Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 августа 2017 г. N 117-АПГ17-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кияшко Р.В. на решение Севастопольского городского суда от 4 августа 2017 года, которым ему отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 21 июля 2017 года N 171/912-1 "О регистрации Журавлева И.Г., выдвинутого Севастопольским городским отделением политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, кандидатом в губернаторы города Севастополя".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей Кияшко Р.В. - Посталакий А.С. и Прокофьева М.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавших, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания города Севастополя VI сессии I созыва от 6 июня 2017 года N 884 выборы губернатора города Севастополя назначены на 10 сентября 2017 года.
Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 16 июля 2017 года N 169/900-1 Кияшко Р.В. выдвинутый Севастопольским городским отделением политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован кандидатом в губернаторы города Севастополя.
Постановлением этой же Комиссии от 21 июля 2017 года N 171/912-1 Журавлев И.Г., выдвинутый Севастопольским городским отделением политической партии "ЛДПР - Либерально-демократической партии России", зарегистрирован кандидатом в губернаторы города Севастополя.
Кияшко Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления о регистрации кандидата Журавлева И.Г., указывая на то, что им в поддержку своего выдвижения для регистрации были представлены, в том числе и подписные листы с подписями 8 депутатов, которые ранее отдали свои подписи в поддержку кандидата на должность губернатора Овсянникова Д.В., вследствие чего количество подписей депутатов является недостаточным для регистрации Журавлева И.Г. Данное обстоятельство в силу положений пункта 20 статьи 37, подпункта "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" являлось основанием для отказа в регистрации кандидата.
Решением Севастопольского городского суда от 4 августа 2017 года отказано в удовлетворении административного иска Кияшко Р.В.
В апелляционной жалобе Кияшко Р.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 32, пунктом 1 статьи 33 приведенного Федерального закона определено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
В силу пункта 17 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Законом города Севастополя от 17 марта 2017 года N 330-ЗС "О выборах губернатора города Севастополя" установлен порядок подготовки и проведения выборов губернатора города Севастополя.
Согласно указанному закону выдвижение кандидата осуществляется избирательным объединением не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов губернатора. О выдвижении кандидата Севастопольская городская избирательная комиссия считается уведомленной после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом губернатора (статьи 26, 27).
Статьей 28 этого же закона установлено, что в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, составляет 10 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов губернатора (часть 1).
Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя не менее чем в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число лиц (в абсолютном выражении), которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частью 1 данной статьи, а также число внутригородских муниципальных образований города Севастополя (в абсолютном выражении), указанное в части 3 данной статьи, определяется и обнародуется Севастопольской городской избирательной комиссией в течение трех дней со дня назначения выборов губернатора (части 3 и 4).
Депутат представительного органа внутригородского муниципального образования города Севастополя может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением (часть 5).
Депутат представительного органа внутригородского муниципального образования города Севастополя ставит свою подпись на листе поддержки кандидата. Подписи депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя в поддержку выдвижения кандидата могут собираться со дня выдвижения кандидата (часть 6).
Подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована. После окончания сбора подписей депутатов составляется список лиц, которые поставили свои подписи на листах поддержки кандидата. Указанный список подписывается кандидатом (части 9 и 12).
Согласно части 1 статьи 29 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года N 330-ЗС "О выборах губернатора города Севастополя" для регистрации кандидат представляет в Севастопольскую городскую избирательную комиссию: листы поддержки кандидата с подписями депутатов внутригородских муниципальных образований города Севастополя в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1); список лиц, которые поставили свои подписи на листах поддержки кандидата, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде (пункт 2).
Севастопольская городская избирательная комиссия в течение трех дней со дня представления списка, указанного в части 12 статьи 28 Закона города Севастополя "О выборах губернатора города Севастополя", публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 10 статьи 29 Закона города Севастополя "О выборах губернатора города Севастополя").
Частью 8 статьи 30 приведенного регионального закона закреплено, что проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации, и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата, в количестве, установленном пунктом 1 части 1 статьи 29 данного Закона.
Если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа внутригородского муниципального образования города Севастополя поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше (часть 11 статьи 30 Закона города Севастополя "О выборах губернатора города Севастополя").
В силу частей 1 и 2 статьи 31 Закона города Севастополя "О выборах губернатора города Севастополя" регистрация кандидата осуществляется Севастопольской городской избирательной комиссией, в том числе при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, собранных в поддержку кандидата.
Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 26 мая 2017 года N 154/768-1 определено, что число депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, чьи подписи должны быть собраны в поддержку выдвижения кандидата на должность губернатора города Севастополя, составляет 12 и может превышать данное число подписей, но не более чем на 1 подпись, и составлять не более 13 подписей.
Число внутригородских муниципальных образований города Севастополя, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата на должность губернатора города Севастополя, составляет 8.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Севастопольскую городскую избирательную комиссию были представлены списки лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидатов на должность губернатора города Севастополя Журавлева И.Г. и Овсянникова Д.В. Указанные в листах поддержки кандидатов фамилии, имена, отчества депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя не совпадают.
Установив, что кандидатами на должность губернатора были представлены достоверные сведения относительно поддержки их выдвижения разными лицами, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у избирательной комиссии законных оснований для отказа в регистрации Журавлева И.Г.
Довод апелляционной жалобы о том, что подлежал проверке факт кем, когда, при каких обстоятельствах и какое число нотариально заверенных подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя в поддержку выдвижения кандидата Овсянникова Д.В. было собрано, но не представлено в избирательную комиссию этим кандидатом в поддержку своего выдвижения, основан на ошибочном толковании требований пункта 20 статьи 37 и статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность только тех подписей, которые были представлены кандидатами в избирательную комиссию в поддержку своего выдвижения и регистрации.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании. Оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Севастопольского городского суда от 4 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кияшко Р.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Зинченко И.Н. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 августа 2017 г. N 117-АПГ17-8
Текст определения официально опубликован не был