Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 сентября 2017 г. N 03-04-05/58030
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц при получении дохода по ценным бумагам, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте, в случае прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счёта в связи с банкротством организации - эмитента ценных бумаг, учитываемых на этом индивидуальном инвестиционном счёте, и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 и со статьёй 214.1 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесённых налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счёт.
При этом в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 219.1 Кодекса в случае прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета до истечения трёх лет с даты заключения налогоплательщиком договора на ведение индивидуального инвестиционного счета (за исключением случая расторжения договора по причинам, не зависящим от воли сторон), без перевода всех активов, учитываемых на этом индивидуальном инвестиционном счёте, на другой индивидуальный инвестиционный счёт, открытый тому же физическому лицу, сумма налога, не уплаченная налогоплательщиком в бюджет в связи с применением в отношении денежных средств, внесённых на указанный индивидуальный инвестиционный счёт, налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 указанной статьи, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней.
Согласно пункту 3 статьи 10.2-1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" индивидуальный инвестиционный счёт это счёт внутреннего учёта, который предназначен для обособленного учёта денежных средств, ценных бумаг клиента - физического лица, обязательств по договорам, заключённым за счёт указанного клиента, и который открывается и ведётся в соответствии с данной статьёй.
Пунктом 3 статьи 10.2-1 указанного Федерального закона предусмотрено, что физическое лицо вправе потребовать возврата учтённых на его индивидуальном инвестиционном счёте денежных средств и ценных бумаг или их передачи другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг, с которым заключён договор на ведение индивидуального инвестиционного счета. При этом возврат клиенту денежных средств и ценных бумаг, учтённых на его индивидуальном инвестиционном счёте, или их передача другому профессиональному участнику рынка ценных бумаг без прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета не допускается.
Таким образом, в случае, если физическое лицо требует возврата учтённых на его индивидуальном инвестиционном счёте ценных бумаг вследствие чего прекращается договор на ведение индивидуального инвестиционного счёта, до истечения трёх лет с даты заключения такого договора, сумма налога, не уплаченная налогоплательщиком в бюджет в связи с применением в отношении денежных средств, внесённых на указанный индивидуальный инвестиционный счёт, налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.