System of standards for occupational safety. Management systems for occupational safety. Evaluation of effectiveness and efficiency
МКС 13.100
Дата введения - 1 января 2018 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ), Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис", ФГБОУ ВО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 "Безопасность труда"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)
За принятие проголосовали
Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по MK (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2017 г. N 471-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.3-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.
5 Введен впервые
Введение
Создание и обеспечение результативного функционирования системы управления охраной труда направлено на достижение ее основной цели - предотвращения связанных с работой случаев травматизма и заболеваемости.
Реализация процессов обеспечения функционирования и совершенствования самой системы управления охраной труда в организации постоянно требует оперативной оценки их эффективности.
Важную роль на практике для принятия решений играет оценка результативности и эффективности систем управления охраной труда с позиций и в терминах экономических расчетов и показателей.
Проведение оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является важнейшей процедурой по реализации современных подходов к регулированию в области охраны труда, в рамках которых постсобытийные "модели штрафных санкций" (выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение правил и требований) постепенно должны смениться упреждающими "моделями профилактического соответствия" (внедрение мероприятий профилактики и предупреждения нарушений и происшествий).
В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки организацией результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, добровольно проводимых на регулярной основе и позволяющих ей принимать обоснованные решения стратегического характера, направленные на улучшение своей деятельности в области охраны труда.
Оценивание результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда - специальный процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства организации достоверной информацией, позволяющей определить соответствие деятельности в области охраны труда совокупности критериев, заданных руководством организации на основании требований национального законодательства, а также для внесения адекватных корректив в систему управления охраной труда на основе таких критериев.
Оценка результативности и эффективности подразумевает постоянный сбор и анализ определенных исходных данных, необходимых для оценки текущего состояния и условий охраны труда, тенденций их изменения со временем, и, при необходимости, идентификации процедур управления, требующих улучшения.
Целями проведения оценки результативности и эффективности системы управления охраной труда являются:
- оценка общей стратегии (политики) организации в области охраны труда и процедур функционирования системы управления охраной труда по предотвращению связанных с работой травм и заболеваний, а также способности системы удовлетворять другим потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного управления, надзора и контроля;
- определение необходимых изменений в процедурах функционирования системы управления охраной труда, включая изменения в политике и в целевых показателях (индикаторах) результативности и эффективности;
- сравнение запланированных и фактически достигнутых целевых показателей (индикаторов);
- определение необходимых корректирующих действий, в том числе с учетом результатов расследования различного рода небезопасных происшествий;
- обеспечение обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.
Оценка (в том числе и самооценка) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда позволяет организации:
- реализовать систематический подход к совершенствованию системы управления охраной труда, идентифицировать и анализировать процедуры деятельности, требующие улучшения;
- использовать унифицированный набор критериев при оценке результативности и эффективности своей системы управления охраной труда;
- получать объективные данные о текущем состоянии своей системы управления охраной труда, основанные на фактах, а не на личном восприятии руководителей и/или работников;
- определять, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой системной концепции совершенствования деятельности по охране труда и, прежде всего, исходя из выявленных возможных направлений улучшения;
- отслеживать изменения в состоянии системы управления охраной труда и определять объем изменений, произошедших с момента проведения предыдущей оценки (самооценки);
- проводить сравнения с лучшими практическими результатами, достигнутыми как в самой организации, так и в других организациях, распространять передовой опыт лучших подразделений организации или других организаций;
- внедрять различные инициативы и передовые методы управления охраной труда в повседневную деятельность организации;
- устанавливать основу для признания передовых достижений в области охраны труда и стимулирования подразделений и работников.
Даже в случаях, когда организация не имеет формально оформленной системы управления охраной труда, проведение оценки результативности и эффективности ее деятельности в области охраны труда позволяет ей задавать определенные критерии совершенствования и оценивать соответствие собственной деятельности в области охраны труда и ее результативности и эффективности этим критериям.
Основным условием применения процедур оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является заинтересованность организации в совершенствовании такой деятельности (как вследствие внутренних стимулов, так и вследствие внешних стимулов регулирования, осуществляемого органами государственного управления, контроля и надзора в рамках национального законодательства), а также в улучшении достигаемых результатов.
Настоящий стандарт развивает положения ГОСТ 12.0.230 и ГОСТ 12.0.230.2, но может быть использован также независимо от них.
Во многих случаях в организациях традиционно проводится оценка результативности и эффективности деятельности в области охраны труда в том или ином выработанном на практике виде. Применение настоящего стандарта в целом или частично позволит организации улучшить такую деятельность.
При разработке настоящего стандарта использованы отдельные положения [1].
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт представляет собой руководящие указания по планированию и применению процедур оценки результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.
Стандарт устанавливает рекомендуемый порядок сбора данных (информации), проведения анализа и использования оценки результативности и эффективности деятельности по улучшению условий и охраны труда.
1.2 Настоящий стандарт применим для любой организации и ее подразделений или для любых заинтересованных сторон, которые занимаются внедрением и поддержанием в работоспособном состоянии системы управления охраной труда, отвечающей требованиям ГОСТ 12.0.230, и/или осуществляют оценку (самооценку) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда вне зависимости от типа, размера, местоположения и сложности самой организации.
1.3 Настоящий стандарт может быть использован организацией для самооценки результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, а также органами государственного управления, надзора и контроля и иными заинтересованными лицами, включая органы общественного контроля, для оценки результативности и эффективности деятельности организаций в области охраны труда.
1.4 Настоящий стандарт содержит принципы, показатели, критерии и методы оценки результативности и эффективности, руководствуясь которыми организация вправе самостоятельно выбирать приемлемые для нее показатели, критерии и методики оценки результативности и эффективности своей деятельности по охране труда.
1.5 Настоящий стандарт не содержит конкретных правовых и технических требований по обеспечению безопасности труда и производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов национального законодательства, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативных правовых актов сферы технического регулирования.
1.6 Настоящий стандарт не должен быть использован как документ, устанавливающий требования к подтверждению результативности и эффективности систем управления охраной труда в процедурах сертификации и/или самостоятельного декларирования соответствия, так как эта задача не предусмотрена ГОСТ 12.0.230 как обязательная и решается только в рамках соответствующих систем сертификации и/или декларирования соответствия в рамках установленных в них правил и процедур.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования
ГОСТ 12.0.230.2-2015 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия
ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь*
------------------------------
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 9000-2015 "Система менеджмента качества. Основные положения и словарь".
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 12.0.230, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. [ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.2.14]** |
3.2
эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. [ГОСТ ISO 9000-2011, пункт 3.2.15]*** |
** В Российской Федерации [ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.7.11].
*** В Российской Федерации:
эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. [ГОСТ Р ИСО 9000-2015, пункт 3.7.10] |
Примечания
1 В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. При этом под экономической эффективностью следует понимать показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат).
2 Экономическая эффективность может быть оценена по ряду показателей, например, через эффективность использования ресурсов (ресурсная или факторная эффективность). Примером показателей ресурсной эффективности является производительность труда, которая может быть принята в качестве основного показателя эффективности при улучшении условий труда.
3 Следует иметь в виду, что экономическая эффективность деятельности организации не тождественна экономической эффективности деятельности всей системы охраны труда в масштабе отрасли или государства, а потому имеются существенные различия определения экономической эффективности деятельности по охране труда на разных уровнях управления.
3.3 результаты деятельности в области охраны труда: зафиксированные показатели (индикаторы, индексы, коэффициенты и т.д.) состояния условий труда, соблюдения требований охраны труда, применения методов управления рисками и другие достижения организации в области охраны труда.
Примечания
1 В контексте систем управления охраной труда результаты деятельности могут быть измерены по отношению:
- к политике организации в области охраны труда (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.1);
- целям организации по охране труда (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.9);
- соответствию требованиям действующего национального законодательства по охране труда;
- улучшениям в области охраны труда, и др.
2 Результаты деятельности могут быть количественными и качественными.
3 Результаты деятельности могут быть использованы как показатели результативности и (или) показатели эффективности.
3.4 оценка (оценивание) результатов деятельности в области охраны труда; ОРД: Процесс, способствующий принятию управленческих решений, относящихся к деятельности в области охраны труда, путем выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям результативности и эффективности деятельности (3.5), составления отчетности и распространения информации, периодического пересмотра и улучшения этого процесса.
3.5 критерий результативности и эффективности деятельности в области охраны труда; КРЭД: Плановый (целевой) показатель, заданный требованиями национального законодательства и/или руководством организации, политикой в области охраны труда и целями по охране труда, на основании которого производится оценка результатов деятельности в области охраны труда (3.4).
Примечание - Совокупность условий (правил), определяющих пригодность или оптимальность процедур в области охраны труда для достижения установленных целей, также составляет критерии результативности и эффективности деятельности в области охраны труда.
3.6 показатель результативности и эффективности деятельности в области охраны труда; ПРЭД: Обобщенная характеристика результативности и эффективности деятельности в области охраны труда, представленная в конкретной, принятой в организации, форме, удобной для восприятия и оценки и зафиксированной в численном, письменном или иконографическом* виде, в том числе на электронном носителе и др.
------------------------------
* Иконографический вид представления информации - наглядное образное графическое или изобразительное воспроизведение, фигуративное символическое представление, визуальная репрезентация некоторого предмета, явления, лица, события, идеи, темы, концепции (например, знаки и цвета безопасности).
Примечание - Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда по возможности должны быть выражены количественно.
3.7 показатель результативности и эффективности управления; ПРЭУ: Показатель результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (3.6), характеризующий действия руководства организации, предпринимаемые с целью воздействия на результаты деятельности в области охраны труда и/или на результативность и эффективность системы управления охраной труда в организации.
3.8 показатель результативности и эффективности функционирования; ПРЭФ: Показатель результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (3.6), характеризующий состояние условий и охраны труда в организации и обобщающий результативность и эффективность функционирования комплекса различных процедур обеспечения требований охраны труда, либо результативность и эффективность системы управления охраной труда организации в целом.
3.9 абсолютный показатель: Данные о числе тех или иных событий или их результатов.
Примечания
1 Как правило, абсолютный показатель представляет собой число с характерной размерностью.
2 Как правило, абсолютный показатель выражается в натуральных, стоимостных (денежных) или трудовых единицах измерения (человеко-дни и человеко-часы простого процесса труда).
3.10 относительный показатель: Изначально полученный абсолютный показатель (3.9), приведенный (отнесенный) к таким единицам измерения или к такой форме, которая позволяет его сопоставлять (сравнивать) с выбранным стандартизованным параметром или базовым значением.
Примечания
1 Относительный показатель представляет собой результат деления одного абсолютного показателя (3.9), находящегося в числителе, - текущего, сравниваемого, индикативного, на другой абсолютный показатель (3.9), находящийся в знаменателе - основание или база, и выражает соотношение между используемыми количественными характеристиками.
2 Относительный показатель вычисляется по различным формулам на основе требований теории статистики и является безразмерной величиной.
3 Относительный показатель может быть дополнительно нормирован и рассчитан в процентах (%, или единиц на 100, от лат. per cent - "на сотню"), в промилле (, или единиц на 1000, от лат. per mille - "на тысячу") или в расчете единиц на 10 тысяч, единиц на 100 тысяч, единиц на миллион (part per million).
4 Относительный показатель часто называют еще удельной численностью или коэффициентом (частоты, тяжести и т.п.).
5 В соответствии с международной практикой оценку неблагоприятных событий в сфере охраны труда желательно вести в расчете на 100 тысяч лиц, могущих стать пострадавшими, и/или в расчете на один миллион человеко-часов простого процесса труда, что удобно и наглядно, а также сопоставимо с данными других стран.
6 В странах, участвующих в межгосударственной стандартизации, традиционно для оценки частоты и характера несчастных случаев на производстве применяют коэффициенты частоты и тяжести (отнесенные на 1000 работников), а для оценки выявленных профессиональных заболеваний относят число таких случаев на 10 тысяч работников.
3.11 обобщенный показатель: Данные одного или разных типов, полученные из различных источников, собранные и представленные в виде одного итогового показателя.
3.12 взвешенный показатель: Данные, преобразованные с учетом коэффициента (веса) их значимости.
3.13 показатели результативности и эффективности планируемой деятельности: Данные о соответствии или несоответствии планируемых мероприятий в области охраны труда или системы управления охраной труда в целом установленным критериям результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (3.5).
Примечание - Показатели результативности и эффективности планируемой деятельности формируются в основном по данным текущего контроля (согласно ГОСТ 12.0.230, пункт 4.11.6).
3.14 показатели недостаточной результативности и эффективности деятельности: Данные о распространенности опасных событий и происшествий, т.е. инцидентов, несчастных случаев и случаев ухудшения здоровья, включая случаи производственного травматизма и/или профессиональной заболеваемости.
Примечание - Показатели недостаточной результативности и эффективности деятельности формируются в основном по данным реагирующего мониторинга - расследования и учета опасных событий и происшествий (согласно ГОСТ 12.0.230, пункт 4.11.7).
4 Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда
4.1 Оценку результатов деятельности в области охраны труда (ОРД) проводят с целью выяснения текущего состояния в области охраны труда и тенденции его изменения со временем, достижений и упущений организации в области охраны труда, а также в целях сравнения деятельности различных субъектов деятельности (организаций или подразделений).
Результаты деятельности организации в области охраны труда оценивают как с позиции результативности этой деятельности (т.е. степени достижения целей и задач) так и с позиции эффективности этой деятельности (т.е. оптимальности затраченных ресурсов), в том числе выраженной в стоимостной форме.
4.2 Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда представляет собой упорядоченную совокупность (последовательность) постоянных процедур, осуществляемых по типичной модели управления (см. рисунок 1):
а) Планирование - выбор показателей для оценки результатов деятельности (из числа существующих показателей и/или разработка и внедрение новых показателей).
Организация должна использовать подходящие методы контроля процедуры планирования. Выбор показателей для ОРД должен осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена возможность определить и продемонстрировать способность элементов системы управления охраной труда достигать запланированные результаты. Если запланированные результаты не достигнуты из-за тех или иных упущений, то должны быть предприняты необходимые коррекции и корректирующие действия по ГОСТ 12.0.230 (подраздел 4.15).
б) Выполнение:
1) сбор данных и информации, относящихся к выбранным показателям по установленным формам отчетности;
2) анализ и преобразование данных (включая их редукцию) в показатели, описывающие результаты деятельности организации в области охраны труда в соответствии с установленными методиками и критериями;
3) оценка показателей и иной информации, описывающих результаты деятельности в сравнении с критериями результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД);
4) подготовка отчета и передача информации о результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.
4.3 При планировании проведения ОРД необходимо учитывать:
- текущую и планируемую производственную и хозяйственную деятельность организации;
- организационную структуру;
- соответствие политике, целям, принятым в организации регламентам и стандартам;
- опасности и риски, которые могут контролироваться и на которые можно повлиять;
- информацию, необходимую для выполнения законодательных и прочих требований;
- информацию о результатах проверок, осуществляемых органами государственного управления, надзора и контроля;
- интересы заинтересованных сторон (в том числе органов государственного управления, надзора и контроля, а также подрядных организаций);
- информацию, необходимую для анализа финансовых аспектов деятельности в области охраны труда;
- необходимость периодического (как правило, ежегодного) сопоставления информации, относящейся к деятельности в области охраны труда;
- данные научных исследований, общую стратегию деловой активности (бизнеса), культурные и социальные факторы;
- прочее.
4.4 ОРД должна быть основана:
а) на результатах проведения внешних и внутренних проверок (аудитов) системы и оценке результативности ее процедур;
б) результатах проверки деятельности организации специально уполномоченными органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда;
в) информации об имевших место происшествиях, заболеваниях, несчастных случаях и авариях, и результатах выполнения мероприятий по ликвидации их последствий;
г) результатах выполнения мероприятий, предусмотренных:
1) планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
2) планом мероприятий по совершенствованию системы управления охраной труда;
3) планами подготовки руководящего состава и специалистов организации в области охраны труда;
4) иными планирующими документами в области охраны труда;
д) оценке степени достижения целей по охране труда, установленных в соответствии с политикой организации в области охраны труда;
е) результатах адаптации и интегрирования системы управления охраной труда с другими системами управления, внедренными в организации (при их наличии).
4.5 ОРД также следует проводить с учетом:
- опыта совершенствования управления деятельностью по охране труда в соответствии с требованиями национального законодательства;
- рекомендаций партнеров, инвесторов, общественных объединений и иных заинтересованных сторон в области охраны труда;
4.6 Руководством организации в рамках функционирования системы управления охраной труда должны быть предусмотрены финансовые, материальные, людские и временные ресурсы, необходимые для проведения ОРД.
4.7 Методология и процедуры ОРД должны соответствовать местоположению и типу организации, ее потребностям и приоритетам. ОРД должна быть экономически оправданной и представлять собой специальный вид деятельности, который регулярно и на постоянной основе осуществляется в организации.
4.8 В зависимости от возможностей и ресурсов организации ОРД может затрагивать только отдельные элементы (аспекты) деятельности в области охраны труда, обладающие, по мнению руководства, наибольшим приоритетом. Со временем такие элементы (аспекты) деятельности должны быть расширены.
4.9 Линейные руководители играют ключевую роль в процедурах ОРД. Те из них, кто несет персональную ответственность за проведение ОРД, должны обладать необходимой компетентностью в данном вопросе.
4.10 При расчете эффективности мероприятий по охране труда с позиций экономических показателей следует учитывать то, что экономическая эффективность может быть подсчитана или оценена различными методами. Общая экономическая эффективность от поддержания работ по охране труда на должном уровне оценивается с помощью суммарного полученного продукта за счет улучшения условий труда, а также суммарного предотвращенного ущерба за счет сокращения случаев утраты трудоспособности. Суммарный предотвращенный ущерб равен сумме недополученного из-за утраты трудоспособности продукта и стоимости расходов по социальному обеспечению пострадавшего или оставшихся без кормильца иждивенцев.
Экономическая эффективность может быть оценена как интегрально на основе тех или иных экономических макропоказателей, так и детально на основе микроэкономических расчетов.
5 Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда
5.1 Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (ПРЭД) должны:
- быть заданы в соответствии с поставленными организацией целями по охране труда так, чтобы давать представление о степени достижения целей;
- иметь ясный смысл, быть легко доступными для восприятия, понимания и интерпретации;
- быть логически обоснованными и адекватными своему назначению, а также требованиям национального законодательства и сложившейся практики, в том числе представлениям заинтересованных сторон;
- быть полными в своей совокупности для описания результативности и эффективности деятельности всей системы управления охраной труда;
- быть достоверными и проверяемыми;
- быть совместимыми и сравнимыми, а также позволять осуществлять их межсистемное использование;
- быть гибкими и адаптируемыми к различного рода изменениям.
5.2 При выборе ПРЭД организации следует учитывать:
- соответствие показателей политике в области охраны труда;
- соответствие показателей состоянию и условиям охраны труда, а также действиям руководства организации, направленным на улучшение состояния и условий охраны труда;
- полезность показателей для оценки соответствия национальному законодательству в области охраны труда;
- полезность показателей для оценки соответствия критериям результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД), их измеримость в единицах, соответствующих КРЭД;
- совместимость и понятность для всех заинтересованных сторон;
- достижимость их с точки зрения финансовых и временных ограничений;
- адекватность предполагаемому использованию в зависимости от типа, качества и количества исходных данных;
- представительность для проведения ОРД;
- восприимчивость и чувствительность к изменениям результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда;
- способность представлять информацию по текущим или прогнозируемым тенденциям изменения результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.
5.3 Число ПРЭД выбирается минимальным, но достаточным для ОРД в целом или для оценки результативности и эффективности каких-либо отдельных элементов (аспектов) или направлений деятельности в области охраны труда.
При этом ПРЭД должны быть выбраны так, чтобы оценка совокупности таких показателей позволяла сделать наиболее полный вывод о функционировании системы управления охраной труда в организации, а также давала возможность выработать комплекс решений, направленных на улучшение всей системы, а не только ее отдельного элемента (аспекта).
Кроме того, при выборе ПРЭД руководство организации должно учесть и обеспечить сбор соответствующей информации для оценки влияния принимаемых мер в обеспечении соответствия одного из ПРЭД заданным критериям на другие показатели результативности и эффективности деятельности.
5.4 ПРЭД могут быть связаны с достижением заданных результатов в пределах определенного времени (показатели результативности и эффективности планируемой деятельности) и отражать качество функционирования процедур обеспечения безопасности труда, степень удовлетворенности персонала состоянием условий и охраны труда на рабочем месте и т.п., а также могут отражать недостаточную результативность и эффективность деятельности.
5.5 ПРЭД должны быть по возможности количественными и подразделяться по своей сути на единичные, обобщенные или взвешенные показатели, а по форме выражения - на абсолютные и относительные показатели.
Примечания
1 Абсолютные показатели позволяют зафиксировать конкретное состояние условий и охраны труда, но не позволяют в целях анализа и управления объективно оценить, а главное сравнить динамику процессов охраны труда и структуру сложных явлений типа производственного травматизма.
2 Для анализа и планирования управленческих решений в сфере охраны труда следует применять исключительно относительные показатели, которые рассчитывают по исходным первичным абсолютным показателям и/или статистическим данным.
5.6 В зависимости от временного фактора различают моментные и интервальные ПРЭД. Большинство исходных ПРЭД носит моментный характер (на ту или иную дату), но при анализе следует использовать интервальные показатели, характеризующие рассматриваемые явления и процессы за определенный период - месяц, квартал, год, трудовую жизнь работника.
Примечания
1 Основным временным периодом анализа считается календарный год.
2 Стандартной длительностью рабочего времени выполнения операций простого процесса труда считается 8-часовая ежедневная смена при 40-часовой рабочей неделе.
5.7 ПРЭД, применяемые для ОРД, подразделяют на два типа: показатели результативности и эффективности управления (ПРЭУ) и показатели результативности и эффективности функционирования (ПРЭФ).
Примечание - Отдельные ПРЭФ и ПРЭУ связаны между собой, поскольку определенные действия, предпринимаемые руководством организации, оказывают существенное влияние на состояние условий и охраны труда в целом.
5.8 ПРЭУ предусматривают информацию о способности организации и предпринимаемых ею мерах в таких аспектах управленческой деятельности, как:
- внедрение политики в области охраны труда;
- соблюдение требований национального законодательства;
- осуществление плановых мероприятий по управления состоянием и охраной труда;
- обучение в области охраны труда и системного управления охраной труда;
- образование и профессиональная компетенция специалистов по охране труда;
- обеспечение ресурсами и их эффективное использование;
- регулирование затрат на обеспечение требований и управление охраной труда;
- разработка новой и актуализация действующей документации по охране труда;
- своевременность и полнота корректирующих действий;
- характер взаимоотношений в рамках социального партнерства по вопросам охраны труда с профессиональными союзами и (или) представителями работников.
5.9 ПРЭУ используются для анализа:
- результативности и эффективности плановых мероприятий по управлению охраной труда;
- действий руководства организации, влияющих на результативность и эффективность деятельности в области охраны труда, и, возможно, состояния условий и охраны труда;
- соответствия состояния условий и охраны труда требованиям национального законодательства;
- финансовых затрат и потенциальной величины выгод от предотвращенного ущерба, связанного с недостатками в обеспечении требований охраны труда.
5.10 ПРЭУ позволяют:
- определить изменения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда;
- идентифицировать причины, по которым фактическая результативность и эффективность не достигает соответствующих КРЭД;
- идентифицировать возможности предупреждающих действий.
5.11 ПРЭФ охватывают показатели безопасности материальных объектов и оборудования, применяемых в организации, а также показатели безопасности услуг (подрядных, сервисных работ), поддерживающих производственную и хозяйственную деятельность организации.
5.12 Рекомендуемые перечни ПРЭД приведены в приложениях А и Б.
5.13 Выбор и/или разработка собственных ПРЭД (ПРЭУ и ПРЭФ) осуществляется таким образом, чтобы имелась возможность сопоставления результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда с соответствующими КРЭД.
В качестве КРЭД могут выступать локальные, местные, региональные, корпоративные, национальные (в том числе законодательно закрепленные) данные (показатели, индексы, индикаторы и т.п.) в области охраны труда.
6 Сбор, преобразование и анализ исходных данных
6.1 В организации должен быть организован регулярный сбор исходных данных для определения значений выбранных ПРЭД.
Такие данные, как минимум, должны представляться подразделениями организации систематически с частотой, соответствующей периодичности ОРД.
6.2 Сбор данных должен включать соответствующие процедуры идентификации, ввода, хранения, выборки и предоставления данных и информации.
6.3 Для ОРД в организации могут быть использованы:
а) собственные данные (отчеты подразделений):
1) результаты мониторинга и измерений, опросов и наблюдений, в том числе результаты производственного контроля за соблюдением требований охраны труда;
2) записи, предусмотренные системой управления охраной труда и/или производственные записи (протоколы);
3) записи о закупках и записи об организации подрядных работ;
4) отчеты по проверкам (внутреннему аудиту);
5) записи об образовании и обучении вопросам охраны труда;
6) финансовые и бухгалтерские записи;
7) и другое;
б) данные из других источников:
1) предписания и отчеты органов государственного управления, надзора и контроля;
2) акты расследования несчастных случаев, причин инцидентов и аварий, профессиональных заболеваний;
3) отчеты по экспертизе условий труда;
4) научные отчеты и исследования по проблемам охраны труда;
5) данные от подрядных организаций;
6) данные от общественных объединений;
7) и другое.
6.4 Сбор данных должен быть осуществлен по методикам, гарантирующим, что получаемые данные по типу и качеству* подходят для использования при ОРД.
------------------------------
* Под "качеством данных" понимается совокупность свойств данных, обеспечивающих их пригодность для решения определенных задач (например, точность, полнота, адекватность, непротиворечивость, защищенность и др.).
Для повышения объективности результатов ОРД собранные данные должны быть проанализированы на предмет их достоверности. Для этого должны быть рассмотрены качество данных, их значимость, адекватность и полнота.
6.5 Собранные данные должны быть проанализированы и преобразованы в информацию, описывающую результативность и эффективность деятельности организации в области охраны труда в виде ПРЭД.
Преобразование данных для индикации (расчета) ПРЭД может быть проведено с использованием методов математической обработки, расчетов, экспертных оценок, статистических методов и/или графических средств (приложение В).
При определении ПРЭД должно быть четкое представление о преобразовании данных и о сделанных допущениях.
6.6 Формирование ПРЭД на основании представленных исходных данных, как правило, осуществляется службой охраны труда организации.
6.7 Для определения тенденций улучшения или ухудшения результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда информация о ПРЭД должна рассматриваться и сравниваться с установленными в организации КРЭД.
6.8 Полученная по результатам сопоставления ПРЭД с КРЭД информация позволяет:
- оценить результаты деятельности в области охраны труда;
- судить о том, как функционирует система управления охраной труда;
- определить соответствие системы управления охраной труда национальному законодательству в области охраны труда и другим требованиям, с которыми организация согласилась и приняла на себя (например, требованиями заключенных подрядных договоров), а также продемонстрировать такое соответствие;
- определить, были ли своевременно и полностью реализованы все планируемые мероприятия в области охраны труда и достигнуты ли цели по охране труда (согласно ГОСТ 12.0.230, подпункты 4.8 и 4.9);
- убедиться, что мероприятия по управлению рисками внедрены и поддерживаются на должном уровне, а также выявить возможности совершенствования процедур управления рисками (согласно ГОСТ 12.0.230, пункт 4.10.1);
- содействовать осуществлению процедур управления рисками путем обеспечения обратной связи для всех участвующих в реализации мер по управлению сторон (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.6);
- сделать выводы о сбоях и упущениях в системе управления охраной труда, исходя из анализа несоответствий в мерах по управлению рисками, наблюдаемых опасных происшествиях и случаев ухудшения здоровья (согласно ГОСТ 12.0.230 подраздел 4.12);
- выявить тенденции изменения состояния и условий охраны труда, тенденции изменения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда, определить возможности и/или выработать рекомендации по повышению результативности и эффективности всей деятельности организации;
- определить области деятельности, в которых необходимо выполнить корректирующие действия для обеспечения соответствия фактической результативности и эффективности установленным КРЭД (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.13);
- использовать ее при проведении анализа системы управления охраной труда со стороны руководства организации (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.14);
- обеспечить основу для постоянного улучшения (согласно ГОСТ 12.0.230, подраздел 4.16), в том числе определить пути экономии ресурсов или другие (в том числе финансовые) выгоды;
- обеспечить мотивацию повышения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда.
7 Рассмотрение, анализ и улучшение результативности и эффективности деятельности в области охраны труда
7.1 Информация о ПРЭД и результатах сравнения их с КРЭД должна быть (как правило ежегодно) представлена в виде отчета (доклада о состоянии охраны труда) руководству организации, которое должно предпринимать соответствующие действия по улучшению или поддержанию необходимого уровня результативности и эффективности деятельности в области охраны труда.
7.2 Анализ результатов ОРД должен проводить представитель руководства по системе управления охраной труда.
При этом должны быть рассмотрены:
- эффективность затрат на обеспечение требований охраны труда;
- прогресс в отношении достижения КРЭД;
- приемлемость КРЭД.
При анализе результатов ОРД должны быть приняты во внимание достоверность и полнота источников данных, методов сбора и анализа данных, а также качество полученных данных с позиции их представительности.
7.3 Заключение о результативности и эффективности системы управления охраной труда должно содержать выводы о пригодности, адекватности (соответствия требованиям ГОСТ 12.0.230 и нормативным правовым документам национального законодательства) системы управления охраной труда и/или ее процедур.
7.4 Основными критериями результативности и эффективности системы управления охраной труда являются:
- улучшение условий и повышения безопасности труда работающих, оцениваемое динамикой условий труда на рабочих местах вследствие выполненных мероприятий;
- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- повышение производительности труда, качества продукции за счет улучшения условий труда, если их причинно-следственную связь удается вычленить и формализовать;
- достижение всех намеченных целей своевременно и без необоснованного превышения запланированных ресурсов (финансовых, материальных, людских, временных и т.п.).
7.5 При необходимости, по результатам ОРД, характеризующим пригодность, адекватность, результативность и эффективность системы управления охраной труда и действий по поддержанию системы, могут быть изданы локальные нормативные акты организации, касающиеся:
- актуализации политики в области охраны труда;
- определения стратегических задач по совершенствованию системы управления охраной труда и/или корректировки целей;
- изменения (коррекция) процедур и стандартов системы управления охраной труда;
- определения потребности в корректирующих действиях;
- поощрения активных и ответственных работников или дисциплинарных взысканий работников, допустивших нарушения;
- разработки предложений в проекты различных планирующих документов в области охраны труда, установленных в организации на очередной период;
- подготовки предложений по корректировке программ и планов обучения и повышения квалификации персонала в области охраны труда;
- проведения внеочередных проверок (аудитов) системы управления охраной труда;
- разработки предложений по дальнейшему расширению контактов в целях ознакомления заинтересованных лиц с деятельностью организации в области охраны труда;
- и прочее - по самостоятельному выбору организации.
8 Отчетность и распространение информации
8.1 Организация в соответствии с требованиями национального законодательства должна предоставлять органам статистики, государственного управления, контроля и надзора информацию об осуществлении деятельности в области охраны труда по установленной форме и в установленные сроки.
8.2 По решению руководства организации информация о результатах ОРД может быть распространена в виде отчета внутри организации или передана заинтересованным сторонам вне организации (инвесторам, подрядчикам, кредитным и страховым организациям, средствам массовой информации и др.).
Представление информации о результатах ОРД заинтересованным сторонам может происходить по их запросам или по инициативе самой организации.
8.3 Распространение информации о результатах ОРД:
- демонстрирует возможности и действия организации по улучшению условий и охраны труда;
- способствует повышению осведомленности собственного персонала, а также подрядчиков и других заинтересованных сторон в вопросах охраны труда;
- помогает персоналу выполнять свои обязанности, содействуя тем самым достижению соответствия ПРЭД установленным КРЭД.
8.4 Методы распространения информации о результатах ОРД следует выбирать таким образом, чтобы они обеспечивали своевременность информирования внутри организации, а также соответствовали уровню знаний предполагаемого потребителя информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.3-2016 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2017 г. N 471-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2017 г.
Дата введения - 1 января 2018 г.