Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2017 г. N 64-АПГ17-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Регионального отделения в Сахалинской области Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ об отмене постановления избирательной комиссии Сахалинской области N 29/218 от 26 июля 2017 г. "О регистрации списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва, выдвинутого САХАЛИНСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ по единому избирательному округу" по апелляционной жалобе административного истца на решение Сахалинского областного суда от 9 августа 2017 г., которым заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Регионального отделения в Сахалинской области Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ Дятлова Д.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ Валиева А.Р., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Сахалинской областной Думы от 8 июня 2017 г., опубликованным 9 июня 2017 г. в издании "Губернские ведомости", N 101 (5229) и 14 июня 2017 г. на официальном интернете-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/, выборы депутатов Сахалинской областной Думы седьмого созыва назначены на 10 сентября 2017 г.
Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 26 июля 2017 г. зарегистрирован список кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы, выдвинутый САХАЛИНСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (далее - Коммунистическая партия Коммунисты России) по единому избирательному округу.
Региональное отделение в Сахалинской области Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (далее - Коммунистическая партия Социальной справедливости), список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, обратилось в суд с административным иском о признании указанного постановления незаконным и его отмене.
В обоснование заявленных требований с учётом дополнений в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, административный истец ссылался на нарушения Коммунистической партией Коммунисты России процедуры выдвижения списка кандидатов, предусмотренной Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), законом Сахалинской области от 10 апреля 2008 г. N 22-ЗО "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" (далее - Областной закон) и уставом политической партии.
По мнению административного истца, нарушениями избирательного законодательства являются непроведение названным избирательным объединением конференции, к компетенции которой относится выдвижение списка кандидатов в депутаты; подписание неуполномоченными лицами протокола внеочередного общего собрания избирательного объединения от 18 июня 2017 г., несоблюдение отдельными кандидатами, включёнными в список, ограничений, накладываемых на них законодательством о выборах, а также нарушение порядка сбора подписей избирателей, которые собирались на рабочих местах педагогических и иных коллективов, где сбор подписей запрещён, и на подписных листах, изготовленных ООО "Магнит", не входящим в перечень типографий, аккредитованных на выборы.
Административный истец считает, что в подписных листах содержится значительно больше недействительных подписей, чем установлено рабочей группой избирательной комиссии.
Решением Сахалинского областного суда от 9 августа 2017 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Коммунистическая партия Социальной справедливости просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Коммунистическая партия Коммунисты России, Избирательная комиссия Сахалинской области, прокурор Сахалинской области представили возражения на доводы апелляционной жалобы, полагая их несостоятельными, а решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ устанавливает, что решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным федеральным законом, иным законом.
Пунктом 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, к числу которых относятся: несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона (подпункт "а"); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с поименованным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включённых в список кандидатов) (подпункт "б"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включённых в список кандидатов) (подпункт "б.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных поименованным Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включённых в список кандидатов) (подпункт "б.2"); наличие среди подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещён, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "в"); если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "в.1"); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума (подпункт "г").
Аналогичные основания отказа в регистрации списка кандидатов предусмотрены пунктом 7 статьи 29 Областного закона.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, сделал правильное заключение о том, что Коммунистической партией Коммунисты России порядок выдвижения кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы, установленный федеральным и региональным законодательством, нарушен не был.
В пункте 1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ и частях 2 и 3 статьи 21 Областного закона гарантируется право избирательных объединений выдвигать кандидатов и списки кандидатов.
В силу пункта 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ и части 3 статьи 24 Областного закона выдвижение списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон о политических партиях).
Согласно пунктам 2, 4, 6 и 7 статьи 25 Федерального закона о политических партиях решения о выдвижении региональными отделениями политической партии списков кандидатов в депутаты в органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются в соответствии с уставом политической партии на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на конференции регионального отделения делегатов или участников общего собрания регионального отделения политической партии. Уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия такого решения.
Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, как предписано пунктом 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного федерального закона. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов, при наличии которых в соответствии с пунктом 1 статьи 38 этого же закона осуществляется регистрация списка кандидатов соответствующей избирательной комиссией.
Частью 8 статьи 24 Областного закона предусмотрен перечень документов, представляемых уполномоченным представителем избирательного объединения одновременно со списком кандидатов, выдвинутым по единому избирательному округу, к числу которых относится решение съезда политической партии (конференции или общего собрания её регионального отделения о выдвижении списка кандидатов).
Как следует из материалов дела, представленные в избирательную комиссию в соответствии с требованиями пункта 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, статьи 24 Областного закона уполномоченным представителем Коммунистической партии Коммунисты России документы отвечают требованиям закона и устава партии, обстоятельств, которые бы позволили суду сомневаться в легитимности решения избирательного объединения, не установлено.
Правомерно довод административного истца о несоблюдении избирательным объединением порядка принятия решения о выдвижении списков кандидатов в депутаты признан судом первой инстанции несостоятельным.
Представленная в избирательную комиссию и в материалы дела выписка из протокола внеочередного общего собрания избирательного объединения от 18 июня 2017 г., а также протокол внеочередного общего собрания избирательного объединения вопреки утверждению административного истца свидетельствуют о том, что решение о выдвижении списков кандидатов в депутаты принято в соответствии с требованиями статьи 25 Федерального закона о политических партиях, статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, статьи 24 Областного закона и пунктов 6.2, 6.3, 6.7 Устава Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, регламентирующих порядок принятия такого рода решений, с предварительным извещением избирательной комиссии о проведении мероприятия, тайным голосованием на общем собрании регионального отделения, состоящего из 24 членов партии, более чем большинством голосов от числа присутствующих, в надлежащей форме, и которое подписано председателем собрания и секретарём, избранными в качестве таковых, а также согласовано путём его утверждения постановлением заседания Политбюро ЦК Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ от 19 июня 2017 г. N 8.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на учёте в Сахалинском областном отделении Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ на день принятия данного решения состояло более 30 членов партии, следовательно, вопрос о выдвижении списка кандидатов должен решаться согласно положениям Устава политической партии на конференции, не нашёл своего объективного подтверждения в ходе рассмотрения административного дела.
Ссылка на принятие решения об участии в выборах избирательным объединением 7 июня 2017 г., то есть до официального опубликования постановления о назначении выборов депутатов областной Думы, получила надлежащую оценку суда, который обоснованно не признал данное обстоятельство основанием для удовлетворения заявленных требований.
Также не влечёт отмену решения суда и довод административного истца об отсутствии регистрации изменений в Уставе политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ в территориальном управлении уполномоченного органа по месту нахождения её САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ, поскольку само по себе данное обстоятельство согласно действующему законодательству не лишает региональное отделение партии права на участие в выборах, поскольку Устав политической партии и внесённые в него последующие изменения и дополнения зарегистрированы в установленном законом порядке.
Проверяя доводы административного истца о наличии у избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации списка кандидатов по подпункту "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в связи с недействительностью 10 и более процентов подписей избирателей в подписных листах, представленных Коммунистической партией Коммунисты России, от общего количества подписей, отобранных для проверки, суд первой инстанции правильно исходил из предписаний пунктов 11 и 12 статьи 37, пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, частей 9 и 10 статьи 25 Областного закона, а также постановления избирательной комиссии Сахалинской области N 15/78 от 31 мая 2017 г., устанавливающего количество подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, необходимое для регистрации списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы седьмого созыва по единому избирательному округу (не менее 1912 и не более 2103 подписей избирателей, из которых проверке подлежит 20 процентов, отобранных посредством случайной выборки, что составляет 382 подписи избирателей).
Из материалов дела усматривается, что рабочей группой избирательной комиссии проведена проверка 20 процентов из представленных избирательным объединением 2100 подписей избирателей, отобранных посредством случайной выборки, содержащихся в подписных листах папок NN 1-7, по результатам которой 24 июля 2017 г. недостоверными и (или) недействительными признаны 5 подписей избирателей, что составляет 1,3 процента от числа проверенных подписей.
Суд первой инстанции, исследовав подлинные подписные листы, являющиеся предметом проверки рабочей группы, и учитывая информацию, изложенную в официальной справке Управления по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области от 4 августа 2017 г., оставленную без внимания рабочей группой, пришёл к правильному заключению о необходимости признания недействительными еще 10 подписей избирателей, сведения о которых в подписных листах не соответствуют действительности, и 3 подписей в связи с пороками в дате проставления подписи избирателя, правомерно не усмотрев законных оснований для признания недействительными остальных подписей в подписных листах, оспариваемых административным истцом.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно указал, что количество оставшихся подписей избирателей является достаточным для регистрации выдвинутого избирательным объединением списка кандидатов, поскольку количество недействительных подписей не превышает 10 процентов от проверенных подписей.
То обстоятельство, что бланки подписных листов изготовлены юридическим лицом, которое не входит в перечень типографий, аккредитованных на выборы, не свидетельствует о нарушении порядка сбора подписей избирателей и не является соответственно основанием для признания этих подписей недействительными, поскольку данное требование, как правильно отметил суд, не установлено законом.
Поскольку предусмотренные пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ основания для отмены постановления Избирательной комиссии о регистрации областного списка кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы, выдвинутого Коммунистической партией Коммунисты России, отсутствуют, решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства, определила:
решение Сахалинского областного суда от 9 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения в Сахалинской области Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2017 г. N 64-АПГ17-13
Текст определения официально опубликован не был