Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 августа 2017 г. N 83-АПГ17-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Закрытого акционерного общества "Куриное Царство-Брянск" на решение Брянского областного суда от 23 марта 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества "Куриное Царство-Брянск" о признании недействующими с 1 января 2014 года пункта 1.1 постановления администрации Брянской области от 19 января 2001 года N 17 "Об утверждении Порядка определения и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Брянской области" и постановления Администрации Брянской области от 25 января 2011 года N 40 "О внесении изменений в постановление администрации Брянской области от 19 января 2001 года N 17 "Об утверждении Порядка определения и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Брянской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей ЗАО "Куриное Царство-Брянск" Гетманова А.Н. и Зайцева Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя МУП "Брянский городской водоканал" Фролова Р.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рыжкова М.И., полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением администрации Брянской области от 19 января 2001 года N 17 "Об утверждении Порядка определения и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Брянской области", утвержден (пункт 1.1), в том числе, Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Брянской области (Приложение N 1 постановления).
Закрытое акционерное общество "Куриное Царство-Брянск" обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1.1 постановления администрации Брянской области от 19 января 2001 года N 17 "Об утверждении Порядка определения и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Брянской области" и постановления Администрации Брянской области от 25 января 2011 года N 40 "О внесении изменений в постановление администрации Брянской области от 19 января 2001 года N 17 "Об утверждении Порядка определения и взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Брянской области" с 1 января 2014 года, ссылаясь на противоречие положениям Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый Порядок взимания платы установлен субъектом Российской Федерации с превышением компетенции в области водоснабжения и водоотведения; кроме того, введенный компенсационный коэффициент неправомерно учитывает дополнительные затраты организаций водопроводно-канализационного хозяйства по приему в системы канализации сверхнормативных загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов.
Решением Брянского областного суда от 23 марта 2017 года отказано в удовлетворении административного искового заявления ЗАО "Куриное Царство-Брянск".
В апелляционной жалобе ЗАО "Куриное Царство-Брянск" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе прокуратурой Брянской области, Правительством Брянской области, Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области, МУП "Брянский городской водоканал", представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает необходимым решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Разрешая вопрос о законности оспариваемых административным истцом регионального правового регулирования, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что оно принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований к порядку его принятия, федеральному законодательству в сфере водоснабжения и водоотведения не противоречит, права и законные интересы ЗАО "Куриное Царство-Брянск" не нарушает.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Так, Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" разграничивая полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (статьи 4, 5, 6, 6.1), одновременно указывает в качестве целей и принципов государственной политики в данной сфере охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, снижение негативного воздействия на водные объекты путём повышения качества очистки сточных вод, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение и их абонентов (статья 3); договор водоотведения является публичным договором, он заключается в соответствии с типовым договором водоотведения, утверждённым Правительством Российской Федерации, по этому договору абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (статья 14). Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". (статья 28); организации, осуществляющие водоотведение, абоненты, причинившие вред окружающей среде, возмещают его в полном объёме (часть 1 статьи 29). В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Лимиты на сбросы устанавливаются при наличии у таких абонентов утверждённого плана снижения сбросов (части 1 и 2 статьи 27).
К абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и иных микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежит на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объём отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов").
Следует отметить, что Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 предусмотрен достаточно широкий перечень абонентов обязанных осуществлять локальную очистку сточных вод, однако данная обязанность направлена на обеспечение требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, а не в целях охраны окружающей среды и водных объектов. Утверждение этих Правил не отменяет действия пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67, 69-71 Правил пользовании системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, и постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов", в силу положений которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не лишены возможности вводить меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения признаются централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод, обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса Российской Федерации; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в приёмники, из водонепроницаемых материалов (часть 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
Содержание оспариваемых нормативных правовых актов во взаимосвязи с приведёнными выше федеральными нормами даёт убедительную основу для вывода о том, что установленный субъектом Российской Федерации экономический механизм определения и взимания платы с абонентов, сбрасывающих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населённых пунктов, в том числе введение компенсационного коэффициента, учитывающего дополнительные затраты организаций ВКХ по приёму в системы канализаций сверхнормативных загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов (Кк)), направлен на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, устранения последствий этого воздействия, путём повышения качества очистки сточных вод. Применение данного коэффициента имеет целью возмещение дополнительных затрат организаций ВКХ, которые они вынуждены нести при очистке сверхнормативных сточных вод и загрязняющих веществ, подлежащих после очистки сбросу в сточные водоемы, т.е. является, как справедливо отмечается в судебном постановлении, по существу, компенсацией расходов за исключение негативного воздействия на окружающую среду, а не дублирующей платой за вред, причиненный системам канализации, возмещение которого регулируется Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644. Такой коэффициент применяется только в тех случаях, когда уровень сбрасываемых организацией-абонентом загрязняющих веществ превышает допустимый, представляет собой дифференцированный подход к определению тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ.
При таких данных у суда нет оснований рассматривать оспариваемое правовое регулирование в качестве произвольного, нарушающего права административного истца в сфере водоотведения, на чём настаивает податель апелляционной жалобы.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Брянского областного суда от 23 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Куриное Царство-Брянск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 августа 2017 г. N 83-АПГ17-10
Текст определения официально опубликован не был