Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 августа 2017 г. N 03-03-06/2/54603
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с обращением по вопросу применения положений статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае заключения соглашения о реструктуризации задолженности по кредитному договору при его окончании сообщает, что в соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщаем, что порядок заключения, изменения и расторжения договоров, возникновение и прекращение обязательств, регулируется гражданским законодательством и на основании статьи 11 НК РФ применяется для целей налогообложения в том значении, в котором определяется гражданским законодательством.
Как следует из обращения, по истечении срока действия кредитного договора заемщик не произвел погашение суммы процентов в установленный договором срок (окончание договора). Сумма задолженности по процентам на основании статьи 266 НК РФ признана сомнительной и включена банком в резерв. В дальнейшем, между банком-кредитором и должником-заемщиком заключено соглашение с целью погашения заемщиком неуплаченной суммы процентов по первоначальному кредитному договору и определен график платежей, позволяющий заемщику погасить задолженность.
Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном названной статьей НК РФ (пункт 3 статьи 266 НК РФ).
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 266 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Учитывая указанное, сумма задолженности, в отношении которой заключено соглашение (договор) о реструктуризации и установлен новый график платежей, перестает отвечать установленным статьей 266 НК РФ признакам сомнительной задолженности и, соответственно, не учитывается при формировании резерва по сомнительным долгам на отчетную дату.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.