Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, а также по результатам состоявшегося в связи с обращением совещания сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении кадастровых работ установлен статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Исходя из положений части 1 статьи 39 Закона о кадастре и пунктов 79, 80 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования), если в процессе проведения кадастровых работ по образованию земельных участков сведения о частях границы или характерных точках границы смежных с ним земельных участков не уточнялись, согласование местоположения границ в отношении таких образованных земельных участков не проводится и акт согласования местоположения границы земельного участка не оформляется.
Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона о кадастре, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- в случае, если содержащиеся в ГКН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
- в случае, если содержащиеся в ГКН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ГКН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
- при исправлении ошибки в сведениях ГКН, в том числе кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении границ земельного участка.
Необходимо также отметить, что если в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка на ранее установленной в соответствии с требованиями действующего законодательства части границы смежного земельного участка (далее - ранее установленная часть границы) образована новая характерная точка, делящая такую часть границы на части, и при этом вновь образованная характерная точка не уточняет местоположение ранее установленной части границы, то согласование местоположения в отношении такой ранее установленной части границы не проводится.
Учитывая изложенное, согласование местоположения границы земельного участка, образуемого из земельного участка из состава земель лесного фонда, в том числе в результате раздела такого земельного участка (далее - исходного земельного участка), включая раздел, при котором исходный земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), проводится только в случае, если при выполнении кадастровых работ уточнено местоположение части границы земельного участка иной категории земель, смежного с исходным земельным участком (иными словами, части границы образуемого земельного участка, представляющие собой "линию раздела" исходного земельного участка (смежные с исходным (измененным) земельным участком) определяются проектом, в том числе проектной документацией лесных участков, и согласование их местоположения в порядке, установленном статьей 39 Закона о кадастре, не осуществляется).
При этом необходимо отметить, что Законом о кадастре не установлена обязательность проведения согласования местоположения границ земельных участков, образуемых из земельных участков лесного фонда, в том числе в случае их образования в соответствии с проектной документацией лесных участков, утвержденной органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, если при выполнении кадастровых работ по образованию земельных участков в результате раздела земельных участков лесного фонда местоположение границ земельных участков, смежных с исходным (измененным) лесным участком, не уточняется, то в соответствии с Законом о кадастре согласование местоположения границ земельных участков в данном случае не проводится, и, соответственно, раздел межевого плана "Акт согласования местоположения границ земельного участка" не оформляется.
Директор |
P.M. Юсупов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если в результате раздела земельных участков лесного фонда местоположение границ земельных участков, смежных с исходным (измененным) лесным участком, не уточняется, то необходимо иметь в виду следующее.
В этом случае согласование местоположения границ земельных участков не требуется, и, соответственно, раздел межевого плана "Акт согласования местоположения границ земельного участка" не оформляется.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 ноября 2016 г. N Д23и-5609 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был