Определение Верховного Суда РФ от 17 августа 2017 г. N 309-ЭС17-10598
Судья Верховного Суда Российской Федерации Киселева О.В.,
изучив кассационную жалобу муниципального образования "Пермский муниципальный район" в лице администрации Пермского муниципального района на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.11.2016, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.06.2017 по делу N А50-22514/2016 по иску муниципального образования "Кондратовское сельское поселение" в лице администрации Кондратовского сельского поселения (далее - сельское поселение, истец) к муниципальному образованию "Пермский муниципальный район" в лице администрации Пермского муниципального района (далее - муниципальный район, ответчик) о возложении на ответчика обязанности передать в собственность сельского поселения двухэтажное нежилое здание общей площадью 5 844,6 кв. м, лит. А, с кадастровым номером 59:32:0630006:11423, находящееся по адресу: Пермский край, Пермский район, Кондратовское с/п, д. Кондратово, ул. Карла Маркса, д. 1в, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное учреждение физической культуры и спорта "Красава" Пермского муниципального района Пермского края (далее - учреждение), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, установил:
решением Арбитражного суда Пермского края от 28.11.2016, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 02.06.2017, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Указанных оснований по результатам изучения судебных актов, принятых по делу, и доводов кассационной жалобы заявителя не установлено.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 308.3, 309, 396, 398, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в том числе соглашение от 27.12.2007 N 129 о долевом финансировании инвестиционного проекта "Строительство спортивного комплекса д. Кондратово" (далее - соглашение) с учетом дополнительного соглашения от 24.03.2008, платежные поручения от 26.05.2008 N 480, от 14.07.2008 N 837, от 31.07.2008 N 893, от 28.01.2009 N 8, от 12.02.2010 N 99, от 02.06.2011 N 718, признали иск обоснованным.
При этом суды исходили из того, что в рамках исполнения условий соглашения сельское поселение выполнило в полном объеме обязательства по передаче денежных средств, а муниципальный район, в свою очередь, не исполнил предусмотренное пунктом 3.2.7 соглашения обязательство по передаче объекта в собственность сельского поселения.
Установив, что спорный объект введен в эксплуатацию, существует в натуре и находится во владении ответчика, не выполняющего обязательство по передаче имущества истцу, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у сельского поселения права требовать от муниципального района исполнения обязательства, предусмотренного соглашением.
Довод об избрании сельским поселением ненадлежащего способа защиты нарушенного права неоснователен. Суды, с учетом конкретных фактических обстоятельств дела, пришли к выводу о том, что иск о понуждении исполнения обязательства является надлежащим способом защиты нарушенных прав.
Ссылка на закрепление спорного объекта на праве оперативного управления за учреждением была предметом исследования судов и отклонена, поскольку названное обстоятельство не является препятствием для исполнения муниципальным районом предусмотренного соглашением обязательства.
Утверждение о нарушении положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ссылка на статью 235 ГК РФ не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов. Нормы права, регулирующие вопросы принудительного изъятия имущества у собственника, к спорным правоотношениям не применяются.
Довод о том, что доля сельского поселения составила лишь часть от общего объема финансирования, отклонен судами как не имеющий правового значения применительно к условиям соглашения.
Мнение о необходимости привлечения к участию в деле Правительства Пермского края неосновательно. Суды указали, что настоящий спор не затрагивает прав или законных интересов названного лица.
Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать муниципальному образованию "Пермский муниципальный район" в лице администрации Пермского муниципального района в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
О.В. Киселева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 17 августа 2017 г. N 309-ЭС17-10598 по делу N А50-22514/2016
Текст определения официально опубликован не был