Письмо Министерства здравоохранения РФ от 10 апреля 2017 г. N 25-5/10/1-2028
Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 марта 2017 г. N ДМ-П12-1744 о совершенствовании (унификации) процедур осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе закупок лекарственных средств, в зависимости от типа и организационно-правовой формы заказчика и в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 6 апреля 2017 г. N 9156-НП/Д28и о рассмотрении проекта доклада в Правительство Российской Федерации по указанному вопросу (далее - проект доклада), сообщает следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Необходимо отметить, что Минздрав России в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет закупки:
лекарственных препаратов для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1155 "О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей") (далее соответственно - постановление N 1155, лекарственные препараты);
антивирусных лекарственных препаратов для обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и С и антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов для обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя (постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. N 1512 "Об утверждении Положения об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов В и С, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения и Положения об организации обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения") (далее - лекарственные препараты);
медицинских иммунобиологических препаратов (постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. N 156 "Об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок для передачи федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения Российской Федерации, и Федеральному медико-биологическому агентству, а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований") (далее соответственно - постановление N 156, лекарственные препараты).
Так годовой объем централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов, в 2017 году, составляет более 75,9 млрд рублей. В среднем общее количество процедур на закупку указанных лекарственных препаратов в 2017 году предположительно составит - более 270.
При условии размещения данных закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком закупок Минздрава России на 2017 год - около 11,4 млрд рублей, Министерство здравоохранения Российской Федерации вынуждено будет провести более 570 процедур аукционов в электронной форме.
Вместе с тем, практика проведения закупок Минздравсоцразвития России у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций показала, что более 50% аукционов на поставку лекарственных препаратов были признаны не состоявшимися, поскольку не было подано ни одной заявки, в связи с чем потребовалось дополнительное время на повторное размещение этих заказов и возникли риски несвоевременного обеспечения граждан лекарственными препаратами.
Столь низкий процент участия субъектов малого предпринимательства в торгах на поставку лекарственных препаратов обусловлен высокой ценой поставляемых лекарственных препаратов. Кроме того, ресурсами и возможностями поставки указанных лекарственных препаратов в масштабах всей страны обладают, в основном, крупные поставщики, которые не являются субъектами малого предпринимательства.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 844 и от 13 ноября 2013 г. N 1014 по инициативе Министерства здравоохранения Российской Федерации были внесены изменения в Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 642, в части исключения лекарственных препаратов, закупаемых в соответствии с постановлением N 1155, и иммунобиологических лекарственных препаратов, закупаемых в рамках национального календаря профилактических прививок в соответствии с постановлением N 156 из данного перечня.
Учитывая изложенное, а также высокую социальную значимость лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации считает целесообразным дополнить часть 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ положениями, исключающими из обязанности заказчика в лице Минздрава России, осуществляющего закупку лекарственных препаратов на федеральном уровне, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 658 "О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" федеральные органы исполнительной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами обеспечивают реализацию бюджетных правоотношений с использованием системы "Электронный бюджет".
Система "Электронного бюджета" предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.
Вместе с тем в случае признания аукционов на поставку лекарственных препаратов, централизовано закупаемых Минздравом России, не состоявшимися необходимо внесение изменений в план-график закупок ежегодно сформированного на очередной финансовый год в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 553 "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд", предусматривающих изменение цены и переноса сроков поставок закупаемых лекарственных препаратов, что в свою очередь, из-за длительности процедуры согласования необходимых изменений, приводит к несвоевременному лекарственному обеспечению.
В целях совершенствования (унификации) процедур осуществления закупок для обеспечения государственных нужд, целесообразно предусмотреть, что в случае изменения цены до 10% не вносить изменения в план-график закупок, при этом срок поставки лекарственных препаратов предусмотреть с указанием на период времени 2-3 месяца.
3. В соответствии со статьей 105 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Федерального закона N 44-ФЗ, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Вместе с тем в случае подачи жалобы на аукцион, приостанавливается заключение и исполнение контракта по данному аукциону. При этом учитывая социальную значимость закупаемых товаров, а именно лекарственных препаратов для обеспечения населения страны, появляется угроза несвоевременного обеспечения необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения граждан Российской Федерации.
По мнению Минздрава России, целесообразно ввести финансовую ответственность для заявителя жалобы, в случае ее необоснованности, по результатам рассмотрения компетентных органов.
Дополнительно сообщаем о согласовании проекта доклада, учитывая вышеуказанные предложения Минздрава России.
|
С.А. Краевой |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минздрав России считает целесообразным исключить из своей обязанности заказчика закупку лекарственных препаратов у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Планируется соответствующая законодательная поправка.
Кроме того, ведомство предлагает, чтобы в случае изменения цены до 10% не корректировать план-график закупок, при этом срок поставки лекарственных препаратов предусмотреть с указанием на период времени 2-3 месяца.
Также, по мнению Министерства, нужно ввести финансовую ответственность для заявителя жалобы в случае ее необоснованности, по результатам рассмотрения компетентных органов.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 10 апреля 2017 г. N 25-5/10/1-2028
Текст письма официально опубликован не был