Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "Системные Проекты" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Федеральной службы по аккредитации (далее - Единая комиссия) при проведении Единой комиссией, Федеральной службой по аккредитации (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по модернизации и оказание услуг по поддержанию работоспособности ФГИС Росаккредитации (номер извещения 0195100000117000010) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Единой комиссии:
1. Единой комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "ИБС ЭКСПЕРТИЗА" соответствующей требованиям Конкурсной документации, поскольку в составе заявки указанного участника закупки представлена банковская гарантия, не соответствующая требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
2. Единой комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок по показателям "Квалификация трудовых ресурсов", "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 174 906 660,23 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.07.2017;
5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации, Закона о контрактной системе;
6) минимальное предложение о цене контракта, предложенное участниками закупки - 145 000 000 рублей ЗАО "Системные Проекты".
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 27.07.2017.
8) победителем Конкурса признано ООО "ИБС ЭКСПЕРТИЗА" с предложением о цене контракта 174 400 400 рублей.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно представленному представителем Заказчика протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 27.07.2017 N ПРО 1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) Единой комиссией принято решение о соответствии заявок участников закупки положениям Конкурсной документации, в том числе ООО "ИБС ЭКСПЕРТИЗА" (победитель Конкурса).
Как следует из жалобы Заявителя Единой комиссией неправомерно принято решение о признании заявки ООО "ИБС ЭКСПЕРТИЗА" соответствующей требованиям Конкурсной документации, поскольку в составе заявки указанного участника закупки представлена банковская гарантия, не соответствующая требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно: представленная в качестве обеспечения заявки на участие Конкурсе банковская гарантия от 18.07.2017 (реестровая запись N 04E17736638268170011) не содержит перечень документов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 1005).
Ознакомившись с положениями Конкурсной документации, заявкой Победителя, Комиссия не находит оснований для признания довода жалобы Заявителя обоснованной в связи со следующим.
Постановлением N 1005 установлен перечень документов, предоставляемых заказчиком банку (далее - Перечень), согласно которому бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии направляет гаранту, в том числе:
1) расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
2) платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
3) документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока).
В представленной представителем Заказчика банковской гарантии, содержится указание на необходимость приложения расчета суммы к требованию по банковской гарантии.
Учитывая, что документы, предусмотренные пунктами 2, 3 Перечня предоставляются с банковской гарантией, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, указанные документы с банковской гарантией для обеспечения заявки на участие в Конкурсе не могут быть представлены, поскольку авансирование на стадии подачи заявок на участие в Конкурсе не осуществляется (пункт 2 Перечня), а условие о гарантийном случае распространяется на стадии исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 3 Перечня).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что положения банковской гарантии в указанной части не противоречат положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Конкурсной документации.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), с соответствующими значениями значимости 30%, 70%, а также коэффициентами значимостей 0,3; 0,7.
Критерий содержит следующие показатели:
"Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - Показатель N 1), "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2), "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (далее - Показатель N 3), с соответствующими значениями значимости 50%, 30 %, 20%.
По Показателю N 1 предметом оценки является "выполнение штатными специалистами участника закупки контрольного примера в соответствии с положениями "Требования к контрольному примеру" приложения N 1.1 к информационной карте конкурса. При определении баллов по требованиям, требование считается реализованным, если в предоставленной участником инструкции приведено описание проверки оценки соответствия требования и проверка оценки соответствия требования была пройдена по инструкции Участника и в ходе проверки не возникло ошибок программного обеспечения контрольного примера". Участник должен предоставить в составе конкурсной заявки настроенное программное обеспечение (далее - ПО) контрольного примера и сопроводительную документацию. Согласно приложению N 1.1 к информационной карте конкурса установлены следующие положения (пункт 1.2) "Настроенное ПО контрольного примера может предоставляться в виде дистрибутива ПО или образа виртуальной машины в формате vmware esxi 5.5 GA с настроенным программным обеспечением. Состав предоставляемого ПО должен содержать все необходимые материалы для развертывания контрольного примера на тестовом стенде заказчика (описание стенда приведено в Разделе 3).
Предметом оценки по показателю N 2 является "наличие у участника закупки опыта выполнения работ в области разработки, развития, модернизации, сопровождения информационных систем федерального уровня в 2012-2016 гг., успешно выполненных в интересах государственных заказчиков, без штрафных санкций и ценой не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта данного открытого конкурса
При оценке по данному показателю учитываются только завершенные контракты (договоры), заключенные не ранее 2012 г. Для оценки по данному показателю необходимо представить по каждому контракту его описание, которое должно включать: название заказчика, описание выполненных работ (оказанных услуг), сроки выполнения работ (оказания услуг), стоимость контракта (договора), номер государственного контракта, номер реестровой записи из реестра контрактов в единой информационной системе в сфере закупок. Успешное выполнение контрактов (договоров) подтверждается предоставлением копий контрактов (включая все приложения к ним, являющиеся их неотъемлемой частью) и всех актов выполненных работ (оказанных услуг) по каждому контракту (подтверждающих полноту выполнения контрактов и отсутствие штрафных санкций).Предельно необходимое максимальное значение для показателя (Kпред) равно 15 (пятнадцать) контрактов, подтвержденных приложением копий контрактов и актов выполненных работ (оказанных услуг) по каждому контракту".
Предметом оценки по показателю N 3 является "обеспеченность участника открытого конкурса трудовыми ресурсами, а именно: наличие штатных сертифицированных специалистов, имеющих сертификаты следующего уровня:
1. Специалисты в области управления проектами уровня "Специалисты по управлению проектами уровня не ниже Сертифицированный Управляющий Проектами (IPMA Level B)" или сертифицированный профессионал в управлении портфелями (PMI PfMP) - не менее 1 (одного) специалиста;
2. Специалисты по методологиям, языкам и CASE-средствам моделирования бизнес-процессов (ARIS или UML, или ArchiMate) - не менее 1 (одного) специалиста;
3. Специалисты по управлению информационными технологиями уровня CGEIT (Certified in Governance of Enterprise IT) - не менее 1 (одного) специалиста;
4. Специалисты в области аудита информационных технологий уровня CISA (Certified Information Systems Auditor) - не менее 1 (одного) специалиста;
5. Специалисты в области построения архитектуры информационных технологий уровня TOGAF 9 Certified - не менее 1 (одного) специалиста;
6. Специалисты в области управления ИТ-услугами и ИТ-процессами уровня ITIL V3 Foundation Certificate in IT Service Management - не менее 1 (одного) специалиста;
7. Специалисты в области управления ИТ-услугами и ИТ-процессами уровня Manager's Certificate in IT Service Management - не менее 1 (одного) специалиста;
8. Специалисты в области проектирования и разработки баз данных - не менее 3 (трех) специалистов;
9. Специалисты в области больших данных и/или в области машинного обучения - не менее 2 (двух) специалистов.
Оценке подлежит подтвержденное количество направлений, обеспеченных трудовыми ресурсами, с учетом наличия требуемого количества специалистов по каждому из указанных направлений.
При этом направление считается подтвержденным, если участник конкурса в составе заявки подтвердил наличие необходимого указанного количества специалистов. Учитываются только штатные специалисты, квалификация которых подтверждена представленными в составе заявки копиями соответствующих сертификатов (в случае наличия сертификатов на иностранном языке, копия сертификата должна сопровождаться переводом на русский язык) и копиями документов, подтверждающих наличие данного специалиста в штате компании участника закупки (приказы о приёме на работу специалистов или копии трудовых договоров или копии трудовых книжек). Предельно необходимое максимальное значение - 9 направлений".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе участнику Конкурса с порядковым номером "2" (Победитель) присвоено 94, 94 балла: По критерию "Цена контракта" - 24, 94 балла, По Критерию 70 баллов: по Показателю N 1 - 50 баллов, по Показателю N 2 - 30 баллов, по Показателю N 3 - 20 баллов.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих неправомерность действий Единой комиссии при оценки сведений, представленных в составе заявки Победителем Конкурса.
В отношении оценки заявки Заявителя представители Заказчика сообщили следующее: Заявителю присвоено 44 балла: По критерию "Цена контракта" - 30 баллов, По Критерию 14 баллов: по Показателю N 1 - 0 баллов, по Показателю N 2 - 0 баллов, по Показателю N 3 - 20 баллов, в частности, по Показателю N 1 участником закупки в составе заявки указано, что "для запуска образа виртуальной машины Заказчик должен меть настроенный и функционирующий сервер виртуализации с предустановленным гипервизором VMWqre ESXI 5.5", что не соответствует требованиям приложения 1.1 к информационной карте Конкурсной документации, согласно которым участником закупки должны быть представлены все необходимые материалы для развертывания контрольного примера на тестовом стенде заказчика.
Кроме того, в отношении оценки сведений по Показателю N 2 представители Заказчика пояснили, что контракты, представленные в составе заявки не соответствуют условиям оценки и присвоения баллов, в частности представлены контракты развития информационных систем, в том числе регионального уровня, в то время как оценке подлежат контракты с опытом выполнения работ в области разработки, развития, модернизации, сопровождения информационных систем федерального уровня.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии не противоречат положениям Конкурсной документации.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Между тем, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлен в Конкурсной документации порядок оценки заявок по Показателю N 3, в рамках которого оценке подлежат специалисты, находящиеся исключительно в штате участника Конкурса, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия считает, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что итоговый рейтинг участников Конкурса, ранжированный в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся условий исполнения контракта, не изменился.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Системные Проекты" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 07.08.2017 по делу N К-1003/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 августа 2017 г. N К-1003/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был