Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 сентября 2017 г. N 03-04-06/59622
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросам освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц и порядка определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при участии в программах лояльности и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации oт 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
1. Пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ "О внесении изменении в статью 105.15 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" статья 217 Кодекса дополнена пунктом 68, предусматривающим освобождение от налогообложения доходов в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счёт налогоплательщика денежных средств и (или) полной или частичной оплаты за налогоплательщика товаров и (или) услуг российскими и иностранными организациями, полученные в результате участия налогоплательщика в программах указанных российских и иностранных организаций с использованием банковских (платёжных) и (или) дисконтных (накопительных) карт, направленных на увеличение активности клиентов в приобретение товаров и услуг указанных организаций и предусматривающих начисление бонусов (баллов, иных единиц, характеризующих активность клиента в приобретении товаров (работ, услуг) указанных организаций) по основаниям, установленным в соответствующей программе, а также выплату в зависимости от количества начисленных бонусов (баллов, иных единиц, характеризующих активность клиента в приобретении товаров (paбот, услуг) указанных организаций) дохода в денежной или натуральной форме.
Освобождение доходов от налогообложения, предусмотренное данным пунктом, не применяется в следующих случаях:
при участии налогоплательщика в программах российских и иностранных организаций, указанных в абзаце первом пункта 68 статьи 217 Кодекса, присоединение к которым осуществляется не на условиях публичной оферты;
при присоединении налогоплательщика к программам российских и иностранных организаций, указанным в абзаце нервом пункта 68 статьи 217 Кодекса, условиями публичной оферты в которых предусмотрен срок для акцепта менее 30 дней и (или) которыми предусмотрена возможность досрочного отзыва оферты;
при выплате доходов, указанных в абзаце первом пункта 68 статьи 217 Кодекса, в качестве вознаграждения лицам, состоящим с организацией в трудовых отношениях, за выполнение должностных обязанностей, а также в качестве оплаты (вознаграждения) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги) или материальной помощи.
Таким образом, при выполнении условий, предусмотренных пунктом 68 статьи 217 Кодекса, доходы физических лиц, полученные ими в рамках программы лояльности, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты (а в случаях, предусмотренных статьёй 265 Кодекса, убытки), осуществлённые (понесённые) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
С учётом приведённых требований Кодекса затраты организации, связанные с реализацией программ лояльности (бонусных программ), могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в том случае, если соответствующая деятельность направлена на получение дохода за счёт привлечения в организацию большего чиста клиентов, а также сохранения имеющихся клиентов.
При этом следует обратить внимание, что налоговые органы при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, вправе в установленном порядке изменять юридическую квалификацию сделки, совершенной налогоплательщиком, или статус и характер его деятельности.
Одновременно сообщается, что письма Департамента не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Письменные разъяснения Департамента по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться иными трактовками норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При выполнении условий, предусмотренных НК РФ, доходы физлиц, полученные ими в рамках программы лояльности, освобождаются от НДФЛ.
Затраты организации, связанные с реализацией программ лояльности (бонусных программ), могут учитываться при налогообложении прибыли в том случае, если соответствующая деятельность направлена на получение дохода за счет привлечения в организацию большего чиста клиентов, а также сохранения имеющихся клиентов.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 сентября 2017 г. N 03-04-06/59622
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", октябрь 2017 г., N 10