Методические рекомендации
по подготовке стратегий развития отраслей экономики
1. Общие положения
1.1. Стратегия развития отрасли экономики - объединение усилий государства и бизнеса, направленных на создание продуктов/услуг с принципиально новыми характеристиками.
Отрасль экономики - совокупность предприятий, характеризующаяся общностью выпускаемых продуктов/услуг.
Продуктовые границы - это круг товаров, относящихся к одному товарному рынку (способность товаров заменять друг друга в потреблении).
Главными задачами разработки стратегий развития отраслей экономики являются:
обеспечение наиболее эффективного решения структурных проблем российской экономики, препятствующих ускорению социально-экономического развития;
обеспечение системного решения проблем развития "человеческого капитала" и повышения благосостояния российских граждан;
обеспечение повышения конкурентоспособности отечественных отраслей экономики и экономики Российской Федерации в целом;
обеспечение реализации приоритетных направлений развития техники и технологий производства, развития научно-технологического потенциала экономики Российской Федерации;
усиление системности мероприятий, планируемых федеральными органами исполнительной власти, и их нацеленности на решение приоритетных задач развития отраслей экономики, определенных Правительством Российской Федерации;
повышение ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти за решение приоритетных проблем;
создание благоприятных условий для участия представителей предпринимательского сообщества, структур гражданского общества, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в решении наиболее важных проблем социально-экономического развития России.
1.2. Стратегии развития отраслей экономики разрабатываются в том случае, если удовлетворяют одному из следующих критериев:
- доходы федерального бюджета от рассматриваемой отрасли занимают/будут занимать в перспективе более 1% общего объема доходов;
- вклад отрасли в ВВП в перспективе более 1%;
- отрасль обеспечивает решение задач технологического развития;
- отрасль обеспечивает выпуск продукции, направленной на поддержание безопасности и обороноспособности России;
отрасль в процессе изменений макроэкономической ситуаций приобрела межотраслевой характер и показатели этой отрасли оказывают существенное влияние на развитие смежных отраслей экономики.
1.3. Стратегии развития отраслей экономики являются отраслевыми документами стратегического планирования, которые, в свою очередь являются частью общей системы документов стратегического планирования в Российской Федерации.
Стратегии развития отраслей экономики, как отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием (статья 19 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации").
1.4. Разработку Стратегии развития отрасли экономики рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
- анализ текущего состояния отрасли экономики;
- анализ действующих мер государственной политики в отрасли экономики, оценка их влияния на финансово-экономическое состояние отрасли;
- определение целей и задач, стоящих перед отраслью в долгосрочной перспективе;
- определение ежегодных значений ключевых показателей, которых должна достигнуть отрасль к окончанию срока действия стратегии развития;
- определение направлений и сценариев развития отрасли экономики, с учетом способов решения проблем и ограничений устойчивого развития, выявленных в ходе анализа состояния отрасли;
- определение перечня конкретных мероприятий для решения проблем и минимизации ограничений устойчивого развития отраслей экономики на долгосрочную перспективу, а также достижения соответствующих значений показателей развития отрасли;
- оценка необходимых объемов ресурсного обеспечения реализации мероприятий стратегии развития отрасли.
1.5. Структура описания Стратегии развития отрасли должна соответствовать этапам ее разработки.
2. Анализ текущего состояния отрасли экономики
2.1. В рамках подготовки стратегии развития отрасли экономики особое внимание следует уделить анализу текущего социально-экономического состояния отрасли, с учетом оценки влияния реализации действующей стратегии ее развития (при наличии), а также стратегий смежных отраслей экономики, которые оказывают значительное влияние на описываемую отрасль.
Анализ текущего состояния отрасли необходимо проводить с учетом ретроспективы 5-10 лет в целях выявления структурных изменений и сдвигов, проблем и ограничений устойчивого развития, наблюдаемых в отрасли.
2.2. При проведении анализа текущего состояния отрасли необходимо выделить следующие аспекты:
- оценка конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем рынках, с учетом оценки потенциала импортозамещения (в тех отраслях, где это необходимо), наращивания доли на внешних рынках;
- описание финансово-экономического состояния предприятий отрасли, с учетом описания инвестиционной активности;
- анализ налоговой нагрузки на предприятия отрасли (доля налоговых отчислений в себестоимости продукции);
- оценка влияния макроэкономических показателей на показатели отрасли;
- оценка зависимости отрасли от мировых экономико-политических процессов;
- оценка изменения вклада показателей отрасли в основные социально-экономические показатели Российской Федерации;
- оценка эффекта реализации мер и механизмов государственного регулирования отрасли, а также оценка влияния мер и механизмов государственного регулирования отраслей, которые оказали влияние на описываемую отрасль;
- анализ положения описываемой отрасли экономики на мировом рынке, возможности повышения конкурентоспособности выпускаемых продуктов/услуг на внешнем рынке;
- анализ зависимости внутреннего рынка от продуктов/услуг импортного производства, возможности и потенциал импортозамещения.
3. Определение целей и задач
3.1. Для определения целей и постановки задач для начала необходимо определить круг возможностей, ограничений реализации этих возможностей и наличие системной проблемы в отрасли для создания продуктов/услуг с принципиально новыми свойствами.
Под системной проблемой понимается одно из ограничений социально-экономического развития, как правило, структурного характера, препятствующих расширению номенклатуры продуктов/услуг, выпускаемых отраслью, в сторону создания продуктов/услуг с принципиально новыми характеристиками.
3.2. Корректность постановки системной проблемы предполагает:
а) формулирование проблемы в терминах системного противоречия (структурной диспропорции) в российской экономике, снижающего ее эффективность и конкурентоспособность, динамику и устойчивость социально-экономического развития;
б) состояние проблемы, ее воздействие на социально-экономические процессы;
в) объективные и субъективные причины (факторы) появления проблемы;
г) вероятные последствия непринятия мер по устранению проблемы (инерционный прогноз).
3.3. При определении инновационного направления развития отрасли, ориентированного на выпуск продуктов/услуг с принципиально новыми характеристиками, требуется обосновать:
а) необходимость участия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в решении данной проблемы с учетом разграничения полномочий между уровнями власти;
б) соответствие направления приоритетам деятельности Правительства Российской Федерации;
в) соответствие направления приоритетам, определенным стратегией социально-экономического развития Российской Федерации;
г) соответствие направления приоритетам, определенным стратегией национальной безопасности Российской Федерации;
д) соответствие направления приоритетам, определенным стратегией научно-технологического развития Российской Федерации;
е) соответствие направления приоритетам, определенным стратегией пространственного развития Российской Федерации.
3.4. Направления развития отрасли должны быть увязаны со стратегиями развития крупных компаний отрасли ввиду того, что именно результаты деятельности этих компаний являются ключевыми показателями отрасли и, как следствие, ведут за собой достижение либо не достижение поставленных целевых значений стратегии.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.4. Необходимо дать развернутую характеристику ожидаемого результата реализации Стратегии развития отрасли, описываемого в терминах постановки системной проблемы. Такая характеристика должна включать оценку:
а) изменения состояния проблемной области, а также положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных (смежных) областях;
б) эффекта от решения данной проблемы в точки зрения поставленных общенациональных задач в основных стратегических документах Российской Федерации;
в) распределения выгод от решения проблемы между бенефициарами (выгодоприобретателями).
3.5. Необходимо определить критерии решения системной проблемы. Эти критерии должны быть сформулированы в терминах результатов (а не затрат) с измеримыми показателями.
По каждому критерию необходимо определить 3-4 целевых индикатора-показателя, отражающих степень решения данной проблемы по выбранному критерию. По каждому из индикаторов должно быть приведено целевое значение, достижение которого означает приемлемый уровень решения проблемы.
При определении целевых значений индикаторов рекомендуется использовать данные, полученные на основе международных сопоставлений и показателей долгосрочного прогноза социально-экономического развития отраслей Российской Федерации.
Значения целевых индикаторов по каждому из показателей должны быть представлены в нескольких вариантах, которые должны опираться на макроэкономические показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российский Федерации.
Значения целевых индикаторов по каждому из показателей рекомендуется свести в таблицу по форме согласно приложению 1.
Необходимо оценить ожидаемые результаты реализации стратегии с точки зрения укрепления стратегической конкурентной позиции российской экономики.
3.6. Под стратегической конкурентной позицией понимается положение российской экономики по отношению к ведущим странам в глобальном экономическом пространстве, задаваемое следующими факторами:
а) уровень инновационного и технологического развития;
б) уровень производительности труда;
в) состояние и условия развития социальной среды и социальной инфраструктуры;
г) обеспеченность экономики природными ресурсами, условия их воспроизводства;
д) развитие производственной и финансовой инфраструктуры;
е) институциональные условия, эффективность государственного администрирования и корпоративного управления;
ж) макроэкономические условия развития, устойчивость и предсказуемость макроэкономических параметров.
4. Определение направлений решения системной проблемы
4.1. Направление решения проблемы - принципиальный способ (концепция) решения данной системной проблемы, определяющий перечень и порядок реализации задач, рамочный объем ресурсов, состав участников реализации стратегии.
4.2. Направление решения проблемы должно быть представлено в нескольких вариантах, которые должны основываться на социально-экономических показателях развития экономики Российской Федерации на долгосрочный период.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.2 Выбор конкретного направления (способа) решения системной проблемы рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
а) определение всех альтернативных способов решения данной проблемы;
б) анализ ограничений и сопутствующих благоприятных факторов, возникающих в рамках каждого из способов решения проблемы. Предварительная оценка объема ресурсов, необходимых для решения проблемы данным способом с разбивкой на предполагаемые объемы бюджетного и внебюджетного финансирования;
в) анализ внешних эффектов и факторов, способных оказать значительное влияние на реализацию выбранного направления;
г) определение бенефициаров и потенциальных участников реализации стратегий;
д) оценка возможных источников финансовых ресурсов;
е) определение оптимального способа решения системной проблемы из числа проанализированных;
ж) оценка рисков не реализации выбранного способа решения системной проблемы.
4.3. По каждому из направлений необходимо предварительно оценить объем ресурсов и изменений в нормативной правовой базе, требуемых для достижения ожидаемого результата. Оценка ресурсов должна быть увязана с анализом ограничений. Кроме того, должны быть оценены примерные сроки достижения ожидаемого результата.
4.4. В рамках каждого из направлений должен быть проведен анализ имеющихся или прогнозируемых (потенциальных) благоприятных факторов, содействующих решению проблемы данным способом. Такими факторами, в частности, могут быть:
позитивные тенденции, в частности, расширение рынков соответствующих видов продукции;
имеющиеся заделы, в том числе, конкурентные позиции на рынках, накопленный ресурсный, кадровый и производственно-технологический потенциал;
наличие организационных условий для решения проблемы данным способом;
действующая нормативная правовая база;
наличие бенефициаров, способных содействовать решению проблемы.
4.5. При анализе внешних эффектов и факторов особое внимание рекомендуется обратить на:
социальные последствия реализации данного направления решения проблемы, в частности, создание новых высокопроизводительных рабочих мест, повышение квалификации кадров и повышение производительности труда на действующих производствах;
укрепление безопасности и повышение обороноспособности страны;
экологические последствия реализации данного направления;
социально-экономическое развитие регионов;
создание новых научно-технологических заделов, внедрение и распространение новых технологий;
развитие новых прогрессивных форм государственного и корпоративного управления, повышение качества менеджмента;
продвижение продуктов/услуг российского производства на внешние рынки.
При описании внешних эффектов, по возможности, должны быть приведены количественные оценки.
4.6. Определение бенефициаров и потенциальных участников реализации стратегии является важнейшим элементом анализа направлений решения проблемы.
Необходимо определить степень заинтересованности и потенциальные формы участия в решении проблемы данным способом следующих субъектов: представителей предпринимательского сообщества; структур гражданского общества; субъектов Российской Федерации; муниципальных образований; иностранных государств, компаний и организаций, представителей научного сообщества.
4.7. Выбор оптимального направления решения системной проблемы должен осуществляться исходя из:
а) действующей нормативной правовой базы, масштабов ее необходимых изменений;
б) затрат ресурсов и эффективности достижения ожидаемого результата, с учетом положительных и отрицательных экстерналий;
в) имеющихся финансовых, организационных, кадровых и иных ограничений;
г) наличия сопутствующих благоприятных факторов, в частности, привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
д) возможности расширения числа участников реализации стратегии и ее отдельных программ, заинтересованности предпринимательского сообщества, структур гражданского общества, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в выбранном способе решения системной проблемы.
5. Определение и оценка рисков реализации направлений решения системной проблемы
5.1. Оценка рисков производится в следующей последовательности:
а) идентификация рисков по источникам возникновения и характеру влияния на решение проблемы данным способом;
б) качественная и количественная, оценка рисков;
в) выбор принципиальных способов реагирования на возникновение рисков и методов их минимизации.
5.2. По источникам возникновения риски подразделяются на следующие группы:
а) макроэкономические риски, связанные с неблагоприятными изменениями общих параметров экономического развития. При этом, рекомендуется исходить из показателей консервативного варианта Сценарных условий и Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период;
б) социальные риски, связанные с возможными негативными социальными последствиями тех или иных мероприятий, что может повлечь за собой коррекцию или остановку реализации стратегии;
в) операционные риски, связанные с несовершенством принятых процедур, технической и нормативной правовой поддержки, подготовки персонала, а также внешних внеэкономических факторов.
5.3. По характеру влияния на решение проблемы риски подразделяются на следующие группы:
а) срыв реализации стратегии: ожидаемый результат не получен;
б) неполное достижение целей: не обеспечен выход на целевые индикаторы, либо возникли дополнительные факторы, частично обесценивающие выход на эти параметры;
в) превышение сроков достижения ожидаемого результата;
г) превышение стоимости достижения ожидаемого результата.
5.4. В рамках качественной оценки риски предварительно сортируются по их важности. Выделяются те из них, которые требуют реагирования уже на ранних стадиях реализации Стратегии. Далее, оцениваются:
вероятности реализации конкретных рисков;
степень воздействия рисков на достижение ожидаемого результата.
Определяются риски, требующие особого внимания по соотношению "вероятность реализации риска - возможные потери".
Определяются возможные при реализации рисков сроки окончания Стратегии и объем дополнительных затрат ресурсов.
5.5. Выбор способа реагирования на отдельные виды рисков:
а) определяется характер реагирования на реализацию важнейших рисков;
б) определяются индикаторы наступления, либо непосредственной угрозы наступления, рисковой ситуации;
в) оценивается необходимый объем дополнительных ресурсов для компенсации последствий от реализации рисков.
6. Определение последовательности решения задач, этапы и сроки реализации стратегии
6.1. В рамках выбранного направления (способа) решения проблемы необходимо четко определить последовательность задач, реализация которых обеспечивает получение ожидаемого результата.
Каждая из задач до
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлены Методические рекомендации по подготовке стратегий развития отраслей экономики.
Они формируются в случае, если удовлетворяют одному из пяти критериев. Первый - доходы федерального бюджета от рассматриваемой отрасли занимают/будут занимать в перспективе более 1% общего объема доходов. Второй - вклад отрасли в ВВП в перспективе более 1%. Третий - отрасль обеспечивает решение задач технологического развития. Четвертый - отрасль обеспечивает выпуск продукции, направленной на поддержание безопасности и обороноспособности России. Пятый - отрасль в процессе изменений макроэкономической ситуации приобрела межотраслевой характер, и показатели этой отрасли оказывают существенное влияние на развитие смежных отраслей экономики.
Приведена последовательность действий при разработке стратегии. Раскрыто содержание конкретных процедур.
Методические рекомендации по подготовке стратегий развития отраслей экономики (разработаны Министерством экономического развития РФ) (по состоянию на 30 июня 2017 г.)
Текст методических рекомендаций размещен на сайте Министерства экономического развития РФ (http://economy.gov.ru)