В целях разъяснения особенностей применения риск-ориентированного подхода при осуществлении 7 приоритетных видов регионального контроля (надзора) в рамках реализации паспорта приоритетного проекта "Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях" (далее - Приоритетный проект), утвержденного Проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" (протокол от 27 января 2017 г. N 5), и целевой модели "Осуществление контрольно-надзорных полномочий в субъектах Российской Федерации" (далее - целевая модель), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р, сообщаем.
В соответствии с положениями Приоритетного проекта и целевой модели планы проверок на 2018 год по 7 приоритетным видам регионального контроля (надзора) должны быть сформированы с применением риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности и с учетом критериев отнесения подконтрольных субъектов (объектов) к определенной категории риска (классу опасности) (далее - категории и критерии риска). При этом категории и критерии риска разрабатываются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждаются решением Правительства Российской Федерации.
В связи с тем, что в настоящее время разработка и утверждение категорий и критериев риска не завершены, полагаем возможным соблюдение следующей последовательности действий при реализации указанных выше поручений.
В целях своевременного исполнения субъектами Российской Федерации мероприятий Приоритетного проекта и целевой модели Минэкономразвития России на сайте Административной реформы в Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ar.gov.ru в разделе "Контрольно-надзорная деятельность в субъектах Российской Федерации" размещены актуальные по состоянию на 7 августа 2017 г. проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении категорий и критериев риска.
Отмечаем, что положения указанных проектов актов Правительства Российской Федерации могут применяться при составлении планов проверок исключительно в части, не противоречащей действующему законодательству, в том числе положениям Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), иных федеральных законов и принятых в целях их реализации нормативных правовых актов.
При этом обращаем внимание, что в силу положений пункта 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отнесение подконтрольного субъекта (объекта) к определенной категории риска, не предусматривающей проведение в следующем году в его отношении плановой проверки, является основанием для его исключения из плана проверок.
Исходя из изложенного, считаем целесообразным при составлении проектов планов проверок учесть (в части, не противоречащей действующему нормативному правовому регулированию) положения проектов актов Правительства Российской Федерации об утверждении категорий и критериев риска во избежание последующей необходимости изменения указанных планов либо неправомерного проведения плановых проверок подконтрольных субъектов (объектов), отнесенных к категориям риска, не предусматривающим возможность их проведения.
Таким образом, при составлении планов проверок рекомендуем рассмотреть вопрос о невключении в них подконтрольных субъектов (объектов), которые в соответствии с проектами актов Правительства Российской Федерации об утверждении категорий и критериев риска будут отнесены:
1) к низкой категории риска;
2) к средней или умеренной категориям риска (в случае, если исходя из даты проведения последней плановой проверки и установленной для данных категорий риска максимальной периодичности плановых проверок плановая проверка в отношении соответствующих подконтрольных субъектов (объектов) не может быть проведена).
Обращаем внимание, что в настоящее время Минфин России выступил с инициативой об отмене проведения плановых проверок при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции (письмо Минфина России в Генеральную прокуратуру Российской Федерации прилагается). С учетом изложенного по вопросу составления планов проверок по указанному виду контроля рекомендуем обращаться в Минфин России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление нормативного правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений.
Отмечаем, что проекты планов проверок в соответствии с нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ должны быть направлены на рассмотрение в органы прокуратуры в срок до 1 сентября текущего года. При этом после рассмотрения органами прокуратуры указанные проекты планов в рамках их доработки должны быть скорректированы с учетом принятых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации об утверждении категорий и критериев риска по соответствующим видам регионального государственного контроля (надзора), которые, полагаем, к указанному сроку (до 1 ноября 2017 г.) будут одобрены Правительством Российской Федерации.
В заключение отмечаем, что по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении каждого из 7 приоритетных видов регионального контроля (надзора) необходимо обращаться в Минсельхоз России, Минприроды России, Минфин России, Минстрой России и Ростехнадзор соответственно.
По иным вопросам, связанным с реализацией мероприятий Приоритетного проекта и целевой модели, просим обращаться в Минэкономразвития России по телефону (495) 650 87 00, доб. 0918 или по адресам электронной почты: kaskova@economy.gov.ru, klochkov@economy.gov.ru.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
|
С.В. Шипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены особенности применения риск-ориентированного подхода при осуществлении 7 приоритетных видов регионального контроля (надзора) в рамках реализации паспорта приоритетного проекта "Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях". В частности указано следующее.
Планы проверок на 2018 г. должны быть сформированы с учетом критериев отнесения подконтрольных субъектов (объектов) к определенной категории риска.
В настоящее время разработка и утверждение категорий и критериев риска не завершены. Поэтому рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций.
На сайте ar.gov.ru в разделе "Контрольно-надзорная деятельность в субъектах Российской Федерации" размещены актуальные по состоянию на 7 августа 2017 г. проекты актов Правительства РФ об утверждении категорий и критериев риска.
При составлении планов проверок не нужно включать в них подконтрольных субъектов (объектов), которые в соответствии с проектами актов Правительства РФ об утверждении категорий и критериев риска будут отнесены к низкой категории риска; к средней или умеренной категориям риска.
Отмечено, что по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении каждого из 7 приоритетных видов регионального контроля (надзора) необходимо обращаться в Минсельхоз России, Минприроды России, Минфин России, Минстрой России и Ростехнадзор соответственно.
По иным вопросам следует обращаться в Минэкономразвития России.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 18 августа 2017 г. N 23308-СШ/Д09и "О применении риск-ориентированного подхода при осуществлении 7 приоритетных видов регионального контроля (надзора)"
Текст письма официально опубликован не был