Решение Верховного Суда РФ от 17 августа 2017 г. N АКПИ17-516
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N АПЛ17-421 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вайненкова Н.И. о признании недействующим приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 654 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России", установил:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) от 6 августа 2014 г. N 654 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России" (далее - Приказ) приказы МВД России от 22 октября 2002 г. N 1022 "О создании Комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел", от 25 марта 2004 г. N 194 "О внесении изменений и дополнений в приказ МВД России от 22 октября 2002 г. N 1022", от 23 ноября 2011 г. N 1163 "О внесении изменений в Положение о Комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России и состав Комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденные приказом МВД России от 22 октября 2002 г. N 1022", от 27 августа 2012 г. N 815 "О внесении изменений в состав Комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденный приказом МВД России от 22 октября 2002 г. N 1022" признаны утратившими силу.
Вайненков Н.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа, ссылаясь на то, что он издан с нарушением законодательства Российской Федерации, не был зарегистрирован и опубликован в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763) и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009), нарушает его конституционное право на полное и своевременное пенсионное обеспечение, исчисление и перерасчет пенсии в соответствии с федеральными законами.
В обоснование своего требования административный истец указал, что с 1996 года является пенсионером Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, упраздненной с 1 июля 2003 г. В соответствии с протоколом заседания комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России от 29 декабря 2011 г. N 1, созданной приказом МВД России от 22 октября 2002 г. N 1022 (далее - Комиссия), незаконно произведен пересмотр его пенсии, пенсионерам налоговой полиции были установлены пониженные тарифные разряды (должностные оклады) по сравнению с пенсионерами МВД России, находившимся в равных условиях. По мнению административного истца, приказ МВД России от 22 октября 2002 г. N 1022 о создании Комиссии и последующие приказы о внесении в него изменений в силу положений Указа N 763 не подлежали применению, поскольку в установленном порядке не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), не были опубликованы, не имели юридической силы, в связи с чем незаконно признаны утратившими силу оспариваемым приказом.
Административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Его представители Бутенин С.С. и Вершинин В.М. поддержали административный иск.
МВД России и Минюст России, привлеченные к участию в деле в качестве административных ответчиков, в письменных возражениях указали, что Приказ издан полномочным федеральным органом государственной власти, не подлежал представлению на государственную регистрацию, поскольку признал утратившими силу акты, не прошедшие государственную регистрацию.
В судебном заседании представители МВД России - Курсаев А.В., Булгаков Д.В. и Минюста России - Максутов Р.А. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили в удовлетворении требований отказать.
Выслушав стороны, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, в редакции, действовавшей на дату издания Приказа (утратило силу с 21 декабря 2016 г.), одной из основных задач МВД России - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, является обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России (пункт 1, подпункт 5 пункта 3).
В целях осуществления полномочий, в том числе по пенсионному обеспечению указанных граждан, МВД России имеет право образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в сфере внутренних дел, положения и составы которых утверждает Министр (подпункт 67 пункта 12, подпункт 13 пункта 13, подпункт 7 пункта 21 Положения).
Согласно подпункту 3 пункта 21 Положения, подпункту 3 пункта 20 действующего Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, Министр внутренних дел издает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.
В связи с принятием федеральных законов от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях совершенствования ведомственной правовой базы приказом МВД России от 6 августа 2014 г. N 662, признанным Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 5 сентября 2014 г. N 01/79878-ЮЛ), утверждено новое Положение о Комиссии по решению отдельных спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России и иных лиц.
В силу пункта 7 Правил N 1009 одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.
С учетом изложенного оспариваемым приказом признаны утратившими силу ранее изданные акты о создании Комиссии, об утверждении Положения о ней и ее составе.
По смыслу пункта 18 Правил N 1009, Приказ не подлежал представлению на государственную регистрацию в Минюст России в порядке, установленном данными правилами, поскольку акты, признающие утратившими силу ранее действующие акты, не проходившие государственную регистрацию в Минюсте России, на государственную регистрацию в Минюст России не представляются.
Таким образом, Приказ издан МВД России в пределах его компетенции с соблюдением требований Правил N 1009.
Оспариваемый акт не регулирует отношения, связанные с пенсионным обеспечением, в связи с чем не может нарушать права административного истца на полное и своевременное пенсионное обеспечение, исчисление и перерасчет пенсии в соответствии с федеральными законами.
Доводы представителей административного истца о незаконности Приказа, признающего утратившими силу акты, не имеющие юридической силы ввиду их издания с нарушением порядка, установленного Указом N 763 и Правилами N 1009, не имеют правового значения.
Перечисленные в оспариваемом Приказе утратившие силу приказы МВД России являются недействующими и судебной проверке не подлежат.
Принимая во внимание, что Приказ не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Вайненкова Н.И. о признании недействующим приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 654 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 августа 2017 г. N АКПИ17-516
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N АПЛ17-421 настоящее решение оставлено без изменения