1. О последствиях незаконно установленных требований к составу заявки на участие в аукционе как основании отклонения заявки от участия в аукционе.
Федеральная антимонопольная служба на основании поступившей информации, содержащееся в обращении заявителя, по мнению которого, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссией, принявшей по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе, провела внеплановую проверку.
Рассматривая доводы заявителя, а также правомерность отказа заявителю в допуске к участию в аукционе Комиссия ФАС России установила, что заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров.
Между тем, причиной отклонения заявки заявителя от участия в аукционе явилось не указание сведений о материале (товаре), используемого при выполнении работ, а, следовательно, наличие незаконных требований к составу заявки не повлияли на принятие решения аукционной комиссией заказчика.
Учитывая изложенное, установления требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренных частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров, недопустимо. Однако такое нарушение может быть признанно повлиявшим на осуществление закупки лишь в том случае, если, например, такие требования явились основанием для отклонения заявки участника закупки на участие в аукционе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 31.07.2017 N ВП-401/17 (полный текст изготовлен 03.08.2017).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссией, принявшей по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 04.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 400 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.07.2017;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 17.07.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта - 2 376 000 рублей.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.07.2017 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Согласно техническому заданию в позициях N 1, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 20 установлены требования к ламинированной древесно-стружечной плиты, а именно: по виду поверхности плита должна быть обычная или мелкоструктурная, не должно быть углублений (выступов), царапин на пласти, не должно быть парафиновых и масляных пятен, не должно быть пылесмоляных пятен на пласти плиты. Участник же указал: по всем вышеуказанным позициям (кроме позиции N 9) по виду поверхности плита обычная, углубления (выступы) отсутствуют, царапин на пласти, отсутствуют парафиновые и масляные пятна, отсутствуют пылесмоляные пятна на пласти плиты. Из данной формулировки следует, что на пласти имеются царапины, а согласно техническому заданию они должны отсутствовать".
В Техническом задании документации об Аукционе установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара. По позициям N 1, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 20 Заказчиком установлены требования, согласно которым участникам закупки необходимо указать в составе заявки на участие в Аукционе технические характеристики товаров, а именно: "не должно быть углублений (выступов), царапин на пласти, не должно быть парафиновых и масляных пятен".
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили документы, а также заявку Заявителя, согласно которой Заявитель в своей заявке указал следующие сведения: "по виду поверхности плита обычная, углубления (выступы) отсутствуют, царапин на пласти, отсутствуют парафиновые и масляные пятна". При этом, по позиции N 9 Шкаф-витрина Заявителем указано следующее: "по виду поверхности плита обычная, углубления (выступы) отсутствуют, нет царапин на пласти, отсутствуют парафиновые и масляные пятна".
Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе, в связи с тем, что Заявитель в составе заявки не указал отсутствие царапин на пласти, что не соответствует позициям N 1, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 20 Технического задания документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе обращения документов и сведений, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе установлены избыточные требования, а также требования к химическому составу материала, используемого при оказании услуг, например, такие как:
"1. Кровать односпальная. Плита должна использоваться класса эмиссии Е 0.5 или Е1. Плита должна использоваться класса эмиссии не ниже Е1, средней плотности 900 кг/м3 5%.
2. Матрас. Блок должен быть обтянут слоем спанбонда плотностью более 99 г/м.кв, настил с обеих сторон должен состоять из слоя натурального латекса толщиной 10 мм 2 мм.
3. Тумба прикроватная. Плита должна использоваться класса эмиссии не ниже Е1, средней плотности 900 кг/м3 5%.
5. Диван-кровать. Износостойкая непилингующаяся ткань плотностью не менее 365 г/м2, должен обладать стойкостью, прочностью на разрыв, устойчивостью к истиранию".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что заявки участников Аукциона по вышеуказанному основанию Заказчиком не отклонялись.
3. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку участники Аукциона не являются физическими лицами.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела от 31.07.2017 N ВП-401/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
2. Отказ в допуске к участию в аукционе из-за ненадлежащей инструкции по заполнению заявки и/или из-за неправомерно установленных заказчиком требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок помимо конкретных показателей товаров еще и конкретных показателей результатов испытаний, является неправомерным.
ФАС России проведена внеплановая проверка на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в связи с обращением заявителя, который не согласился с решением Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, по результатам которой действия заказчика, комиссии заказчика признаны не соответствующими Закону о контрактной системе.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 09.08.2017 N ВП-419/17 (полный текст изготовлен 14.08.2017).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 251 000 рубль;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) дата проведения Аукциона - 20.07.2017;
6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
7) Государственный контракт заключен 28.07.2017 между Заказчиком и ООО "***".
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 17.07.2017 N ***-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" (далее - Форма 2) документации об Аукционе, в том числе,
- пункт 26 Формы 2 документации об Аукционе "Ламинированные напольные покрытия (паркет ламинированный)" требуемый параметр: "Максимальное различие по высоте между соседними элементами Hmax до 0,15 мм". Участник Аукциона в заявке с номером 2 в пункте 26 описания "Ламинированные напольные покрытия (паркет ламинированный)" указывает: "максимальное различие между по высоте между соседними элементами Hmax 0,15 мм". Согласно инструкции "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения".
- пункт 38 Формы 2 документации об Аукционе "Болты высокопрочные" требуемые параметры: "Климатическое исполнение: ХЛ;У", "Относительное сужение болтов: ", "Относительное удлинение болтов от 8%", "Класс прочности болтов: 8.8,9.8;10.9,12.9". Участник Аукциона в заявке с номером 2 в пункте 38 описания "Болты высокопрочные" указывает: "Климатическое исполнение: ХЛ", "Относительное сужение болтов: 35%", "Относительное удлинение болтов: 8%", "Класс прочности болтов: 8.8, 9.8". Согласно инструкции требуется Болты высокопрочные соответствие ГОСТ Р 52643-2006 Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия. Участник предлагает болты с климатическим исполнением ХЛ, однако согласно Таблице А.1 - Механические характеристики болтов ГОСТ Р 52643-2006 для болтов исполнения ХЛ относительное сужение не менее 40%. Также участник предлагает болты класса прочности 8.8, 9.8, однако согласно Таблице А.1 - Механические характеристики болтов ГОСТ Р 52643-2006 относительное удлинение болтов класса прочности 8.8 не менее 12%, класса прочности 9.8 не менее 10%.
- пункт 55 Формы 2 документации об Аукционе "Сетка тканева" требуемые параметры: "Номер сетки должен быть 05", "Номинальный диаметр проволоки не более 0,30 мм", "Живое сечение сетки не менее 39%". Участник Аукциона в заявке с номером 2 в пункте 55 описания "Сетка тканева" указывает: "Номер сетки 05", "Номинальный диаметр проволоки 0,20 мм", "Живое сечение сетки 39%". Согласно инструкции требуется Сетка тканая соответствие ГОСТ 3826-82 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия. Участник предлагает номер сетки 05 с номинальным диаметром проволоки 0.20 мм, однако согласно Справочной таблице живого сечения, массы, плотности и числа проволок на 1 дм сетки Приложение 1 ГОСТ 3826-82 живое сечение сетки с указанными характеристиками 51.0 %.
- пункт 72 Формы 2 документации об Аукционе "Трубки из поливинилхлоридного пластиката" требуемые параметры: "Электрическая прочность в условиях повышенной температуры в условиях ГОСТ 6433.1-71 6(15-35) 45-75%48 (105) не менее 10 кВ/мм; не менее 10 кВ/мм и не определено". Участник Аукциона в заявке с номером 2 в пункте 72 описания "Трубки из поливинилхлоридного пластиката" указывает: "Электрическая прочность в условиях повышенной температуры в условиях ГОСТ 6433.1-71 6(15-35) 45-75%48 (105) не менее 10 кВ/мм; не менее 10 кВ/мм и не определяют". Согласно инструкции "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами "не менее" - участник закупки предоставляет в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему".
Вместе с тем, изучив документацию об Аукционе, инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, Техническое задание документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе содержит перечень ГОСТ, которым должны соответствовать используемые материалы, например: "Смеси сухие монтажно-кладочные тип 1 соответствие ТУ производителей, Раствор строительный тип 1 соответствие ГОСТ 28013-98 Растворы строительные. Общие технические условия, ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов, Шпатлевка водно-дисперсионная соответствие ГОСТ Р 52020 2003 Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия, Грунтовка соответствие ГОСТ 25129-82. Грунтовка ГФ-021. Технические условия, ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенически требования к воздуху рабочей зоны, Шпатлевка соответствие ГОСТ 10277-90 Шпатлевки, Винты самонарезающиеся тип 1 соответствие ГОСТ 10618-80. Винты самонарезающие для металла и пластмассы. Общие технические условия, Винты самонарезающиеся тип 2 соответствие ГОСТ 11650-80. Винты самонарезающие с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры, Винты самонарезающиеся тип 3 соответтвие ГОСТ Р ИСО 10509 -2013, _".
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в таблице Формы 2.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в Форме 2 документации об Аукционе установлены следующие показатели товара, подлежащего указанию в заявке участника Аукциона, например:
- пункт 3 Формы 2 документации об Аукционе "Грунтовка" требуемые параметры: "Расход грунтовки на однослойное покрытие 50_120 г/м2", "Адгезия пленки до 1* балла";
- пункт 4 Формы 2 документации об Аукционе "Шпатлевка" требуемые параметры: "Эластичность при изгибе мм", "Степень перетира не >90; не нормируется мкм", "Массовая доля нелетучих веществ не менее 60%", "Пенетрация при температуре (25,0+0,5) °С в диапазоне 250*_350*; не нормируется 10-1 мм";
- пункт 11 Формы 2 документации об Аукционе "Раствор строительный тип 3" требуемый параметр: "Норма подвижности по погружению конуса в интервале 0-15 см", "Растворная смесь содержит [золы-уноса] не более 20% массы цемента", "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф не более 740 Бк/кг";
- пункт 26 Формы 2 документации об Аукционе "Ламинированные напольные покрытия (паркет ламинированный)" требуемый параметр: "Максимальное различие по высоте между соседними элементами Hmax до 0,15 мм";
- пункт 38 Формы 2 документации об Аукционе "Болты высокопрочные" требуемые параметры: "Климатическое исполнение: ХЛ;У", "Относительное сужение болтов: ", "Относительное удлинение болтов от 8%", "Класс прочности болтов: 8.8,9.8;10.9,12.9";
- пункт 55 Формы 2 документации об Аукционе "Сетка тканева" требуемые параметры: "Номер сетки должен быть 05", "Номинальный диаметр проволоки не более 0,30 мм", "Живое сечение сетки не менее 39%";
- пункт 72 Формы 2 документации об Аукционе "Трубки из поливинилхлоридного пластиката" требуемые параметры: "Электрическая прочность в условиях повышенной температуры в условиях ГОСТ 6433.1-71 6(15-35) 45-75%48 (105) не менее 10 кВ/мм; не менее 10 кВ/мм и не определено" и другое.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащие требования к содержанию состава заявок на участие в Аукционе, ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного часть 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Изучив проект государственного контракта, Комиссия приходит к выводу, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит идентификационный код закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в проекте государственного контракта идентификационный код закупки, нарушают часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 1 статьи 23, части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что заключен контракт, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы от 09.08.2017 по делу N ВП-419/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
3. Закупка услуг по организации мероприятий путем проведения открытого конкурса недопустима.
Федеральная антимонопольная служба, на основании поступившей информации (обращения), содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, провела внеплановую проверку в порядке, установленной пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя, заказчик в нарушение требований части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе не включил информацию о месте вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе в конкурсную документацию.
В ходе проведения внеплановой проверки довод заявителя не подтвердился, однако Комиссия ФАС России установила, что вопреки требованиям части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик неправомерно избрал способ закупки в виде открытого конкурса, поскольку 10 позиций из списка оказываемых услуг, приведенного в техническом задании конкурсной документации, включены в аукционный перечень и должны проводиться путем аукциона в электронной форме.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 01.08.2017 N ВП-405/17 (полный текст изготовлен 04.08.2017).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего ненадлежащим образом в извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации информацию о месте вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 454 200 рубля;
3) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 5 участников закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "***" с предложением о цене контракта 6 336 070 рублей.
1. Согласно обращению Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса и Конкурсной документации не содержится информация о точном месте проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, в связи с чем Заявитель не смог подать заявку на участие в Конкурсе.
Частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 12:00 24.07.2017.
Согласно извещению о проведении Конкурса установлено следующее место вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе: "Российская Федерация, 000000, г. Москва, ул. ***, д. ***, стр.***"
Согласно пункту 1.17 Конкурсной документации "Место подачи заявок: 000000, Москва, ул. ***, д. ***, стр.***".
На заседании Комиссии представители Заказчика представил видеозапись, согласно которой, 24.07.2017 представитель Заявителя находился по адресу вскрытия конвертов до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе.
Дополнительно представители Заказчика пояснили, что представитель Заявителя не смог подать заявку на участие в Конкурсе по независящим от Заказчика причинам.
Вместе с тем, согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе от 24.07.2017 N ***, на процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе присутствовали представители от 2 участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков
(подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг для нужд Министерства России по организации и проведению в г. Москве форума.
При этом, в соответствии Техническим заданием Конкурсной документации, в рамках объекта закупки предусмотрено, в том числе, следующее: "обеспечение выбора и согласования с Государственным Заказчиком и представление необходимых помещений для проведения встречи"; "обеспечение выбора и согласования с Государственным заказчиком мест размещения участников встречи", "обеспечение транспортного обслуживания членов иностранных делегаций, участвующих в мероприятиях встречи; "обеспечение координации транспортного обслуживания"; "обеспечение организации питания и буфетного обслуживания участников встречи"; "обеспечение и организация переводческих услуг"; "обеспечение поддержания чистоты всех помещений для проведения мероприятий встречи", "обеспечение участников встречи необходимыми канцелярскими товарами", "обеспечение мебелью помещения для Международного Секретариата", "обеспечение мебелью помещения организационного комитета встречи".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что вышеуказанные услуги отнесены к кодам: 68. "Услуги по операциям с недвижимым имуществом", 52.2. "Услуги транспортные вспомогательные", 56. "Услуги общественного питания", 74.3 "Услуги по письменному и устному переводу", 81.21.10 "Услуги по общей уборке зданий", 77.29 "Услуги по прокату прочих бытовых изделий и предметов личного пользования", 17. "Бумага и изделия из бумаги", 32.9 "Изделия готовые, не включенные в другие группировки" и включены в Перечень.
Согласно пункту VI технического задания Конкурсной документации "Качественные и количественные требования к организации встречи", установлен перечень из 25 услуг, которые необходимо оказать в рамках исполнения контракта.
Комиссией установлено, что 10 позиций из вышеуказанного перечня оказываемых услуг включены в Перечень, и должны проводиться путем аукциона в электронной форме.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выбравшего неправомерный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушают положения части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 648/17, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 01.08.2017 N ВП-405/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.