саратовского областного суда от 18 апреля 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании неправомочным состава депутатов Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области и возложении обязанности назначить выборы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ермолаев А.В. обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области и территориальной избирательной комиссии Ртищевского муниципального района Саратовской области о признании неправомочным состава депутатов представительного органа муниципального образования и возложении обязанности назначить выборы, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что в нарушение Устава Ртищевского муниципального района Саратовской области формирование Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области пятого созыва из глав поселений и депутатов муниципальных образований муниципального района нарушает право административного истца избирать депутатов в Собрание депутатов Ртищевского муниципального района, а также быть избранным на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Как утверждал административный истец, решение территориальной избирательной комиссии о подтверждении полномочий депутатов Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области пятого созыва не принималось и опубликовано не было. Представительным органом Ртищевского муниципального района Саратовской области четвертого созыва не было принято решение о назначении выборов.
Кроме того, административный истец полагал, что, исходя из абзаца второго части 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", изменения, внесенные Советами поселений в их Уставы в части делегирования глав поселений и депутатов в Собрание депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области, вступают в силу после истечения срока полномочий представительных органов муниципальных образований Ртищевского муниципального района, то есть после сентября 2018 года.
В связи с изложенным административный истец просил признать неправомочным состав депутатов Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области пятого созыва, установить, что данное Собрание депутатов продолжает функционировать до конца срока, на который оно было сформировано, а также возложить на Собрание депутатов Ртищевского муниципального образования Саратовской области обязанность в срок с 25 июня 2018 года до 5 июля 2018 года принять решение о назначении выборов депутатов.
Решением Саратовского областного суда от 18 апреля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Ермолаев А.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Собранием депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области, территориальной избирательной комиссией Ртищевского муниципального района Саратовской области, а также прокурором, участвующим в административном деле, представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее и письменного заключения прокурора Генеральной прокуратуры Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Порядок формирования и срок полномочий представительных органов муниципальных районов в Саратовской области определяет Закон Саратовской области от 29 октября 2014 года N 131-ЗСО "О порядке формирования и сроке полномочий представительных органов муниципальных районов в Саратовской области".
Представительный орган муниципального района в соответствии с уставом муниципального района формируется путем избрания на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава (статья 1 указанного закона Саратовской области).
Согласно положениям статей 19 и 21 Устава Ртищевского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 года, представительным органом Ртищевского муниципального района является Собрание депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области, в исключительной компетенции которого находится принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
28 января 2015 года Собранием депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области принято решение N 2-6 "О внесении изменений и дополнений в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области", которым статья 76 Устава дополнена частями 5, 6, 7 и 8, которыми, в том числе, определен способ формирования Собрания депутатов муниципального района из числа глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава.
18 марта 2016 года Собранием депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области было принято решение N 4-23 "О внесении изменений и дополнений в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области", которым, в том числе, продлен срок полномочий депутатов четвертого созыва до истечения срока их полномочий.
Данные изменения в установленном порядке зарегистрированы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области и опубликованы.
Суд первой инстанции со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 18 мая 2011 года N 9-П и 1 декабря 2015 года N 30-П, обоснованно пришел к выводу о том, что внесенные решениями Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области в Устав Ртищевского муниципального района Саратовской области изменения, касающиеся порядка формирования представительного органа из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в данный муниципальный район, избранных населением на муниципальных выборах, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Ссылка административного истца на нарушение его избирательных прав при принятом порядке формирования Собрания депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области не соответствует действительности, поскольку Собрание депутатов формируется из числа депутатов поселений и глав соответствующих поселений, ранее избранных населением на муниципальных выборах.
Как следует постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 9-П, представительный орган муниципального района, сформированный из представителей поселений, сохраняет устойчивую публично-правовую связь с населением, поскольку входящие в его состав главы поселений и депутаты представительных органов поселений приобретают свои полномочия на основе волеизъявления населения, подконтрольны ему и перед ним ответственны, обязаны в процессе осуществления публично-властной деятельности, в том числе в случае наделения их правовым статусом депутата представительного органа муниципального района, руководствоваться интересами избравшего их местного сообщества.
Данный порядок формирования установлен положениями пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан в сфере местного самоуправления и не совместимый с требованиями Конституции Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что в состав Ртищевского муниципального района Саратовской области входят: муниципальное образование город Ртищево со статусом городского поселения, Краснозвездинское муниципальное образование со статусом сельского поселения, Макаровское муниципальное образование со статусом сельского поселения, Октябрьское муниципальное образование со статусом сельского поселения, Салтыковское муниципальное образование со статусом сельского поселения, Урусовское муниципальное образование со статусом сельского поселения, Шило-Голицынское муниципальное образование со статусом сельского поселения (статья 1 Закона Саратовской области от 29 декабря 2004 года N 117-ЗСО "О муниципальных образованиях, входящих в состав Ртищевского муниципального района").
Советами вышеназванных муниципальных образований в период с 16 по 18 августа 2016 года приняты решения о внесении изменений в Уставы поселений, в том числе о возможности делегирования глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава, в соответствии с равной независимо от численности населения поселений нормой представительства в Собрание депутатов Ртищевского муниципального района.
По утвержденным положениям в период с 20 по 23 сентября 2016 года Советами поселений Ртищевского муниципального района Саратовской области приняты решения о делегировании глав и депутатов муниципальных образований.
Ермолаев А.В., оспаривая легитимность состава представительного органа муниципального образования, ссылается на нарушения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полагая при этом, что внесенные изменения порядка избрания депутатов вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего муниципальный акт, и, следовательно, избрание пятого состава депутатов должно было проходить в ранее установленном порядке.
Согласно предписаниям статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (абзац первый части 8).
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений (абзац второй части 8 этой же статьи).
Проанализировав изменения, внесенные в Устав муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области 28 января 2015 года и Уставы поселений, суд обоснованно указал, что поскольку принятыми муниципальными правовыми актами структура и полномочия органов местного самоуправления поселений, входящих в состав Ртищевского муниципального района, не изменяются, порядок вступления их в силу определяется абзацем первым части 8 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, Собрание депутатов Ртищевского муниципального района Саратовской области пятого созыва сформировано в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Каких-либо нарушений прав административного истца избирать и быть избранным в органы местного самоуправления суд не установил и в удовлетворении требований Ермолаева А.В. обоснованно отказал.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Саратовского областного суда от 18 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ермолаева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 г. N 32-АПГ17-6
Текст определения официально опубликован не был