Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 июля 2017 г. N 03-04-06/48140
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке обложения налогом на доходы физических лиц процентного дохода (купона) по облигациям и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Из письма следует, что коммерческий банк заключает с клиентами - физическими лицами депозитарные договоры и договоры на брокерское обслуживание. В рамках договоров на брокерское обслуживание коммерческий банк совершает сделки с облигациями, выпущенными российскими организациями, государственными и муниципальными облигациями. Кроме того, по поручению физических лиц зачисляет на счета ДЕПО облигации, приобретенные клиентами без участия коммерческого банка. Доходы по указанным облигациям, полученные от эмитента, по указанию клиента зачисляются коммерческим банком - депозитарием на текущий счет клиента в коммерческом банке.
Случаи, когда организации при выплате доходов от осуществления операций с ценными бумагами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам признаются налоговыми агентами, перечислены в подпунктах 1-7 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса.
Абзацем пятым пункта 7 статьи 226.1 Кодекса предусмотрено, что исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном главой 23 Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 226.1 Кодекса налоговый агент обязан также исчислить и удержать не полностью удержанные другими лицами, признаваемыми налоговыми агентами в отношении выплачиваемого дохода, суммы налога (при наличии у налогового агента соответствующей информации).
В соответствии с пунктом 10 статьи 226.1 Кодекса налоговый агент обязан удерживать исчисленную сумму налога из рублевых денежных средств налогоплательщика, находящихся в распоряжении налогового агента на брокерских счетах, специальных брокерских счетах, специальных клиентских счетах, специальных депозитарных счетах, номинальных счетах форекс-дилера или на банковских счетах налогового агента - доверительного управляющего, используемых указанным управляющим для обособленного хранения денежных средств учредителей управления, исходя из остатка рублевых денежных средств клиента на соответствующих счетах, сформировавшегося на дату удержания налога.
При этом под выплатой денежных средств в целях указанной статьи понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.
В случае, если коммерческий банк, действуя в качестве депозитария, перечисляет полученный клиентом от эмитента доход в виде купона по облигациям на текущий счет налогоплательщика, без зачисления на вышеуказанные брокерские счета, у налогового агента - депозитария в установленных случаях возникает обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет.
При этом в таком случае, если коммерческий банк, действуя в качестве депозитария, перечисляет по указанию клиента полученный доход минуя брокерские счета непосредственно на текущий счет клиента в коммерческом банке, права распоряжения по которому у брокера не имеется, обязанности удержания сумм налога на доходы физических лиц у коммерческого банка, действующего также в качестве брокера, не возникает.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.