Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2017 г. N 5-АПГ17-67
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Малицкого А.М. на решение Московского городского суда от 26 апреля 2017 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления Малицкого А.М. об отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 19 января 2017 года N 3/17 "Об изменении в составе территориальной избирательной комиссии района Преображенское".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения Малицкого А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Московской городской избирательной комиссии Голышева И.В., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Малицкий А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 19 января 2017 года N 3/17 "Об изменении в составе территориальной избирательной комиссии района Преображенское", пунктом 1 которого принято к сведению, что полномочия члена территориальной комиссии района Преображенское с правом решающего голоса Малицкого А.М., выдвинутого Региональным отделением Политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" в г. Москве прекращены.
Заявление мотивировано тем, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод. Запрет на членство в избирательных комиссиях лиц, имеющих второе гражданство, противоречит требованиям части 2 статьи 62 Конституции Российской Федерации.
Решением Московского городского суда от 26 апреля 2017 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Малицкого А.М.
В апелляционной жалобе Малицкий А.М. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе Малицкого А.М., Прокуратурой города Москвы и Московской городской избирательной комиссией представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что полномочия Малицкого А.М. как члена избирательной комиссии прекращены оспариваемым решением Московской городской избирательной комиссией в силу прямого указания Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
В соответствии с положениями статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть лица, имеющие гражданство иностранного государства (подпункт "а" пункта 1).
Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае приобретения членом комиссии гражданства иностранного государства (подпункт "а" пункта 8).
Пунктом 11 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6, 6.1 и 8 указанной статьи, не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными пунктом 4 статьи 21 и статьями 22-27 названного федерального закона. В иной период орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена участковой комиссии не позднее чем в трёхмесячный срок, а нового члена иной комиссии не позднее чем в месячный срок со дня прекращения полномочий выбывшего члена комиссии. В случае невыполнения данных требований нового члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения - избирательная комиссия муниципального района (если такая комиссия не образована, - территориальная комиссия), иной комиссии - вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом. Новый член участковой комиссии назначается из резерва составов участковых комиссий с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 3.1 и 3.2 статьи 22 указанного федерального закона, в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Малицкий А.М. в декабре 2015 года был назначен членом Территориальной избирательной комиссии района Преображенский г. Москвы с правом решающего голоса.
Судом достоверно установлено, что 27 октября 2016 года Малицкий А.М. получил гражданство Республики Польша.
Поскольку названные выше положения федерального законодательства содержат прямой запрет для граждан Российской Федерации, приобретших гражданство иностранного государства, являться членами избирательных комиссий с правом решающего голоса, то оспариваемое решение N 3/17 от 19 января 2017 года Московской городской избирательной комиссией "Об изменении в составе территориальной избирательной комиссии района Преображенское", является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам административного истца, изложенным в исковом заявлении, были предметом проверки суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой Судебная коллегия согласна.
В связи с изложенным и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 26 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малицкого А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 августа 2017 г. N 5-АПГ17-67
Текст определения официально опубликован не был