Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки О.Ж. Комаровой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка О.Ж. Комарова оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":
пунктов 2 и 3 статьи 3, закрепляющих применяемые для целей данного Федерального закона понятия "страховой стаж" и "индивидуальный пенсионный коэффициент";
статьи 11, предусматривающей включение лицам, указанным в части 1 статьи 4 данного Федерального закона (гражданам Российской Федерации, застрахованным в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1); а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись данными лицами за пределами территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2);
частей 1 и 2 статьи 14, устанавливающих, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
частей 1, 9 и 10 статьи 15, закрепляющих формулы, в соответствии с которыми определяется размер страховой пенсии по старости и величина индивидуального пенсионного коэффициента, в том числе за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года.
О.Ж. Комарова также оспаривает конституционность положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), предусматривающих порядок определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14) и суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости) (пункт 1 статьи 29.1).
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют не включать в страховой стаж застрахованных лиц - граждан Российской Федерации, а также не учитывать при исчислении величины индивидуального пенсионного коэффициента периоды работы по трудовому договору в государственных организациях, учреждениях и воинских частях Российской Федерации, расположенных на территории иностранных государств, если за них не уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным судом в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, затрагиваются конституционные права и свободы граждан; к жалобе должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела судом.
Между тем представленными заявительницей материалами не подтверждается применение судами в конкретном деле с ее участием пунктов 2 и 3 статьи 3, пункта 1 статьи 11, частей 1 и 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях", пункта 1 статьи 14 и пункта 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Само по себе упоминание в судебных актах тех или иных норм, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не может расцениваться как их применение в конкретном деле заявителя (определения от 21 декабря 2011 года N 1774-О-О, от 4 июня 2013 года N 832-О, от 22 января 2014 года N 49-О и др.).
2.2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичное правовое регулирование предусматривало и ранее действовавшее законодательство (пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15 января 2009 года N 188-О-П, пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в воинских частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приведенная правовая позиция сохраняет свою силу и подлежит учету всеми правоприменительными органами при разрешении вопроса о возможности зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в воинских частях, дислоцированных на территории иностранных государств, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и нормативными правовыми актами, определяющими особенности в правовом регулировании отношений с участием указанной категории лиц в соответствии с частью первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Что касается оспариваемых положений статьи 14 и части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях", то они, закрепляя общий порядок подтверждения страхового стажа за периоды до и после регистрации в качестве застрахованного лица, а также определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, направлены на обеспечение реализации пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, которой суды общей юрисдикции отказали в исчислении размера страховой пенсии в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", поскольку не был доказан факт ее проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года.
Проверка же правильности выбора правовых норм и их применения, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и фактических обстоятельств конкретного дела заявительницы (в части определения места ее постоянного проживания и гражданства на момент осуществления трудовой деятельности при наличии у нее, как было установлено судом, паспорта гражданина Украины и паспорта гражданина Российской Федерации), к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Комаровой Ольги Жановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2017 г. N 1574-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Комаровой Ольги Жановны на нарушение ее конституционных прав пунктами 2 и 3 статьи 3, статьей 11, частями 1 и 2 статьи 14, частями 1, 9 и 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 14 и пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)