Определение Верховного Суда РФ от 19 июля 2017 г. N 307-КГ17-8528
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Венера" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.10.2016, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу N А13-9392/2016, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Венера" (место нахождения: 160000, город Вологда, проспект Победы, дом 57, этаж 1, помещение 8, ОГРН 1123525011940, ИНН 3525283386; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением об оспаривании действий Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, Предтеченская улица, дом 19, ОГРН 1053500023290, ИНН 3525148002; далее - Инспекция) об отказе 15.04.2016 в принятии объекта, расположенного по адресу: город Вологда, Благовещенская улица, дом 52-а, для осуществления государственного строительного надзора, а также об обязании Инспекции осуществлять государственный строительный надзор при проведении Обществом реконструкции объекта, расположенного по названному адресу.
Определением от 24.10.2016 суд первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произвел замену Инспекции на правопреемника - Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27, ОГРН 1093525000040, ИНН 3525217070; далее - Департамент), привлек к участию в деле Администрацию города Вологды (место нахождения: 160035, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930; далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27.10.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2017 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.04.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами неправильного применены положения статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пункта 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ N 54 от 01.02.2006.
Вынося оспариваемый отказ, Государственный орган не предпринял достаточных мер для принятия обоснованного вывода о возможности подтверждения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов.
Вывод судов о невозможности подтверждения соответствия выполненных до проведения строительного надзора работ требованиям технических регламентов является, по мнению заявителя, необоснованным.
Разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства не признано судами недействительным, объект капитального строительства не признан самовольной постройкой, однако, правовые основания для его дальнейшего строительства отсутствуют.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, земельный участок с кадастровым номером 35:24:0201010:26 площадью 4421 кв. м, расположенный по адресу: город Вологда, Благовещенская улица, дом 52-а, приобретен обществом с ограниченной ответственностью "Ричи" (далее - ООО "Ричи") по договору купли-продажи недвижимого имущества от 31.05.2011 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.07.2011 35-СК N 920657).
10.10.2012 Администрация выдала ООО "Ричи" разрешение N RU35327000-200 на строительство трехэтажного 36-квартирного жилого дома со строительным объемом 22 098 куб. м, общей площадью здания 6773 кв. м, общей площадью квартир 4073,7 кв. м, подземной автостоянкой площадью 1412 кв. м на указанном земельном участке.
На основании договора купли-продажи от 04.02.2015 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:24:0201010:26 зарегистрировано за Обществом - свидетельство о государственной регистрации права от 25.05.2015 35-АБ N 332657.
В связи с обращением заявителя о внесении изменений в разрешение на строительство от 10.10.2012 N RU35327000-200 Администрация 01.06.2015 выдала Обществу разрешение N 35-24-130-2015 на строительство многоэтажного жилого дома со строительным объемом 22 098 куб. м, общей площадью здания 6773 кв. м, общей площадью квартир 4073,7 кв. м, количество этажей не указано на земельном участке площадью 4421 кв. м, расположенном по адресу: город Вологда, Благовещенская улица, дом 52-а.
По заявлению Общества от 16.02.2016 Администрация выдала разрешение от 20.02.2016 N 35-35327000-35-2016 на реконструкцию объекта капитального строительства - "Жилой комплекс по Благовещенской улице, дом 52-а в городе Вологда" со следующими характеристиками объекта: строительный объем 44 307,85 куб. м; общая площадь здания 12 238,71 кв. м; общая площадь квартир 9801,01 кв. м; количество этажей 5-6-7-8.
Общество 17.03.2016 направило в Инспекцию извещение о начале реконструкции спорного объекта капитального строительства, указав дату начала реконструкции - 30.03.2016.
В результате проведенной выездной проверки в отношении спорного объекта капитального строительства установлено, что по состоянию на 12.04.2016 на объекте частично выполнено устройство 4 этажа, устройство перекрытия подземной автостоянки, а также выполняются работы по монтажу окон здания на 1-3 этажах. При этом государственный строительный надзор за строительством объекта не осуществлялся, поскольку извещение о начале строительства (реконструкции) поступило в Инспекцию 17.03.2016. Кроме того, Инспекцией в результате визуального осмотра построенной части объекта установлены нарушения проектной документации и технических регламентов, часть которых имеют критический дефект.
Инспекцией сделан вывод о том, что продолжение работ по дальнейшей надстройке здания приведет к нарушению части 4 статьи 38, пункта 4 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), статьи 54 ГрК РФ, а также о нарушении Обществом при возведении 1 - 4 этажей здания частей 1 и 2 статьи 5, статьи 7, пунктов 5 и 7 части 2 статьи 10 Закона N 384-ФЗ (акт проверки от 15.04.2016).
Письмом от 15.04.2016 N 15-0896/16 Инспекция сообщила Обществу об отказе в принятии спорного объекта для осуществления государственного строительного надзора по указанным выше основаниям.
Считая указанный отказ незаконным, Общество обратилось в суд с названными требованиями.
Суды признали законным и обоснованным оспариваемые действия Инспекции, правомерно исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 54 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 названного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (пункт 1);
2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ (пункт 2).
Частью 2 статьи 54 ГрК РФ установлено, что предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 1);
2) наличия разрешения на строительство (пункт 2);
3) выполнение требований частей 2 и 3 статьи 52 названного Кодекса (пункт 3).
В части 5 статьи 52 ГрК РФ указано, что в случае, если в соответствии с названным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.
Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующего объекта капитального строительства - многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3 части 2 статьи 49 ГрК РФ).
Из пункта 8 Положения N 54 следует, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок (пункт 9 Положения N 54).
Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение:
а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт 10 Положения N 54).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации.
Согласно пунктам 5 и 6 названного Порядка застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 52 ГрК РФ, которое является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок в течение семи рабочих дней с даты получения такого извещения.
Из системного толкования вышеприведенных нормативных положений суды сделали правильный вывод о том, что основной задачей государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и их своевременное устранение в течение всего периода строительства в целях обеспечения безопасности эксплуатации объекта капитального строительства, а потому градостроительное законодательство устанавливает обязанность застройщика предварительно уведомлять уполномоченный орган о планируемом строительстве до начала выполнения строительных работ на объекте.
Судебные инстанции установили, что в соответствии с выданными разрешениями на строительство Общество вправе осуществить строительство трехэтажного многоквартирного дома, при строительстве которого государственный строительный надзор не проводился. Впоследствии (20.02.2016) заявителю выдано разрешение на реконструкцию, начало проведения работ по реконструкции в извещении от 17.03.2016 указано 30.03.2016. При этом на дату направления извещения (17.03.2016) и проведения Инспекцией проверки (12.04.2016) на объекте частично выполнено устройство четвертого этажа, устройство перекрытия подземной автостоянки, а также выполняются работы по монтажу окон здания на 1 - 3 этажах.
Учитывая, что поэтапный государственный строительный надзор при строительстве спорного объекта Инспекцией не осуществлялся, суды правомерно указали, что орган государственного строительного надзора не имеет возможности подтвердить соответствие выполненных в процессе строительства работ требованиям технических регламентов (нормам и правилам), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также безопасность объекта капитального строительства при эксплуатации.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Венера" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 19 июля 2017 г. N 307-КГ17-8528 по делу N А13-9392/2016
Текст определения официально опубликован не был