Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Рекомендации N CM/Rec(2017)2
Руководящие принципы по разработке политики на национальном уровне в целях регулирования лоббирования
Определения
Для целей настоящей Рекомендации и ее принципов:
a) лоббирование - продвижение конкретных интересов путем контактов с должностным лицом в рамках структурированной и организованной деятельности, направленной на влияние на процесс принятия государственных решений;
b) лоббист - любое физическое или юридическое лицо, участвующее в лоббировании;
c) процесс принятия государственных решений - решение, принимаемое законодательной или исполнительной ветвями власти на национальном, региональном или местном уровне;
d) должностное лицо - любое лицо, осуществляющее государственную функцию в законодательной или исполнительной ветвях власти, избранное, нанятое или иным образом замещающее должность;
e) правовое регулирование означает законодательное регулирование, систему саморегулирования или комбинацию перечисленного.
A. Задача правового регулирования
1. Правовое регулирование лоббирования должно повышать прозрачность лоббистской деятельности.
B. Деятельность, подлежащая правовому регулированию
2. Лоббистская деятельность как минимум следующих видов должна подлежать правовому регулированию:
a) лоббисты-консультанты, действующие от имени третьего лица;
b) штатные лоббисты, действующие от имени своего работодателя;
c) организации или органы, представляющие профессиональные или иные отраслевые интересы.
3. Исключения из правового регулирования лоббизма должны быть ясно определенными и оправданными.
C. Свобода выражения мнения, политической деятельности и участия в общественной жизни
4. Правовое регулирование лоббистской деятельности ни в какой форме или манере не должно вмешиваться в демократическое право лиц:
а) выражать мнение и обращаться к должностным лицам, органам и учреждениям индивидуально или коллективно;
b) выступать за политические изменения и изменения в законодательстве, политике или практике в рамках законной политической деятельности индивидуально или коллективно.
D. Прозрачность
5. Информация о лоббистской деятельности в контексте процесса принятия государственных решений подлежит раскрытию.
6. Правила раскрытия должны быть пропорциональны важности предмета процесса принятия государственных решений и должны отражать конституционные гарантии.
E. Государственные реестры лоббистов
7. Государственными органами или иными назначенными субъектами должен вестись реестр лоббистов.
8. Информация, содержащаяся в реестре, должна иметь заявительный характер. Лоббисты обязаны нести ответственность за обеспечение точности и актуальности информации.
9. Реестр должен быть легко доступным и удобным для пользователя. Необходимо, чтобы он был доступен онлайн с простым для использования поисковым механизмом, открыт для общественности, и консультации должны предоставляться бесплатно.
10. Обработка персональных данных из реестра должна соответствовать применимым стандартам по защите персональных данных.
11. Информация, содержащаяся в реестре, должна включать как минимум:
a) имя и контактные данные лоббиста;
b) предмет лоббистской деятельности;
c) личность клиента или работодателя при необходимости.
12. Для дополнительного повышения прозрачности реестры могут включать дополнительную информацию в соответствии с национальными условиями и требованиями.
13. В случае, если государство-участник может продемонстрировать альтернативные механизмы, гарантирующие публичный доступ к информации о лоббистской деятельности и обеспечивающие эквивалентные уровни доступности и прозрачности, может быть признано, что требование о наличии государственного реестра удовлетворено.
F. Стандарты этического поведения лоббистов
14. Лоббисты обязаны руководствоваться принципами открытости, прозрачности, честности и добросовестности. В частности, от них должно ожидаться, что они:
a) предоставляют точную и правильную информацию по своему заданию по лоббированию соответствующему должностному лицу;
b) действуют честно и добросовестно в отношении задания по лоббированию и во всех контактах с должностным лицом;
c) воздерживаются от чрезмерного и ненадлежащего влияния на должностное лицо и процесс принятия государственных решений;
d) избегают конфликтов интересов.
G. Санкции
15. Правовое регулирование лоббирования должно включать санкции за несоблюдение норм. Эти санкции должны быть эффективными, пропорциональными и оказывающими сдерживающее воздействие.
H. Добросовестность в государственном секторе
16. Подходящие меры, адаптированные к национальным обстоятельствам, должны быть введены для исключения рисков, угрожающих добросовестности в публичном секторе, которые могут создаваться лоббистской деятельностью.
17. Меры, упомянутые в предыдущем параграфе, могут включать:
a) период "охлаждения", а именно период времени, который должен истечь либо до того, как должностное лицо может стать лоббистом после увольнения с государственной работы по найму или должности, либо до того, как лоббист может стать должностным лицом после прекращения лоббистской деятельности;
b) руководство должностным лицам по их отношениям с лоббистами, в частности, касающееся:
- отказа от получения подарков и знаков внимания, предложенных лоббистом, или раскрытие информации о них;
- того, каким образом отвечать на контакты со стороны лоббистов;
- сообщения о нарушениях норм или правил ведения лоббистской деятельности;
- раскрытия информации о конфликтах интересов;
- защиты конфиденциальности данных.
I. Контроль, консультирование и информированность
18. Контроль в сфере правил лоббистской деятельности необходимо поручить назначенному государственному органу.
19. Контроль может включать следующие задачи:
a) мониторинг соблюдения правил;
b) предоставление лоббистам и должностным лицам руководств по применению правил;
c) повышение информированности лоббистов, должностных лиц и общественности.
J. Проверка
20. Система правового регулирования лоббистской деятельности должна подвергаться проверке.
<< Назад |
||
Содержание Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-членам N СМ/Rec(2017)2 "О правовом регулировании лоббистской деятельности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.