Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2017 г. N 53-АПГ17-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.
рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе Герасимовой С.A. на решение Красноярского краевого суда от 20 марта 2017 года об отказе в удовлетворении её административного искового заявления об оспаривании отдельных положений решения Шарыповского городского Совета депутатов Красноярского края от 30 сентября 2016 года N 14-53 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Шарыпово".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., ознакомившись с письменным заключением прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 1.6 решения Шарыповского городского Совета депутатов Красноярского края от 30 сентября 2016 года N 14-53 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Шарыпово" статья 17 Устава города Шарыпово изложена в новой редакции:
"1. В случае досрочного прекращения полномочий Главы города, его полномочия временно - до вступления в должность вновь избранного Главы города - осуществляет первый заместитель Главы города. Если первый заместитель Главы города отсутствует или не назначен, указанные полномочия исполняет заместитель Главы города, имеющий наибольший непрерывный стаж муниципальной службы в данной муниципальной должности.
2. В случае временного отсутствия Главы города (отпуск, болезнь, командировка и т.д.) его полномочия, кроме полномочий по отмене нормативных правовых актов Главы города, исполняет первый заместитель Главы города. Если первый заместитель Главы города отсутствует или не назначен, указанные полномочия исполняет иной заместитель Главы города по распоряжению Главы города".
Герасимова С.А. обратилась в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия "решения Шарыповского городского Совета депутатов от 30 сентября 2016 года N 14-53 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Шарыпово" в части, касающейся внесения изменений в статью 17 Устава города Шарыпово, указывая на его противоречие действующему федеральному законодательству, а именно статьям 28, 36, 44, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
Заявление мотивировано нарушением права Герасимовой С.А. как жителя города Шарыпово Красноярского края на непосредственное осуществление местного самоуправления, в частности, нарушением процедуры Регламента Шарыповского городского Совета депутатов: заседание сессии городского Совета началось не в 14 часов, а в 11 часов, открытость заседания не обеспечена, административный истец лишена была возможности присутствовать на заседании Совета.
Решением Красноярского краевого суда от 20 марта 2017 года в удовлетворении требований Герасимовой С.А. отказано.
В апелляционной жалобе Герасимова С.А. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, при выявлении случаев нарушения законности вынести частное определение.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем Шарыповского городского Совета депутатов, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю и прокуратурой Красноярского края, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого положения, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и введения в действие нормативного правового акта и прав заявителя не нарушает.
Выводы суда в полной мере согласуются с положениями пункта 1 части 3, части 4 статьи 28, пункта 5 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 6 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", в силу которых на публичные слушания должны выноситься вопросы по проекту устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщённую информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.
Муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Поскольку из материалов дела следует, что проект оспариваемых положений был предметом публичных слушаний, при этом жители города были извещены о проведении публичных слушаний заблаговременно не позднее чем за 10 дней до даты их проведения, решение о проведении публичных слушаний опубликовано в средствах массовой информации, по итогам публичных слушаний участниками проект решения одобрен и с учётом предложений, высказанных в ходе публичных слушаний Совету депутатов рекомендовано принять указанный проект, результаты публичных слушаний также опубликованы в средствах массовой информации, оспариваемое решение Совета принято коллегиально, при наличии кворума, а также с соблюдением установленной процедуры принятия и опубликования и доказательств того, что заседание Совета в назначенный день 30 сентября 2016 года проведено в закрытом режиме и гражданам, желающим присутствовать на нём, в этом отказано, в суд не представлено, у суда нет оснований для выводов о незаконности оспариваемых административным истцом положений решения Шарыповского городского Совета депутатов Красноярского края от 30 сентября 2016 года N 14-53 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Шарыпово".
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 20 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Герасимовой С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 августа 2017 г. N 53-АПГ17-24
Текст определения официально опубликован не был