Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2017 г. N 9-АПГ17-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н., судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального предприятия Сокольского муниципального района "Тепловые сети" о признании недействующим решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17 ноября 2015 г. N 40/10 "Об установлении муниципальному предприятию Сокольского муниципального района "Тепловые сети", р.п. Сокольское Нижегородской области, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям городского округа Сокольский Нижегородской области" (в редакции от 9 декабря 2016 г. N 48/11) по апелляционной жалобе муниципального предприятия Сокольского муниципального района "Тепловые сети" на решение Нижегородского областного суда от 29 марта 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя муниципального предприятия Сокольского муниципального района "Тепловые сети" Крючкова Р.А., представителя Региональной службы по тарифам Нижегородской области Уткина И.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное предприятие Сокольского муниципального района "Тепловые сети" (далее - МП "Тепловые сети", предприятие) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - Служба по тарифам) от 17 ноября 2015 г. N 40/10 "Об установлении муниципальному предприятию Сокольского муниципального района "Тепловые сети", р.п. Сокольское Нижегородской области, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям городского округа Сокольский Нижегородской области" (в редакции от 9 декабря 2016 г. N 48/11).
Решением Нижегородского областного суда от 29 марта 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Федеральная антимонопольная служба, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71-75 Основ ценообразования.
Из материалов дела следует, что решением Службы по тарифам от 17 ноября 2015 г. N 40/10 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности в сфере теплоснабжения для МП "Тепловые сети" на период 2016-2018 годов согласно приложению 1, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям городского округа Сокольский Нижегородской области согласно приложению 2. В отношении регулируемой организации предусмотрено применение метода индексации установленных тарифов.
В Службу по тарифам 14 апреля 2016 г. поступило предложение МП "Тепловые сети" о корректировке тарифов на тепловую энергию (мощность) на период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2018 г., установленных на долгосрочный период регулирования с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. Регулируемая организация представила данные о фактических объемах реализации тепловой энергии за 2015 год, договора с потребителями тепловой энергии.
Согласно заявлению от 28 ноября 2016 г. предприятие просило установить объем полезного отпуска тепловой энергии на 2017 год в размере 18 413,30 Гкал/год, на 2018 год - 20 546,80 Гкал/год без дифференциации по источникам тепловой энергии.
По результатам рассмотрения представленных материалов орган регулирования установил расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии на 2017 год в размере 19 039,45 Гкал/год. Службой по тарифам произведена корректировка тарифов, о чем решением органа регулирования от 9 декабря 2016 г. N 48/11 в решение от 17 ноября 2015 г. N 40/10 внесены соответствующие изменения.
По мнению МП "Тепловые сети", органом регулирования расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии неправомерно завышен.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что определенная Службой по тарифам величина расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии является правильной и экономически обоснованной.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей в себя в том числе такой показатель, как отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.
Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
Согласно пункту 8 Методических указаний при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети, используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях.
Формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения предусмотрено пунктами 16-22 Методических указаний, глава III.
Согласно пункту 16 Методических указаний определение объемов отпуска тепловой энергии на каждый год долгосрочного периода регулирования осуществляется аналогично принципам определения объемов на расчетный период регулирования с учетом пунктов 17 и 18 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 18 Методических указаний формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется в том числе с учетом необходимости обеспечения баланса тепловой нагрузки и тепловой мощности, баланса теплоносителя по системам теплоснабжения с учетом технологических ограничений в соответствии с планами вводов источников тепловой энергии и тепловых сетей на расчетный период регулирования, определенными в соответствии с инвестиционными программами регулируемых организаций; соблюдения требований законодательства Российской Федерации; количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных.
В силу пункта 22 Методических указаний фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.
Постановлением администрации р.п. Сокольское Нижегородской области от 24 октября 2013 г. N 63 утверждена схема теплоснабжения р.п. Сокольское Нижегородской области.
МП "Тепловые сети" создано 23 мая 2014 г., тарифы на тепловую энергию (мощность) для предприятия на 2014 год не устанавливались.
Постановлением Администрации городского округа Сокольский Нижегородской области от 24 ноября 2016 г. N 431 статусом единой теплоснабжающей организацией на территории р.п. Сокольское Нижегородской области наделено МП "Тепловые сети".
В ходе корректировки тарифов орган регулирования установил, что данные об объемах полезного отпуска тепловой энергии от источников теплоснабжения предприятия на период регулирования в схеме теплоснабжения отсутствуют, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не утверждена.
Поскольку МП "Тепловые сети" осуществляет регулируемую деятельность с 2015 года, у органа регулирования отсутствовала возможность дать оценку динамике полезного отпуска МП "Тепловые сети" за последние 3 года.
Кроме того, в ходе рассмотрения материалов о корректировке тарифов предприятие заявлением от 28 ноября 2016 г. сообщило об изменении схемы теплоснабжения и имущественного комплекса. Так, в хозяйственное ведение предприятия переданы котельные, газопроводы и теплотрассы, участвующие в процессе централизованного теплоснабжения потребителей, в связи с чем увеличились протяженность тепловых сетей, мощность котельных.
В связи с увеличением состава имущественного комплекса МП "Тепловые сети" направило Службе по тарифам уточненное предложение по расходам в сфере теплоснабжения.
Изменение имущественного комплекса принято во внимание Службой по тарифам при определении расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии. Орган регулирования принял данные о фактическом отпуске за 2015 год (6259,36 Гкал/год), исключил из расчета 754,61 Гкал/год, что вызвано выводом из эксплуатации котельной по ул. Механизаторов, 20, а также включил в расчет 13 534,70 Гкал/год в связи с передачей котельных по ул. Приовражная, 5, и ул. Докучаева, 52 (13 543,70 Гкал/год).
При этом по двум указанным котельным (ул. Приовражная, 5, и ул. Докучаева, 52) величины объемов полезного отпуска тепловой энергии учтены в размере предложения предыдущего владельца этих объектов - ООО "Сокольские тепловые сети" - по корректировке тарифов на 2017 год. Сведения относительного объемов полезного отпуска тепловой энергии по этим двум котельным непосредственно от МП "Тепловые сети" в Службу по тарифам не поступало. Объем полезного отпуска котельной по ул. Механизаторов, 20, Служба по тарифам определила из сводной таблицы затрат по котельным МП "Тепловые сети" за 2015 год (т. 2, л.д. 100).
Из экспертного заключения Службы по тарифам следует, что расчетный объем полезного отпуска скорректирован на период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2018 г. исходя из количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом договорных (заявленных потребителями) объемов и статистических данных, в том числе фактической реализации тепловой энергии за 2015 год, что соответствует пункту 18 Методических указаний.
Поскольку первоначально заявление предприятия об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) содержало предложение об установлении тарифов без дифференциации по источникам теплоснабжения, орган регулирования обоснованно установил тарифы без такой дифференциации, не нарушая пункт 24 Основ ценообразования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка. Доказательств, опровергающих выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 29 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия Сокольского муниципального района "Тепловые сети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2017 г. N 9-АПГ17-8
Текст определения официально опубликован не был