Методическое письмо к приказу Министра здравоохранения СССР от 30 апреля 1968 года N 340
"О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, врачебных и фельдшерских здравпунктов"
(утв. Министерством здравоохранения СССР 8 января 1969 г. N 02-14/4)
11 октября 1982 г.
Приказом Минздрава СССР от 11 октября 1982 г. N 999 настоящее Методическое письмо признано утратившим силу, за исключением общих положений и методики расчета численности должностей
I. Общие положения
1. По настоящим штатным нормативам определяется максимальное расчетное число должностей по отдельным группам медицинского и педагогического персонала для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению всех возрастов в городских поликлиниках как по территориальному, так и по производственному принципу.
Принципы, методы и формы организации медицинской помощи населению, наименование врачебных и других должностей и их количество по отдельным специальностям в том или ином учреждении определяются руководителями органов и учреждений здравоохранения в зависимости от местных условий и в пределах предоставленных им прав.
Участково-территориальный принцип амбулаторно-поликлинической помощи и организация цеховых участков для обеспечения преимущественной лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий остаются ведущими принципами советского здравоохранения.
Создание единых территориальных участков для оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослым и детям или организация этой помощи раздельно по терапевтическим и педиатрическим участкам; определение численности населения (взрослых и детей) или численности рабочих на том или ином участке; организация приема рабочих, студентов непосредственно на предприятии, в высшем учебном заведении или в поликлинике; сохранение, организация или усиление здравпунктов как за счет должностей, специально предусмотренных нормативами, так и за счет общей численности должностей, положенных по нормативам для амбулаторно-поликлинической помощи всем группам населения в районе деятельности поликлиники как по территориальному, так и производственному принципу, и решение других организационных вопросов с введением в действие приказа N 340 должно осуществляться руководителями учреждений или органов здравоохранения.
2. Новыми штатными нормативами определен уровень преимущественной амбулаторно-поликлинической помощи рабочим промышленных предприятий и строительных организаций.
Для медицинской помощи работникам крупных промышленных предприятий и строительных организаций нормативы предусматривают должности врачей по основным специальностям, независимо от учреждения, в котором они устанавливаются (городская поликлиника, поликлиника "открытой" или "закрытой" медико-санитарной части и т.д.), из расчета 9,2 должности (6,67 должности врачей - участковых терапевтов цеховых врачебных участков и 2,5 должности врачей других специальностей) на 10 тысяч работников предприятий химической, нефтеперерабатывающей, угольной и горнорудной промышленности и 7,5 должности (5 должностей врачей - участковых терапевтов цеховых врачебных участков и 2,5 должности врачей других специальностей) на 10 тысяч работников предприятий других отраслей промышленности и строительных организаций.
Указанные должности и соответствующее им число врачебных должностей вспомогательной группы и должностей другого медицинского персонала предусматриваются сверх должностей для амбулаторно-поликлинической помощи этим работникам по территориальному принципу.
Аналогично решается вопрос и с должностями, предусмотренными штатными нормативами для врачебных и фельдшерских здравпунктов.
3. Число врачебных должностей, предусмотренное новыми штатными нормативами, с учетом врачебных должностей, устанавливаемых в противотуберкулезных, кожно-венерологических, онкологических, психоневрологических и врачебно-физкультурных диспансерах и женских консультациях, позволяют обеспечить 10-11 врачебных посещений на одного жителя в год, а для работников крупных промышленных предприятий и строительных организаций 14-16 посещений (включая профилактические осмотры) на одного работника в год и, кроме того, проведение всей другой профилактической работы.
Поэтому органы здравоохранения могут применять нормативы дифференцированно и вносить соответствующие коррективы при определении штатов амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений) в городах, обращаемость населения которых в связи с заболеваемостью и профилактическими осмотрами составляет менее 10 врачебных посещений на одного жителя в год.
Когда потребность работников промышленных предприятий и строительных организаций в медицинской помощи по месту их работы превышает объем помощи, который может обеспечить поликлиника (медико-санитарная часть) предусмотренной для нее штатными нормативами численностью должностей, эта численность может быть увеличена за счет соответствующего уменьшения расчетной численности по другим поликлиникам (отделениям) города (городского административного района), т.е. должности, предусмотренные нормативами для оказания помощи работникам промышленных предприятий и строительных организаций, обеспечивающие 14-16 посещений на 1 работника в год, должны вводиться дифференцированно, в зависимости от местных условий, в поликлинику (медико-санитарную часть) по месту работы полностью, либо частично в поликлинику (медико-санитарную часть) по месту работы, а частично - в поликлинику по месту жительства.
Эти изменения должны найти отражение в справках, выдаваемых органами здравоохранения соответствующим учреждениям.
4. Нормативы применяются при установлении штатов медицинского и педагогического персонала поликлиник (поликлинических отделений), в том числе медико-санитарных частей, в городах, рабочих поселках и поселках городского типа с общей численностью населения свыше 25 тысяч человек.
Отдельные разделы штатных нормативов поликлиник применяются при расчете штатов центральных районных и районных больниц, расположенных в городах и поселках городского типа (рабочих, курортных и других поселках) с населением свыше 25 тысяч человек, на численность населения этих городов и поселков, которому амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается непосредственно указанными больницами (примечание N 7 приложения N 1 и примечание N 9 приложения N 4 приказа N 340).
Штатные нормативы медицинского персонала врачебных и фельдшерских здравпунктов применяются при расчете числа должностей городских и районных больниц, поликлиник, амбулаторий, в том числе расположенных в городах с населением менее 25 тысяч человек, в сельских и других населенных пунктах.
При этом следует учитывать, что установление штатов центральных районных и районных (номерных) больниц независимо от численности жителей населенного пункта, в котором они расположены, а также штатов поликлиник (отделений) и амбулаторий в городах, поселках городского типа (рабочих, курортных и других поселках), в том числе подчиненных исполкомам городских советов депутатов трудящихся, с населением менее 25 тысяч жителей производится в соответствии с нормативами приказа Министра здравоохранения СССР от 11 ноября 1966 г. N 830. Следовательно, согласно примечанию N 9 приложения N 1 к этому приказу, штаты перечисленных учреждений (поликлиник, медсанчастей, здравпунктов и т.д.) могут при необходимости сохраняться.
В таком же порядке могут сохраняться должности медицинского персонала здравпунктов при промышленных предприятиях в сельской местности с включением их в состав районных или участковых больниц и сельских амбулаторий.
II. Методика расчета численности должностей
Для правильного определения численности должностей по отдельным учреждениям работу необходимо вести в следующем порядке:
- рассчитать число должностей врачей основных специальностей (на численность населения и работников промышленных предприятий и строительных организаций, студентов, учащихся и детей дошкольных учреждений);
- уменьшить полученное число врачебных должностей в связи с оказанием части населения амбулаторно-поликлинической помощи другими учреждениями здравоохранения в целом или по отдельным специальностям, т.е. учесть "дублирование";
- определить число должностей заведующих отделениями по основным специальностям раздельно-освобожденных и не освобожденных от непосредственной врачебной работы;
- уменьшить число врачебных должностей по основным специальностям в связи с введением должностей заведующих отделениями, которые, согласно нормативам, должны выполнять работу врача в полном или частичном объеме;
- выделить из общего расчетного числа врачебных должностей основных специальностей, включая соответствующие должности заведующих отделениями, врачебные должности по амбулаторному приему больных;
- рассчитать количество должностей врачей вспомогательной службы (рентгеновской, лабораторной и т.д.) с учетом наличия централизации отдельных служб;
- определить число заведующих подразделениями вспомогательной службы с одновременным уменьшением соответствующего числа врачебных должностей;
- рассчитать число должностей заведующих поликлиниками, заместителей главного врача;
- скорректировать расчеты при централизации стоматологической помощи.
Аналогично необходимо произвести расчет числа должностей среднего и младшего медицинского персонала (руководящий состав, участковые медицинские сестры и т.д.).
В итоге получается максимальное расчетное число должностей по каждой группе персонала.
Конкретное наименование должностей по группам персонала определяется с использованием, при необходимости, прав руководителей учреждений, предоставленных им циркулярным письмом Министра здравоохранения СССР от 15.IV.67 г. N 01-23/3 (прилагается). Согласно этому письму руководители могут в пределах численности должностей медицинского персонала, полагающихся для поликлиник (отделений) по приказу N 340, усиливать отдельные структурные подразделения и вводить должности любых наименований в пределах общего числа должностей по соответствующим группам персонала. Кроме того, допускается введение должностей работников меньшей квалификации за счет должностей работников более высокой квалификации. При этом вводятся лишь должности таких наименований, которые предусмотрены в действующих штатных нормативах любых учреждений здравоохранения.
Использование руководителями своих прав по замене должностей должно быть отражено в специальной ведомости (приложение N 1).
После этого определяется по группам персонала число должностей, которое может быть установлено в учреждении в соответствии с показателями плана и бюджета текущего года, и формируется штатное расписание учреждения (отделения), которое представляется (в случае использования руководителями своих прав - вместе с "Ведомостью замены должностей") на утверждение.
В штатное расписание может быть введено такое количество должностей по каждой группе персонала, которое получилось в результате расчетов по штатным нормативам и использования прав руководителей по замене должностей. При этом установление той или иной должности производится независимо от условий, предусмотренных штатными нормативами, за исключением специально оговоренных случаев.
Например, поликлиника по нормативам может иметь 49 врачебных должностей, в том числе 7 должностей заведующих отделениями (кабинетами), среди которых должность заведующего кабинетом учета и медицинской статистики, устанавливаемая лишь при наличии 40 должностей врачей, ведущих амбулаторный прием больных. В соответствии с показателями плана и бюджета на текущий год можно установить только 43 врачебные должности, в связи с чем в штатном расписании может быть предусмотрено 36 должностей врачей и все 7 должностей заведующих, в том числе заведующий кабинетом учета и медицинской статистики, несмотря на то, что число фактически установленных должностей врачей, ведущих амбулаторный прием больных, менее 40, либо 6 должностей заведующих и 37 должностей врачей, либо любое другое соотношение, но без увеличения числа заведующих отделениями (7 должностей).
Нормативы врачебного персонала, предусмотренные в разделе А приложения N 1 пунктами 3, 7, 9, 15, 16 "г", 18 и 11 (в части рентгенологов по рентгенотерапии) и в разделе А приложения N 4 пунктом 15; среднего медицинского персонала - в разделе А приложения N 1 пунктами 3, 12 и 15 (в части медстатистика оргметодкабинета) и в разделе А приложения N 4 пунктом 6; младшего медицинского персонала - в разделе А приложения N 1 пунктом 4, а также нормативы персонала скорой медицинской помощи и медицинских сестер (диспетчеров) могут применяться лишь в тех случаях, когда в штатное расписание фактически вводятся соответствующие должности. Изменение наименований этих должностей или усиление за счет них других служб не допускается.
Следует иметь в виду, что так же, как штатные нормативы не определяют конкретной формы организации медицинской помощи населению, так и штатные расписания учреждений не предопределяют рабочего места того или иного работника.
Этот вопрос решается руководством учреждения в зависимости от конкретных условий и целесообразности оказания медицинской помощи отдельным группам населения (рабочим промышленных предприятий, студентам, учащимся и т.д.) по месту их жительства или месту работы (учебы). Поэтому медицинский персонал поликлиники может непосредственно работать на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, в детских учреждениях и т.д. по специальному графику.
Для проведения работы в соответствии с вышеуказанной методикой необходимы данные по показателям, предусмотренным штатными нормативами.
Учитывая, что некоторые данные не могут быть получены по отдельным учреждениям (например, численность населения, проживающего на территории деятельности поликлиники, неизвестна органам ЦСУ), а другие показатели подлежат утверждению вышестоящей организацией или могут быть получены лишь централизованно, органам здравоохранения, которым подчинены соответствующие амбулаторно-поликлинические учреждения (подразделения), предлагается выдавать каждому учреждению (подразделению) справку о плановых показателях для расчета штатов согласно приложению N 2.
Поскольку основой для определения числа должностей по амбулаторно-поликлинической помощи является население, численность которого определяется только по данным органов ЦСУ, органы здравоохранения ежегодно должны получать данные об общей численности населения города (городского района), в том числе детей в возрасте до 14 лет включительно (14 лет 11 мес. 29 дней). Если органы ЦСУ не располагают данными о численности детей, их количество определяется на основании материалов детских поликлиник (отделений). Вычитанием числа детей из общей численности населения (по данным органа ЦСУ) определяется численность взрослого населения.
Распределение населения за отдельными лечебно-профилактическими учреждениями производится органами здравоохранения по подчиненности учреждений. Численность населения по всем справкам, выданным учреждениям здравоохранения, не может превышать данных органов ЦСУ в целом по городу (району).
По усмотрению органа здравоохранения раскрепление населения по учреждениям может быть оформлено приказом.
Централизация отдельных видов медицинской помощи (стоматологической, включая протезирование, помощи на дому в вечернее и ночное время, лабораторной, рентгеновской, физиотерапевтической, по лечебной физкультуре) может также найти отражение в приказе органа здравоохранения.
Кроме того, приказ может включать раскрепление за отдельными учреждениями здравоохранения промышленных предприятий, учебных заведений и детских дошкольных учреждений.
Для обеспечения наибольшей достоверности данных, которые должны быть утверждены для каждого амбулаторно-поликлинического учреждения (отделения), органам здравоохранения рекомендуется предварительно получить от всех учреждений материалы согласно приложениям NN 4, 6, 8 и, кроме того, получить данные по промышленным предприятиям и строительным организациям, высшим и средним учебным заведениям, школам и дошкольным учреждениям от соответствующих органов (ЦСУ, гороно и др.).
При реализации в 1969 г. приказа N 340 органам здравоохранения рекомендуется получить от учреждений дополнительные материалы по штатам согласно приложениям NN 5 и 7. В последующие годы целесообразно получать от учреждений аналогичные данные, но без данных по графам 3 и 6 приложений NN 5 и 7. Для свода материалов (приложения NN 5 и 7) рекомендуются формы сравнительных таблиц (приложения NN 9 и 10).
Необходимость составления документов по формам приложений 4-10 определяют руководители органов и учреждений здравоохранения.
Первый заместитель Министра |
Б. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведена информация по реализации положений Приказа Министра здравоохранения СССР от 30.04.1968 о штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, врачебных и фельдшерских здравпунктов.
В частности, приводится методика расчета численности должностей.
Методическое письмо к приказу Министра здравоохранения СССР от 30 апреля 1968 года N 340 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, врачебных и фельдшерских здравпунктов" (утв. Министерством здравоохранения СССР 8 января 1969 г. N 02-14/4)
Текст документа приводится по изданию Министерства здравоохранения СССР (Москва, 1969 г.)
Методическое письмо разработано Планово-финансовым управлением Минздрава СССР (В.В. Головтеев, А.Л. Маргулис, Д.И. Анискевич и Н.Н. Астафьев) с участием редакционной комиссии, созданной всесоюзным совещанием по введению в действие приказа Министра здравоохранения СССР от 30 апреля 1968 года N 340, состоявшемся в г. Москве 14-16 ноября 1968 года, в составе: доктора медицинских наук В.И. Канта, кандидата медицинских наук М.А. Рогового и представителей министерств здравоохранения: РСФСР - Ю.В. Макашева, Украинской ССР - А.И. Беркмана и Узбекской ССР - А.Г. Темиргалиева.
Приказом Минздрава России от 3 декабря 2020 г. N 1283 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 3 декабря 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказом Минздрава СССР от 11 октября 1982 г. N 999 настоящее Методическое письмо признано утратившим силу, за исключением общих положений и методики расчета численности должностей